Dakar 2021: команда Сергея Карякина на «экваторе» гонки

Позади более 4000 км по пескам и дюнам Саудовской Аравии, впереди ещё более 3000 км. Этот Dakar уже седьмой для пилота Сергея Карякина. За это время Сергей стал единственным представителем России – победителем и призёром Dakar в двух разных категориях (Quad – 1 место в 2017 году; SSV – 2 место в 2020). По итогам семи спецучастков нынешнего соревнования экипаж Сергей Карякин и Антон Власюк занимает 5 место в зачете Т4. 

Впереди один из самых сложных этапов – марафон в марафоне. 10 января уральский экипаж стартовал на 7 спецучасток, их путь лежал из города Хииль в Сакака. Длина спецучастка составила 453 км, дополнительно лиазоны 284 км. После финиша экипажи остались без технической поддержки. Со своими командами все встретятся лишь на следующий день в городе Неом, преодолев ещё 375 км спеучастков и 334 км лиазонов. Пресса и механики уже ждут их в Неоме.

Сергей Карякин: «Первый день марафона пройден. 12 место на этапе и 5 место в генеральном зачете с отставанием от лидера 52 минуты 02 секунды. Итог этапа — минус три колеса. Попали в колею с камнями и в ней все пробили. Все экипажи ехали в этом месте, но меньше всех повезло именно нам. Проиграли достаточно много времени. Конечно, мы хотели другого результата, но сегодня судьба распорядилась так. Сейчас мы с Антоном занимаемся техникой, а после будем отдыхать и набираться сил на завтрашний день. Техничка и пресскар подъезжают уже к Неому, где будет финиш 8 этапа Dakar 2021».

Соревнование завершится 15 января в Джидде. 

Про соперников

Из 61 экипажа, вышедшего на старт в группе Lightweight vehicle, 31 экипаж – дебютанты Дакара. То есть каждый второй. Ещё пять экипажей значатся как легенды Дакара. Особый статус получают спортсмены, принимавшие участие в марафоне минимум 10 раз. Среди легенд Дакара, в частности, 63-летний Josef Machacek, выходивший на старт гонки 14 раз. Он нам интересен ещё и тем, что является первым победителем в категории “Квадроциклы”. Джозеф не самый старший участник в группе. По нашим данным, этот негласный титул у Грэхема Найта (Graham Knight), который впервые стартовал на Дакаре в прошлом году, когда ему было 68 лет. В этом году ему 69.

Один из важных соперников – экипажи команды South Racing. В этом году команда South Racing привезла на гонку 7 машин. Южноамериканцы продолжают оттачивать надежность и скорость обычного Can-Am Maverick. Огромный опыт участия во всех соревнованиях позволяет им собирать тонны полезной информации. Огромную пользу приносит прямая техническая поддержка завода Rotax. Чтобы бороться с этими ребятами, нужно быть и талантливым инженером, и быстрым гонщиком.

Про работу экипажа

Каким бы замечательным ни был пилот и каким бы профессиональным ни был штурман, друг без друга они не справятся.

В кругу российских участников есть много забавных историй, как пилот и штурман не смогли договориться, куда ехать. Кого-то высаживали посреди пустыни, кто-то просто не хотел после финиша общаться. НИ-КОГ-ДА. Провести вдвоем в узкой машине на жаре по десять часов каждый день в течение двух недель – сложное испытание. Пожалуй, спустя неделю даже самый близкий человек начнет бесконечно раздражать. Что касается ралли-рейдов, то на этот случай есть один известный воспитательный прием: взять на трассу роадбук с прошлого спецучастка и, в порыве очередной ссоры, выбросить его в окно. Всё, мы больше никуда не едем. Отрезвляет. Но это не наш случай.

Сергей Карякин и Антон Власюк дружат порядка пятнадцати лет. Они оба начинали свой спортивный путь с трофи-рейдов на квадроциклах, правда, в разных экипажах. С 2010 года ребята стали ездить вместе и сразу выиграли почти всё, что можно. Свой успех они объясняли просто: обычно в гонках на квадроциклах есть, так скажем, ведущий спортсмен и ведомый. Наши ребята одинаково равносильны, и в процессе преодоления спецучастка постоянно менялись: сначала один строил маршрут, затем другой. Позже какое-то время Сергей и Антон ездили с разными напарниками, а с 2016 года в соревнованиях на мотовездеходах только вместе. 

Про различие категории Т3 и Т4

Больше всего вопросов в этом году в командный чат с болельщиками приходит по поводу зачетных классов Т3 и Т4. С приходом в класс Т3 профессиональных конюшен (OverDrive, PH Sport, X Raid) международная автомобильная федерация посчитала целесообразным разделить мотовездеходы на два класса: прототипы и стандартные SSV (эс-эс-вэ). В Т3 остались мотовездеходы, так скажем, максимально подверженные переделкам. Здесь также находится техника, построенная не на базе мотовездеходов. В Т4 простора для технического творчества заметно меньше, да и выполнены они исключительно на базе серийных side-by-side. В частности, на этом Дакаре большинство машин подготовлено на базе Can-Am и Polaris. Yamaha в Т4 заявлена только одна.

Про лобовое стекло

Многие обратили внимание, что в этом году на багги Сергея Карякина установлено лобовое стекло. По подсчетам болельщиков, из 61 экипажа в Т3 и Т4 на этом Дакаре 39 машин с лобовыми стеклами, при этом только пять из них имеют стекла и на дверях. У остальных багги на дверях стоят сетки. Стекло улучшает аэродинамику машины. Ну и чем дальше караван гонщиков будет уходить в центр полуострова, тем холоднее будет воздух. В прошлом году температура была близка к нулю. 

Конструктивная особенность лобового стекла на мотовездеходе Сергея в том, что оно искривлено в двух плоскостях. Сделано это из-за геометрии рамы и капота. И самое главное, оно с подогревом, чтобы при повышенной влажности его не затягивало. Полноценный очиститель (дворник) решает ту же задачу снаружи. Материал стекла двуслойный триплекс.

Примеры пенализаций

Следят организаторы и за автомобилями технической поддержки и прессы. Максимальная разрешенная скорость в Саудовской Аравии на больших магистралях составляет 140 км/ч для легковых автомобилей, 80 км/ч для грузовых автомобилей. На шоссе в пределах городов 100 км/ч для легковых автомобилей и 50 км/ч для грузовых автомобилей. При этом организаторы Дакара вводят свое дополнительное ограничение для всех машин поддержки в 130 км/ч. Следит за скоростью передвижения ассистанс специальный прибор TRIPY GPS, который каждый автомобиль технической поддержки и прессы получает во время регистрации. Для тех, кто считает, сколько стоит участие в Дакаре, не забудьте приплюсовать к расходам крепление и провода, используемые для работы прибора. 

Как только автомобиль превышает разрешенную скорость, на экране GPS появляется специальный знак, дополняет который раздражающий звук, предупреждающий о нарушении. Информация с прибора передается автоматически по радиосигналу организатору. В случае с прессой и автомобилями технической поддержки, нарушителей наказывают исключительно деньгами. К примеру, за превышение от 1 до 20 км / ч сверх предельной скорости (если совокупное расстояние меньше 1000 м) штраф 200 евро.

А вот если с превышением скорости более чем на 41 км/ч автомобиль проехал более 500 м, то транспортное средство снимается с гонки до следующего этапа + выписывается штраф в размере 2000 евро. Это почти 50% от стартового взноса за участие в Дакаре автомобиля прессы. 

Присутствие служебных транспортных средств / экипажей на участке дороги, на старте или финише выборочного участка, которые не указаны в дорожной книге, приведет к штрафу от 3 часов до дисквалификации ассистированного гонщика. Заметим: учитывается даже не факт оказания помощи, а именно присутствие. За повторные правонарушения экипаж будет исключен. Наказывается любая перевозка запасных частей или услуг транспортным средством, не аккредитованным организатором; а сбрасывание запасных частей с воздуха приведет к штрафу от 6 часов до дисквалификации.

Про планы 

Для Сергея Карякина это седьмой ралли-марафон Дакар. Когда в 2014 году впервые принял участие в этом соревновании, он, по собственному признанию, просто не знал, что его ждет. И испытания, выпавшие на его долю, были очень трудными. Сергей после одного из самых сложных этапов даже думал сойти, но все-таки собрался и финишировал на седьмом месте в зачете Quad. Тогда же, на своем первом Дакаре, он выиграл один из спецучастков, что стало в мире российских ралли-рейдов настоящей сенсацией. 

Сейчас дома у Сергея два дакаровских бедуина – за 1 место в категории Quad в 2017 году, и за 2 место в зачете SSV – результат прошлого марафона. Сергей Карякин не скрывает своих планов – он хочет стать первым человеком в истории, выигравшим эту сложнейшую гонку в трех категориях. После победы в SSV, Сергей думает перейти в Car. Зная, насколько целеустремленный этот человек, можете не сомневаться – он действительно это сделает.

Партнерами команды Сергея Карякина выступают компании DMG MORI, BY, РМК, Кировской завод, Chamovskikh Jewellery House, Ravenol.

Сообщение Dakar 2021: команда Сергея Карякина на «экваторе» гонки появились сначала на 5 колесо.