Как отличить поддельные лампы от оригинала или почему контрафакт стал проблемой общероссийского масштаба

Казалось бы, руки у представителей государственных структур для борьбы с контрафактом развязаны: есть Указ Президента Российской Федерации от 23.01.2015 года «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции», определена стратегия работы в этом направлении до 2020 года и составлены планы по борьбе с этой нечестью вплоть до 2025 года. Более того, в стратегических задачах отмечено, что автомобильная отрасль является приоритетной для наблюдения и принятия мер — слишком много контрафакта на этой площадке. И меры воздействия на негодяев определены.

При ущербе до 250 000 рублей заводится административное делопроизводство по статье 14.10 КоАП РФ, предусматривающее для юридических лиц штрафы в размере пятикратной стоимости контрафактного товара, но не менее 100 000 рублей. Сам товар подвергается конфискации. Те, кто превысил «административный лимит», запросто могут и за решетку угодить: максимальное наказание, определенное статьей 180 УК РФ, предполагает шесть лет лишения свободы со штрафом до 500 000 рублей. Страшно? Не очень. Согласно статистике, ежегодно всего около ста дел, возбужденных по факту оборота контрафакта, доводится до обвинительного приговора в суде, а уголовных дел заводится и вовсе единицы. Ежегодно государственные структуры выявляют контрафактные компоненты общей стоимостью порядка 20 млн рублей, но, как правило, дела в отношении производителей и продавцов этих товаров прекращаются по причине малозначительности вины. Безусловно, «мелочь», если учесть эти 20 млн — всего 0,01 % годового оборота контрафактных запчастей.

Количество обвинительных приговоров по случаям подделки в первой инстанции и объем контрафакта, выявленного и доказанного в суде правоохранительными органами.

ЕСТЬ ЛИ СВЕТ В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ

Самая большая нагрузка по выявлению контрафакта ложится на Федеральную таможенную службу. Представители этого ведомства работают и на границе, и осуществляют выборочный аудит уже ввезенных в страну импортных компонентов. Проблема в том, что значительная часть поставок контрафакта в Россию осуществляется через Казахстан, Кыргызстан и другие страны ЕАЭС, но синхронизации вопросов, связанных с интеллектуальной собственностью, между таможенными службами этих стран нет. Определенный оптимизм вызывает тот факт, что сейчас ведется работа по созданию единого для всех стран ЕАЭС таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности.

Слева — оригинальная лампа OSRAM — четкая надпись на цоколе, выполненная лазером. Справа — контрафакт — надпись нечеткая и легко стирается.

В чем-то может помочь введение обязательной маркировки промышленных товаров. Но и здесь не все просто. Например, с 1 ноября 2020 года такая маркировка стала обязательной для производителей шин, а к 2024 году контрольные идентификационные знаки станут привычной частью продукции, предлагаемой на рынке. Для дорогих товаров возможность установить их подлинность вполне оправдана, но станет ли покупатель проводить такую проверку в отношении товаров дешевых? При этом затраты на маркировку будут заложены в стоимость продукта, и разница в цене оригинала и контрафакта еще больше увеличится. В теории вроде бы и неплохая идея, но при ее осуществлении наверняка найдется немало подводных камней.

1. Слева — оригинальный вид колбы и пайки лампы OSRAM. Справа — контрафакт.
2. Слева — оригинальная лампа OSRAM H4NBU. Четкие границы между синей и прозрачной частями колбы. Справа — контрафакт.

Выше уже говорилось о том, что работа судебной системы в области наказания производителей и продавцов контрафакта пока не столь эффективна. Но вот о чем говорит один из руководителей REAST, международной некоммерческой организации по борьбе с контрафактом, Казимиерас Саржицкас: «Международный опыт демонстрирует, что для успешной борьбы с контрафактом целью правоохранительных органов должно быть не только наказание нарушителей, но и создание условий для добровольного уничтожения контрафакта на ранней стадии. Если нарушители признают вину и добровольно уничтожают товар по согласованию с правообладателем, то не всегда есть необходимость для их привлечения к уголовной или административной ответственности». И это не просто размышления — по словам Казимиераса Саржицкаса, за рубежом эта схема работает. Почему бы и у нас законодательно не предусмотреть возможность уничтожения выявленных контрафактных деталей и оборудования, на котором они производились по досудебному соглашению сторон? Тем более что судебные разбирательства требуют огромных ресурсов и со стороны правоохранительных органов, и со стороны юридических служб правообладателей. Такой же подход вполне применим и к предприятиям, выдающим липовые сертификаты соответствия. В планы нелишне было бы внести такую нормативную категорию, как «автомобильные комплектующие с высоким значением для безопасности дорожного движения», а в планах реализации Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции РФ сфокусироваться на этой категории. Для реализации программы также необходимо более активно привлекать органы МВД (метод контрольных закупок наверняка сыграет важную роль в выявлении контрафакта) и Роспотребнадзора (именно это ведомство ответственно за защиту прав потребителей).

КАК МИНИМИЗИРОВАТЬ РИСКИ

Пока все вышеописанные силы соберутся вместе для решительных действий по искоренению контрафакта, нам, автолюбителям, придется следовать заповеди классиков, говоривших о том, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих. То есть приобретать комплектующие только на рекомендованных производителем или импортером площадках и следовать их же советам по методике проверки подлинности изделий. Именно такой подход, а никак не привлекательная цена, позволит избежать покупки фальсификата. Сегодня многие производители, работающие в сфере aftermarket, стараются обеспечить свою продукцию различными степенями защиты. Производители автомобильных ламп не стали исключением. И это очень важно, так как есть прямая зависимость между количеством ДТП, произошедших из-за неисправности внешних световых приборов, и объемом контрафактных ламп, представленных на рынке. Корреляция данных впечатляет. И уж коль скоро мы заговорили об автомобильных лампах, то стоит привести еще пару цифр. Например, только в 2019 году из-за оборота контрафактных ламп из доходов Федерального бюджета России упущено в части НДС 461 млн рублей. Понятно, что на большинство из нас эта цифра большого впечатления не произведет. Куда важнее то, что контрафактные лампы, в среднем, служат в три раза меньше, а значит и заменять их нам придется чаще. Таким образом, материальная выгода от покупки контрафакта не очевидна. Кроме того, при текущем обороте контрафактных ламп годовой объем отходов первого класса опасности увеличивается на 7,8 тонн. Это так, в дополнение.

Теперь от теории к практике. В свете этого материала специалисты компании OSRAM дали несколько советов для того, чтобы вы смогли узнать «врага» в лицо и отличить добро от зла. А затем, для чистоты эксперимента, мы отправились в магазин и произвели рекомендованную OSRAM проверку продукции буквально не отходя от прилавка.

Проверка ламп OSRAM на подлинность. Считываем 7‑значный код на упаковке ламп и на официальном сайте OSRAM в разделе OSRAM Trust вводим данные.

Сообщение Как отличить поддельные лампы от оригинала или почему контрафакт стал проблемой общероссийского масштаба появились сначала на 5 колесо.