«Я ничего не понимаю в IT-индустрии, но я точно знаю, что без IT-технологий сегодня не жить», — так прокомментировал нашему изданию ситуацию на рынке логистики один из известных российских грузоперевозчиков. Вывод профессионала звучит логично: именно удаленный мониторинг позволяет автопаркам максимально автоматизировать процессы и найти резервы для ведения своего бизнеса, например сократив расход топлива или уменьшив время простоя.
Вообще, цифровизация является одним из ключевых трендов развития транспортной отрасли, поэтому данные телеметрии актуальны для всех участников процесса.
До недавнего времени серийные решения по оснащению машин заводской телематикой — Mercedes PRO Connect, Iveco Daily Business App — были прерогативой европейских автопроизводителей. Но в сегменте мало- и среднетоннажного транспорта эта тенденция далеко не массовая. Решить проблему возможно при помощи сторонних IT-партнеров — они предлагают мультибрендовые решения, но за плату, а кроме того, придется вмешиваться в электронику автомобиля. На практике компании, обладающие собственным автопарком, предъявляют жесткие требования к подобным системам. Особенно, если дело касается сохранения заводской гарантии. Рынок грузоперевозок захотел получить такой сервис сразу с конвейера.
Из российских компаний такое решение первой предложила «Группа ГАЗ». Еще в 2017 году она приняла решение о старте инновационного проекта — установки в производимые транспортные средства интегрированных телематических устройств с возможностью передачи данных в интернет. Вот что рассказал руководитель центра развития цифровых технологий марки ГАЗ Сергей Александров: «Горьковский автомобильный завод начал заниматься созданием интеллектуальных технологий на транспорте несколько лет назад по инициативе акционера нашей компании Олега Дерипаски. В рамках данного направления была создана и единая платформа для доступа к цифровым услугам — GAZ Connect». Это комплекс цифровых сервисов, построенный на собственных серверах, установленных в «Группе ГАЗ».
С 2018 года производитель начал поэтапную установку телематических блоков на автомобили семейств «Газель Next», «Газон Next», а также большинство модификаций семейств «Газель Бизнес» и «Соболь Бизнес».
Система GAZ Connect позволяет владельцам контролировать с помощью мобильного приложения и вэб-портала информацию с датчиков и бортовых систем автомобиля в режиме реального времени. Среди показателей, транслируемых системой, — местоположение автомобиля, уровень и расход топлива, температура охлаждающей и тормозной жидкости и их уровень. Слежение за скоростными параметрами, давлением масла и напряжением бортовой сети. Также сервис включает в себя и дополнительные возможности: связь с выбранным дилерским центром, помощь на дорогах, страхование, работу топливных карт и многое другое. Система особенно актуальна для владельцев небольших парков, которые бесплатно получают готовый продукт, позволяющий в реальном времени следить за всеми автомобилями.
Доступ к цифровым сервисам GAZ Connect предоставляется бесплатно и не требует абонентской платы за базовый пакет на весь период пользования, затраты на интернет-трафик несет оператор. Единственное, что в данный момент подключить можно только те автомобили, на которых блоки телематики были установлены серийно. Дооборудовать ими технику, находящуюся в эксплуатации, пока нельзя.
При подключении услуги GAZ Fleet пользователь получает доступ к расширенным возможностям по управлению автопарком: назначение заданий и контроль за их выполнением, контроль движения по установленным маршрутам, в том числе — создание геозон, за пределы которых выезд автомобиля запрещен, анализ параметров по каждому автомобилю. В число обрабатываемых показателей могут входить средняя скорость, время выполнения задания, время в пути и время простоя, средний расход топлива и другие параметры для оптимизации бизнеса.
Система позволяет формировать большое количество отчетов, включая такие важные, как общее время в пути, время стоянок и пробег за выбранный период. Параллельно с этим пользователь будет видеть отчеты о нарушениях скоростного режима и сравнение уровня расхода топлива по разным автомобилям.
GAZ Fleet предусматривает разный уровень доступа для разных пользователей — от водителей до бухгалтерии и руководства. Например, среди дистрибьюторских компаний актуален сервис по созданию заданий для водителей и формирование геозон на каждый автомобиль. А еще телематические отчеты об автомобилях позволяют ощутимо экономить за счет изучения стиля езды водителей. Теоретически, если он регулярно демонстрирует одну и ту же манеру вождения, а потом меняет свои привычки, система может зафиксировать аномалию и просигнализировать об этом.
Информация об эксплуатации автомобиля (она хранится на сервере в обезличенном виде) интересна и автопроизводителю — мы вступили в эру BigData, и без современного рынка цифровой трансформации применительно к автомобильной отрасли не обойтись.
В начале нынешнего года вышел новый релиз мобильного приложения, его интерфейс сделали более удобным с учетом замечаний пользователей. А в планах на ближайшее будущее поиск новых решений для профессионального управления автопарком. Например, в данный момент «Группа ГАЗ» работает над внедрением чат-бота GAZ Connect: виртуальный собеседник будет на связи с клиентом в режиме 24/7 и оперативно сможет ответить на вопросы пользователей.
Новый онлайн-сервис, несомненно, найдет применение среди пользователей. И это становится лишним поводом для «Группы ГАЗ» дать фору конкурентам. Цифровых сервисов в автоиндустрии становится все больше, и это хорошо. Конкуренция — двигатель прогресса.