Мотоциклы Ява: о чем в СССР мечтал каждый подросток

Чешские мотоциклы в СССР считались лучшими: едва ли не единственная двухколесная иномарка, доступная советскому мотоциклисту, была предметом вожделения и гордости, исчезнув вместе со своей эпохой. Или нет?

Выставка начинается с пары великолепно отреставрированных моделей, Perak 250 1946 года и Perak 350 1949-го. Именно эта парочка стала точкой отсчета для всех моделей марки, включая те, что выпускаются до сих пор. И главное, даже спустя семь десятилетий, мотоциклы притягивают взгляды и выглядят необычно. Представьте, какое впечатление они производили в свое время!

Сразу за ними – мотоциклы, знакомые нам: длинная вереница шестивольтовых «Старух» всех видов и модификаций выбивает слезу из представителей старшего поколения. Один из таких был если не у них самих, то уж точно у соседей и сослуживцев. И наверняка каждый вспомнит пару историй, связанных с этими мотоциклами.

Здесь же собраны и «колесочные» модификации с боковыми прицепами Velorex, а также одноколесными прицепами Pav – большой редкостью по нынешним временам. Когда-то, когда мотоцикл заменял автомобиль, на таком можно было запросто махнуть к югу, прокатившись по крымским серпантинам.

Экспозиция плавно перетекает в восьмидесятые и мотоциклы, знакомые следующему поколению. Алые 634-ки сменяются 638 моделями, которые у нас почему-то называли «Бананами». Единственная советская модель, которая могла хоть как-то с ними конкурировать – ИЖ «Планета-Спорт», и та не смогла вернуть советским мотоциклистам веру в отечественного производителя.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - img_9225-1024x768.jpg

«Старые песни о главном» – то, что до сих пор пылится в гаражах на всем постсоветском пространстве, можно было бы назвать банальным набором. Но организаторы постарались сделать выставку интересной даже для искушенных фанатов марки. Следом за серийными моделями начинается экзотика.

После развала СССР и резкого падения производства, чешский завод остался один на один с устаревшими, неконкурентоспособными моделями. Пытаясь выжить, он эксперементировал с форматами мотоциклов и покупкой двигателей на стороне. Часть этих опытов, тираж которых не превышает сотни экземпляров, представлен на выставке.

Для многих это окажется новостью, но завод Jawa жив до сих пор и благополучно выпускает 640-ю модель, которая представляет из себя модернизированную знакомую нам 638-ю. Разумеется, у себя в Евросоюзе, где мотопроизводители подстраиваются под Евро-5, продавать байки с чадящими двухтактными моторами они не могут, зато на нашем рынке мотоцикл представлен!

А для себя чехи выпускают другую модель – Jawa 350 OHC, построенную на китайской лицензионной копии Honda CB400SS, которая также продается в России. Иными словами, история «Явы» вовсе не заканчивается и шансы погулять на вековом юбилее любимой марки у ее фанатов довольно высоки.

Что же до выставки, то это яркий пример того, как из, казалось бы, набившей оскомину темы можно сделать яркое мероприятие, интересное каждому. Не удивительно, ведь ее организаторами выступили представители мотоклуба «Ява Москва» и легендарный Илья Сорокин, известный своими Олдтаймер галереями. Выставка продлится до 17 октября.