i-TC.ru : интернет-журнал про автомобили

Неизвестные Jeep, которые вас удивят

Неизвестные Jeep, которые вас удивят

Планета Jeep, усеянная непроходимыми болотами, покрытая густыми лесами и испещренная каменистыми пустошами, кажется досконально известной всем и каждому буквально с самого детства. Тем интереснее ее малоизвестные, но очень интересные герои, скрывающиеся в тени популярности всемирно знаменитых собратьев.

«Кирпич» Cherokee XJ и Grand Cherokee во всех своих многочисленных проявлениях, начиная ранним ZJ и заканчивая могучим SRT Trackhawk, космополит Renegade и суровый пикап Gladiator, культовый Wrangler и люксовый Grand Wagoneer разных поколений… Казалось бы, старый добрый Jeep известен как облупленный, однако это иллюзия. В истории и предыстории американской легенды, фактически начавшейся с армейского Willys MB 1941 года от компании Willys-Overland Motors, хватает белых пятен.

CJ-3A Farm Jeep и Jeep Tractor

До боли примитивный и неказистый, смахивающий на самобеглую повозку, слепленную сельскими умельцами в ближайшем амбаре, — таков «джип» особого деревенского назначения. Перед тем, как огульно обвинять фирму Джона Виллиса в тайной нелюбви к согражданам и желании заставить их страдать в этом, с позволения сказать, автомобиле, следует вспомнить его непосредственную область применения и историю возникновения подобных механизмов.

Неизвестные Jeep, которые вас удивят
CJ-3A за работой в поле
cj3a.info

Перед нами специальное фермерское исполнение модели CJ-3A, формально уходящее корнями в период после Первой мировой войны. В те времена машины начали заменять лошадей в поле, и одним из таких механических помощников стал Universal Tractor от Willys-Overland стоимостью 1500 «баксов».

Один из первых серийных CJ-3A Farm Jeep
cj3a.info

Импульс для нового витка развития аграрной техники дал, как ни странно, славный вояка Willys MB. В апреле 1942 года Департамент сельского хозяйства протестировал пару армейских внедорожников в качестве легких тракторов. Их признали крайне полезными для фермерской деятельности, но неподходящими для возделывания земли — работы затрудняла недостаточная высота дорожного просвета, из-за которой днище цепляло взращенные культуры, и малая колея, не соответствовавшая ширине рядов с посадками. То были не единственные тесты: согласно информации из книги Фредерика Колдвелла, посвященной предсерийным гражданским Jeep, колледж штата Вашингтон проводил свои испытания машин в 1943 и 1944 году.

cj3a.info
cj3a.info

Боссы Willys-Overland определенно радовались открывавшимся перспективам, но при этом не хотели видеть многочисленные демобилизованные «джипы» на гражданской службе. Опыт других производителей доказал пагубность подобной практики, существенно ограничивавшей интерес к новым машинам, изначально спроектированным под определенные задачи.

Подсуетившись, компания уже в 1944 году представила первый гражданский CJ-1 (CJ – Civilian Jeep) на базе покрытого шрамами «солдата». Производственный цикл внедорожника оказался очень коротким, но начало было положено. От ветерана Второй мировой он отличался усиленным сцеплением, измененными, более «низкими» передаточными числами и сцепным устройством для установки плуга. Восемь лет спустя «фермерские» наработки воплотились в CJ-3A Farm Jeep и Jeep Tractor на основе третьего поколения «си-джея» с более человечной эргономикой и усиленной подвеской.

cj3a.info
cj3a.info

«Фермер», разрекламированный вместе с собратом в таких тематических изданиях, как Country Gentleman и Farm Journal, представлял собой «си-джей» с гидравлическим лифтом для крепления разных сельскохозяйственных приспособлений, сцепным устройством и защитой карданного вала и другим оснащением.

Jeep Tractor являлся еще более специализированной машиной — достаточно лишь окинуть взглядом транспортное средство на исторической фотографии чтобы понять это. Спидометр, клаксон, передние амортизаторы, запасное колесо, оптика, лобовое стекло, масляный фильтр — все это отсутствовало. Для водителя в джинсовом комбинезоне и с докрасна загорелой шеей куда большую ценность представлял вал отбора мощности и другое специфичное оснащение.

Jeepster

Беглый взгляд по милым очертаниям «Джипстера» не позволяет идентифицировать его как члена семьи настоящих Jeep. Скорее, зритель увидит в нем транспортное средство для проведения американской «Операции Ы» с участием габаритных граждан – баскетболистов или игроков в заокеанский футбол. Заглянув в технические характеристики и натолкнувшись на упоминание о заднем приводе, он и вовсе поперхнется.

Впрочем, удивляться здесь нечему — компания Willys-Overland не давала присягу президенту Гарри Трумену выпускать исключительно полноприводники. Версии с задними ведущими колесами присутствовали в гамме послевоенного пикапа-долгожителя Willys Jeep Truck и родственного внедорожника Station Wagon. В случае с соплатформенным Jeepster большой интерес представляет не столько задний привод, сколько нетривиальная концепция в целом.

Willys-Overland Jeepster
Willys-Overland

Кабриолет, унаследовавший у внедорожных собратьев лишь отдельные стилистические нюансы, представлял собой попытку производителя отступить от утилитарной идеологии линейки Civilian Jeep и открыть для себя рынок по-настоящему гражданской техники.

Рекламные изображения как нельзя лучше отражали целевую аудиторию детища дизайнера Брукса Стивенса — в нем восседали не военнослужащие или фермеры, а прилично одетые джентльмены и леди, мимо которых проплывали пейзажи респектабельного пригорода. Интересно, что «Джипстер» позиционировался также в качестве дамской машины, и это обстоятельство увековечено в словах одноименной песни британской рок-группы T. Rex: «Girl, I’m just a Jeepster for your love».

Willys-Overland Jeepster
Willys-Overland

На фотографиях автомобиль не производит впечатление великана, а по факту еще компактнее, чем можно себе предположить — его длина составляет 4420 мм, а колесная база равна 2642 мм. В моторной гамме числился 2,2-литровый четырехцилиндровый Go-Devil и рядный шестицилиндровый агрегат Hurricane объемом 2,6 литра. Модификация с V-образной «восьмеркой» не предлагалась, но, несмотря на это цена вышла поистине астрономический, около 1900 долларов! В итоге Jeepster просуществовал лишь с 1948 по 1950 год и разошелся в количестве 19 132 экземпляра.

FJ Fleetvan

Представьте себе июльское утро 1969 года. Где-то высоко-высоко в небе творится история — пилотируемый космический корабль «Аполлон-11» с Нилом Армстронгом и Баззом Олдрином на борту мчится к лунной поверхности. Тем временем в частный сектор неспешно въезжает почтовый заднеприводный Jeep DJ-3A на базе «си-джея», известный как Dispatcher. Водитель, распределяющий письма и корреспонденцию с известиями об эпохальном событии, сидит справа — во время частых остановок ему не приходится каждый раз обходить машину.

Jeep Dispatcher

Действительно ли янки посещали спутник Земли или засняли свое пребывание в голливудской студии, какие версии содержатся в книге Билли Кейсинга «Мы никогда не были на Луне» и что на сей счет думает наш прославленный космонавт Алексей Леонов? Об этом как-нибудь в другой раз — сейчас нам интересен DJ и соплатформенный очаровательный FJ-3/FJ-3A Fleetvan, который тоже служил в доставке и близко не выглядел каноничным представителем внедорожного племени. «Джипом» в привычном понимании там и не пахло.

Jeep Dispatcher

Коробчонка, вызывающее желание погладить ее по панорамному лобовому стеклу или почесать за зеркалом заднего вида, подвешенным у самой крыши, разрабатывалась не для внедорожной трассы Rubicon Trail. В основу «почтальона» легло «ди-джеевское» шасси с 80-дюймовой колесной базой (2032 мм). По некоторым данным, кузов длиной всего 3429 мм выпускала компания Highway Products из штата Огайо. При снаряженной массе в 1361 кг и 72-сильном четырехцилиндровом двигателе тихоходный развозной фургончик брал на борт груз весом в тысячу фунтов (454 кг) и имел полезный объем в 3,11 кубометра.

Jeep Dispatcher

Кроме FJ-3 на благо граждан трудился FJ-3A с 81 дюймами (2057 мм) между осями и увеличенной на 483 мм длиной кузова.

Jeep Dispatcher

Развозные «джипы» производились с 1961 по 1965 год. Их преемником стал не менее комичный FJ-6 на базе CJ-6.

Jeepster Commando

Во второй половине шестидесятых Kaiser Jeep предприняла попытку атаки на позиции Ford Bronco II, International Scout 80 и Toyota Land Cruiser J40. Название нового оружия служило напоминанием о послевоенном «Джипстере», производившимся жалкие три года, но теперь за ним скрывался совершенно другой автомобиль. Небольшие габариты, шасси CJ-6 со 101-дюймовой колесной базой (2565 мм), 75-сильная «четверка» Hurricane или Dauntless V6 мощностью 160 л.с., представлявший собой версию двигателя Buick 225 и, очевидно, названный в честь пикирующего бомбардировщика компании Douglas времен Второй мировой войны — таким Jeepster Commando увидела американская аудитория.

Jeep Jeepster Commando Convertible
Kaiser Jeep

Привлекательность модели добавляла опциональная автоматическая коробка передач Turbo-Hydramatic TH400 производства General Motors, сделавшая нашего героя первым компактным полноприводником с двумя педалями, а заодно и широкая вариативность кузовов с характерной скошенной задней частью.

Jeep Jeepster Commando Pickup
Kaiser Jeep

Внедорожник предлагался в формате пикапа, универсала с цельнометаллической «скорлупой», кабриолета и даже так называемого родстера.

Jeep Jeepster Commando Roadster
Kaiser Jeep

Jeepster Commando оказался долгожителем по сравнению с тезкой конца сороковых годов — он выпускался с 1967 по 1973 год, застав переход Kaiser Jeep в собственность American Motors Corporation в 1970-м и чуть позже претерпев модернизацию.

Jeep Jeepster Commando
American Motors Corporation

На смену стилистическим цитатам Civilian Jeep пришло оформление передней части кузова в традиционном для начала нового десятилетия ключе с широко расставленными фарами, массивной хромированной окантовкой и без характерного для Jeep эффекта отдельно стоящих крыльев. Погоню за последними дизайнерскими трендами продиктовала в том числе насущная необходимость модифицировать моторный отсек под долгожданные крупнообъемные агрегаты AMC — рядные «шестерки» объемом 3,8 и 4,2 литра, а также 5,0-литровый V8.

Этими апдейтами программа обновления не исчерпывалась. В названии, сокращенном до просто Commando, фигурировал индекс C104, указывавший на удлиненную колесную базу (2642 мм). Тираж финальных версий с «сердцами» от American Motors Corporation составил 20 223 единицы.

CJ-8 Scrambler

Имя Jeep в первую очередь ассоциируется с многочисленными внедорожниками, и лишь затем перед глазами восстает образ замечательного грузовичка Comanche, пребывавшего в родственных связях с Cherokee XJ, увалень Gladiator SJ на пару с преемником J-series, выпускавшиеся с 1962 по 1988 год и современный «Гладиатор» на базе Wrangler, который сводит с ума джиперов по всему миру. В когорте пикапов американского бренда есть свои забытые герои, к коим относится эффектный CJ-8 Scrambler.

Jeep CJ-8 Scrambler
Jeep

Основу залихватского «трака» составил CJ-7, представленный в 1976 году. Несведущий, для которого все «си-джеи» на одно лицо, вряд ли отличил бы исходный внедорожник от предыдущего CJ-5 даже за половину золотого запаса США из Форт-Нокс. Тем не менее, между двумя вроде бы похожими машинами не стоял знак равенства. Новинка сохранила паритет с «пятеркой» по моторной гамме, но имела удлиненную с 2121 мм до 2370 колесную базу и опциональную систему постоянного полного привода Quadra-Trac. Пикапу, чье расстояние между осями составило 2616 мм, она, увы, не досталась — CJ-8 довольствовался традиционной схемой парт-тайм с бездифференциальным подключением передней оси и, кстати, не комплектовался V-образной «восьмеркой».

Экс-президент США Рональд Рейган и его Jeep CJ-8 Scrambler
offroadaction.ca

C 1981 по 1986 год на дороги вышли 27 792 «Скрэмблера». Модель экспортировалась в Австралию, служила на Аляске в качестве почтальона и даже стояла в гараже Рональда Рейгана, голливудского актера, губернатора штата Калифорния и 40-го президента США. Политический деятель, окрестивший Советский Союз «империей зла», был тем еще джипером! Его верным помощником в нелегком сельском труде на ферме Rancho del Cielo площадью 278 гектаров стал CJ-6 1962 года. Поговаривают, что видавший виды вездеход так и остался любимчиком Рейгана, несмотря на подаренный ему супругой Нэнси свеженький синий CJ-8 Scrambler.

CJ-10

«Красавчик» Jeep Compass первого поколения безоговорочно лидирует среди самых уродливых моделей американской марки, но, право слово, в ее истории есть и другой, не менее вызывающий и отталкивающий «симпатяга».

Посмотрите на физиономию малоизвестного CJ-10 с прямоугольными фарами в крыльях и частоколом радиаторной решетки вместо семи традиционных прорезей… Вот, где триллер! Эстетика в данном случае идет по остаточному принципу — утилитарный автомобиль на шасси «трака» J-10 создавался явно не для конкурса красоты и даже не для США. Такие грузовички, в частности, колесили по австралийскому аутбеку, распугивая ядовитую фауну рокотом 2,5-литровой бензиновой «четверки», рядного шестицилиндрового мотора объемом 4,2 литра и даже ниссановского 3,2-литрового дизеля.

CJ-10
Bring a Trailer

В первой половине восьмидесятых местные военные задумали обновление своего парка и, кстати, всерьез рассматривали CJ-10. Увы, всю идею сгубила высокая цена, не позволившая хорошо показавшему себя на тестах пикапу подняться по армейской карьерной лестнице.

CJ-10
Bring a Trailer

СJ-10 некрасив, но не ужасен, а с лифтом подвески и на шинах внешним диаметром 37 дюймов он почти хорош собой, чего не скажешь про осевшие в Штатах CJ-10A. Эти уродцы с рядными «шестерками» Nissan создавались в качестве военных аэродромных тягачей, а потому интересны с точки зрения оснащения. Они сходили с конвейера в Мексике с 1984 по 1986 год, а затем совершали путешествие в американский штат Мичиган на предприятие PSI-Mobile, которое проводило окончательную конверсию.

CJ-10
fourwheeler.com

В итоге на свет появлялись «пауэрлифтеры», окрашенные в темно-зеленый армейский цвет и с сильно укороченной колесной базой — расстояние между осями было уменьшено с 3040 мм аж до 2235 мм. Позади кабины громоздился большой топливный бак, инструментальный ящик и увесистый компрессор. Несмотря на колоссальную весовую прибавку, по данным издания Fourwheeler превысившую 900 кг, монстр умудрялся тянуть за собой объект массой более 18 тонн. Всего было произведено около 2300 экземпляров.

Exit mobile version