Наш ДзенМой аккаунтПоделись ссылкойВход / РегистрацияУдалить из закладокПоиск по сайтуДобавить в закладкиМои закладки
От «Захара» до «Урала»: история грузовиков из Миасса

От «Захара» до «Урала»: история грузовиков из Миасса

22 июня 1941 года началась Великая Отечест-венная война. В октябре было принято решение об эвакуации завода имени Сталина в Ульяновск, а 30 ноября Государственный комитет обороны постановил перебазировать рабочих литейных, штамповочно-механических и моторных цехов из Ульяновска на Урал, в город Миасс, где с 1939 года шло строительство военного завода № 316. С этого момента началась история Уральского автозавода.

От «Захара» до «Урала»: история грузовиков из Миасса

Несмотря на морозы, усталость, неналаженный быт, днем и ночью, без крыши над головой, не прерываясь ни на минуту, люди продолжали монтаж оборудования. Весной 1942 года Миасский автомоторный завод, на котором предполагалось изготовлять не только двигатели, но и коробки передач, задние мосты, начал выпускать продукцию. В марте 1942 года начала работу линия обработки поршневых колец, через месяц была изготовлена первая коробка, а в конце апреля был собран двигатель. К концу 1942‑го на Миасском автомоторном заводе было изготовлено свыше 9 тыс. двигателей и 15 тыс. КП.

В сравнении с предыдущими моделями, УралЗИС-355М выделялись более высоким уровнем комфорта и даже поставлялись в Финляндию и Афганистан.

Учитывая острую потребность нашей страны в автомобилях, в 1943 году ГКО принимает решение преобразовать Миасский автомоторный завод в автомобильный. Началось строительство новых цехов, и в 1944 году вступили в строй цеха шасси, литейные, деревообрабатывающие. 8 июля 1944 года Уральский автомобильный завод выпустил первую «трехтонку» УралЗИС-5. Через несколько дней партия автомобилей УралЗИС-5 отправилась на фронт.

«Трехтонки», несмотря на то, что у них привод был только на задние колеса, обладали прекраснейшей проходимостью. Они могли работать на любом, самом низкосортном бензине, а в жаркое время года даже на керосине, слыли прочными, надежными и выносливыми автомобилями. Если что и случалось, то отремонтировать машину можно было безо всякого сложного инструмента.

ЗИС-5В: легендарный «Захар» в годы войны выпускался в упрощенном варианте с деревянной кабиной.

В отличие от базового ЗИС-5, автомобили ЗИС-5В и УралЗИС-5, предназначенные для использования на фронтах войны, выпускались в упрощенном варианте — с деревянными кабиной, дверями и подножками, дерматиновой крышей, тормозами только на задних колесах и в подавляющем большинстве только с одной — левой фарой. Боковые борта кузовов таких автомобилей были не откидывающимися.

После Великой Отечественной войны автомобили УралЗИС-5 использовались при восстановлении хозяйства. В 1947 году на Уральском автозаводе им. Сталина начался выпуск самосвалов УралЗИС-351, подъем кузова у которых осуществлялся с помощью цилиндра и промежуточных тяг. Тогда же на шасси УралЗИС-5 стали выпускать мусоровозы, поливочно-моечные и пожарные машины, автокраны.

УралЗИС-355М прославился на освоении целинных земель Урала, Сибири, Казахстана.

В течение 1947–1950 годов УралЗИС-5 подвергался доработкам и усовершенствованиям. Его стали оснащать кузовом с тремя откидывающимися бортами, тормозами с гидроприводом, новым глушителем, был усилен редуктор заднего моста. В 1950 году, после ряда усовершенствований электрооборудования, трансмиссии, оснащения откидывающимся держателем запасного колеса, автомобилю было присвоено обозначение УралЗИС-5М. В дальнейшем у этого автомобиля был доработан двигатель, в результате чего его мощность повысилась с 73 до 85 л. с.

В те же годы в Центральном научно-исследовательском институте механизации и энергетики лесной промышленности СССР (ЦНИИМЭ) были созданы опытные образцы древесно-угольных газогенераторных установок, предназначенных для этих автомобилей. С одной стороны, твердое топливо было альтернативой бензину, а с другой — мощность двигателя, работавшего на твердом топливе, заметно падала, газогенераторная установка была довольно тяжелой, для нее требовался большой запас дров, что снижало грузоподъемность.

Люди — главная сила завода «Урал».

В 1952 году на Уральский автомобильный завод прибыл Андрей Липгарт, снятый по ложному обвинению с должности главного конструктора ГАЗа. В Миассе Липгарт принимал участие в дальнейшем усовершенствовании автомобиля УралЗИС-5М.

В конце 1955 — начале 1956 годов изделия вновь подверглись доработкам. В частности, автомобили стали оснащать новым рулевым управлением, топливным баком увеличенного объема, гнутыми передними крыльями. Обновленный автомобиль получил обозначение УралЗИС-355.

Дальнейшее усовершенствование модели Урал-ЗИС-355 привело к увеличению колесной базы, удлинению грузовой платформы, была повышена мощность двигателя, автомобиль стали оснащать рычажными амортизаторами, обтекаемой цельнометаллической кабиной. Усовершенствованный вариант был назван УралЗИС-355М, или «эмка». Если вы забыли, как он выглядит, вспомните культовый фильм «Джентельмены удачи», где троица зеков купалась в цистерне с цементом.

В 1943 году ГКО принимает решение преобразовать Миасский автомоторный завод в автомобильный.

Новый этап в истории Уральского автозавода начался с освоения трехосных машин повышенной проходимости. В 1953 году Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ) получил задание разработать полноприводной грузовой автомобиль многоцелевого назначения грузоподъемностью 4–5 тонн. Работу над этим проектом возглавил заведующий лабораторией автомобилей высокой проходимости и новым отделом Николай Коротоношко. Первые образцы грузовых 5‑тонных внедорожных автомобилей НАМИ-020 с колесной формулой 6х6 были изготовлены в конце 1956 года на заводе опытных конструкций НАМИ. На испытаниях НАМИ-020 брал подъемы до 32, преодолевал брод глубиной до 1,2 м, уверенно работал на бездорожье с 5‑тонным прицепом.

Серийный выпуск таких автомобилей был поручен Уральскому автозаводу. В связи с этим на предприятии началась коренная реконструкция, и в 1961 году параллельно с выпуском двухосных грузовых автомобилей началось производство полноприводных трехосных, названных «Урал-375». За создание автомобиля НАМИ-020 Коротоношко и коллектив разработчиков получили Государственную премию. Выпуск двухосных автомобилей «Урал-355М» прекратился в 1965 году — тремя годами раньше Уральский автомобильный завод им. Сталина — УралЗИС был переименован в УралАЗ. Использовались «Урал-375» в Вооруженных Силах, строительстве и сельском хозяйстве. Высокая проходимость этих автомобилей достигалась за счет не только постоянного полного привода, но и большого дорожного просвета и системы регулирования давления в шинах. На базе «Урал-375» выпускались седельные тягачи, шасси для установки специального оборудования. В 1964 году была создана модификация «Урал-377» с колесной формулой 6х4. В 1967 году за высокие достижения, создание и выпуск автомобилей повышенной проходимости Уральский автомобильный завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

УралЗИС-355М предназначался, прежде всего, для освоения целинных земель.
От «Захара» до «Урала»: история грузовиков из Миасса

Для нужд нефтегазовой промышленности в 1969 году в НАМИ начались работы над грузовыми вездеходами НАМИ-0157БК и НАМИ-0157М, состоящими из двух гусеничных платформ, соединенных опорно-поворотным устройством. В 1974 году НАМИ-0157М был рекомендован для доводки и серийного выпуска на Уральском автомобильном заводе, где было начато производство таких вездеходов, названных «Урал-5920».

Следующей разработкой УралАЗа стал автомобиль сельскохозяйственного назначения «Урал-5557», мелкосерийное производство которого началось в 1983 году (на шасси устанавливались разные кузова и спецоборудование). А 1989 год ознаменовался созданием четырехосного автомобиля «Урал-5323» с унифицированной кабиной КАМАЗ.

В 1990‑х годах предприятие попало в сложную экономическую ситуацию. Выпуск автомобилей резко сократился: если в 1991 году их было выпущено 31 371, то в 1998‑м — 2489. Заводу пришлось освоить изготовление непрофильной продукции. Однако в конце 90‑х, после реконструкции и технического перевооружения производства, положение стало исправляться. Возрос выпуск автомобилей, появилось новое семейство автомобилей бескапотной компоновки грузоподъемностью 6 и 10 тонн. В 2010 году начался выпуск полноприводных автомобилей «Урал-32552» и «Урал-3011‑59» с колесной формулой 4х4.

В 2015 году вышел в свет автомобиль нового поколения «Урал Next», который позволил увеличить долю «Урала» на рынке тяжелых грузовиков. «Урал Next» оснащен новым кабинным модулем, установленным на модернизированном шасси. Через год предприятие объявило о начале производства автомобилей «Урал Next 6х4» дорожного семейства.

Перспективная модель бескапотного дорожного семейства с колесной формулой 6х4 — пример современного модельного ряда.

В настоящее время завод «Урал» является одним из крупнейших изготовителей грузовых автомобилей в нашей стране. В список его продукции входят полноприводные грузовики, самосвалы, седельные тягачи, шасси с колесной формулой 4х4, 6х6, 8х8, а также неполноприводные трехосные самосвалы, седельные тягачи, шасси для установки специального оборудования. Техника с квадратом на эмблеме поставляется в 40 стран мира. И как и другие предприятия УрФО, называемого «опорным краем державы», АЗ «Урал» вносит неоценимый вклад в экономику страны.

i-TC.ru
Left Menu Icon