Первый тест Skoda Octavia 2021 года: сложно желать, трудно не купить

В новом поколении чешской модели интерьер резко перестал быть тоскливым, набором опций Skoda почти догнала Mercedes, а по комфорту подвески устремилась в сторону Camry. Ну где тут найдёшь слабое место! Цена? На двойку она будет начинаться лишь при заказе всех опций, но такой автомобиль играет уже в лиге седанов класса D, которые меньше не стоят. В средних комплектациях получится 1,6–1,7 миллиона. Если считаете, что это много, то вы просто не уследили за ценами на Короллу, Элантру и Джетту.

На старте продаж Octavia доступна с одним мотором 1.4 (150 сил), механикой или автоматом и в трёх комплектациях
Версии 2.0 (190 л.с., DSG-7) и 1.6 (без наддува, 110 л.с., АКП-6) появятся во втором квартале, а цены на них пока не известны
С автоматом базовая Octavia 1.4 Active Plus стоит 1 466 000, средняя Ambition Plus 1 556 000 и топовая Style Plus — 1 757 000. Вариант с механикой — на 57 тысяч дешевле
Приставка Plus к привычным названиям комплектаций по замыслу маркетологов намекает на то, что их наполнение стало богаче в сравнении с таковым у предшественницы
«Полный фарш» со всеми опциями и пакетами стоит больше 2,2 миллиона, но и оснащение у такой машины — лучше всех в классе
Полного привода в России не будет
Дизеля тоже
И универсала
И версии Scout

Агрегаты? Для четвёртого поколения взяли проверенные и давно доведённые до ума, поэтому надёжность вполне прогнозируема. Все три мотора выпускаются много лет, а новый для Октавии 8-ступенчатый автомат Aisin успешно работает не только в Кароке, но и в разных BMW, Volvo и Toyota. Дизайн кузова да, неоднозначен. Но в достаточной мере универсален, чтобы точно не вызывать отторжения. А многим владельцам польстит схожесть светового рисунка головной оптики с BMW. Этот эффект усиливается формой решётки — когда Octavia появляется в зеркале заднего вида, перепутать её с «трёшкой» проще простого.

Официальная коммуникация Skoda сравнивает силуэт нового лифтбэка с купе
Но на мой взгляд, в большинстве ракурсов более уместно сравнение с купе-кроссовером
Присмотритесь: большие колёса, внушительный зазор шина-арка, немаленький клиренс, вздёрнутый бампер спереди и массивная боковина в районе багажника
Но казаться может всё что угодно, а по факту тут великолепный коэффициент обтекаемости 0,264, 578 литров в багажнике (+10 л к предыдущей модели) и почти 16 сантиметров под днищем
Поэтому довольно крупный (в новом поколении +2 см в длину и 1,5 в ширину) автомобиль при всего 150 «лошадях» и полутора тоннах массы может разогнаться до 223 км/ч, а расход топлива при обычной езде едва ли превысит 7 литров (у меня вышло 6,4 при средней скорости 58)
Фары основаны на светодиодах в любой комплектации, а за доплату в 75 тысяч доступна матричная технология адаптивного света
Оптика может оснащаться динамическими указателями поворота и приветственной анимацией
Сенсоры бесключевого доступа теперь есть на всех, а не только на передних дверях
Электропривод крышки багажника — опция за 21 тысячу рублей

Имидж у этой модели максимально нейтральный. На владельца Октавии нельзя навесить какое-либо клише, она не располагает к самовыражению через владение автомобилем. Skoda просто выполняет свою функцию, и делает это отстранённо и практически безупречно. Поэтому мысль о возможном обладании новой Октавией не поджигает сознание. Скорее будоражит предвкушение того, как зашкаливающая практичность лифтбэка наконец решит все бытовые задачи. Поэтому в новом поколении для того, чтобы сделать идею обладания новой Октавией более привлекательной, чехи дрогнули и пошли по корейской дорожке.

Многоярусная передняя панель выглядит как нарядный слоёный торт. Коржи — из благородных ингредиентов: несколько видов пластика разной текстуры и жёсткости и даже искусственная замша. Выглядит ажурно и лаконично, а экран в отдельном корпусе не торчит над панелью, как в Kia Cerato и тем более как в Toyota Corolla.
Отсутствие третьей спицы никак не влияет на удобство пользования рулём, но добавляет ему оригинальности. Клавиши и барабанчики приятно нажимаются и избавлены от лишних нажатий, но логика управления требует привыкания. На «6 часах» обода сохранился прилив-атавизм. Если же вам не хватает спицы-рудимента в этом месте, то более традиционный руль, который в списке опций числится как «спортивный», можно заказать за доплату в 7400 рублей
Работающий «по проводам» тумблер-селектор вполне удобен. По понятным причинам это место можно было бы целиком высвободить для очередного умного подстаканника. Но отказ от рычага не должен быть болезненно резким — пусть хотя бы местоположение пока останется прежним. Ручной режим управления автоматом — только на подрулевых лепестках
USB-портов может быть до 5 штук, один из которых — в районе зеркала на потолке. Ford уже как-то выводил разъём питания для регистратора на верхнюю плоскость передней панели, а Skoda поступила изящнее. Индуктивная зарядка смартфона — ещё один способ борьбы с проводами — обойдётся в 16 тысяч рублей
Словно парящие в воздухе хромированные ручки сделаны продолжением хромированного молдинга. Вообще блестяшек в салоне — строго дозированное количество. А ещё дизайнеры умудрились обойтись без бескрайних полей тёмного глянца, который покрывается царапинами с первого дня пользования автомобилем
Так называемые спортивные кресла (доплата от 12 или 21 тысяча в зависимости от комплектации) очень удобны. Плотность набивки, боковая поддержка, комфорт в долгой дороге — без нареканий. Комбинированная отделка с искусственной замшей — самый комфортный и эстетичный вариант. Электроприводы — за солидную доплату даже в топовой версии
Объём пространства на втором ряду практически не изменился. Места достаточно, но не рекордно. Тоннель, как и прежде — массивный. Подъёмные шторки доступны не только на дверях, но и на заднем окне — эти приятные мелочи стоят 17 тысяч рублей и входят в число фирменных умных удобств Simply Clever
Теперь их число превысило 20: добавились вот такие кармашки для телефонов в спинках сидений, крышка-воронка на горловине бачка омывайки, спрятанная в торце передней двери щётка и ещё несколько простых и красивых решений
Аудиосистема Canton с 12 колонками звучит неплохо, но не прям чтобы вау. А стоит 28,5 тысяч доплаты — чтобы понять целесообразность, надо сравнить с базовыми 8 динамиками, но на презентации такой возможности не было

То есть отступили от строгости форм и десятилетиями проверенной эргономики в угоду новому-необычному. Так вместо механического селектора автомата (робота на 2-литровой модификации) появился цифровой джойстик, который в народе прозвали электробритвой. Вспоминается Hyundai Sonata, у который вместо селектора вообще панель с кнопками, по сути та же конструкция. Далее: руль стал двухспицевым — можно увидеть в этом благородную отсылку к Mercedes-Benz S-Класса, но почему-то вспоминается всё та же Sonata c её необычной баранкой — по факту тоже двухспицевой, просто с дополнительной гнутой хордой в нижнем сегменте.

В средней комплектации цифровая приборка с 10-дюймовым экраном доступна за доплату в 24 тысячи, а в максимальную включена по умолчанию. Функциональность традиционно для «вагов» — широкая

А ещё появились цветовые темы оформления интерфейсов, объединённые с многообразием оттенков атмосферной подсветки — тут вспоминается уже Kia K5. О ней же невольно подумаешь, увидев «ювелирную» огранку дефлекторов обдува или особые тематические программы работы климата. Наконец, громкость аудиосистемы меняет прикосновение к сенсорной полосе — теперь и Skoda наступила на эти грабли. Ведь точность такой регулировки ожидаемо ниже, чем у традиционной вращающейся ручки. Ну а запрятанный в мультимедийку климат-контроль — это столь же сомнительное, сколь и модное решение, которое многие автомобильные марки воспроизводят как под копирку.

Сенсорный слайдер под дисплеем с переменным успехом регулирует громкость звучания музыки и масштаб карты. Пользователю быстро приедается новый опыт и хочется уже просто привычной безотказной крутилки. Это можно устроить, если выбрать мультимедийку на уровень ниже топовой. А ещё удивила аудиальная и тактильная дешевизна, с которой клацают клавиши под дисплеем — особенно на фоне в целом высокого качества интерьера и внимания к мелочам. Сама мультимедийка красочная и очень функциональная, но довольно запутанная и не всегда идеально работающая

Но на этом «окореивание» Октавии не закончилось. Теперь тут не робот, а автомат, как на большинстве азиатских машин. Лифтбэк Skoda сразу стал плавным, но туповатым: некогда резкий турбопинок сглаживается гидротрансформатором и ленивой калибровкой акселератора, передачи переключаются глаже, эмоции от динамики потускнели. Да и в абсолютных цифрах Октавия стала медленнее: заявлены ровно 9 секунд до сотни против 8,3 у прошлого поколения. Зато с этой весьма распространённой в индустрии коробкой AWF8F35 движение в пробках стало комфортнее, чем даже на самых вылизанных последних ревизиях роботов DSG.

Вырубить антибукс (стабилизация полностью не отключается) может потребоваться только в одной ситуации — застревания. Но не надейтесь, что в столь стрессовых обстоятельствах и без регулярного навыка вы не застрянете ещё и в дебрях меню мультимедийки, куда разработчики излишне старательно упрятали этот пункт

Но основной прогресс в движении — по части ходовой части. Подвеска стала намного комфортнее и тише работать на крупных неровностях, и теперь можно хорошим темпом мчать по латаному асфальту или грунтовке. Прежде такие экзерсисы были невозможны без страданий водителя и стонов машины, а нынешняя подвеска здорово прибавила в энергоёмкости. Ямы, которые видит глаз, пятой точкой по факту просто не чувствуешь! Даже на «восемнашках» шасси будто разглаживает покрытие — ещё не Camry, но уже не та тряская Octavia прошлого поколения.

На легальных скоростях шумоизоляцция изумительная по меркам класса. Главное достижение — вообще не заметно шума качения колёс по дороге. Если разогнаться хорошо так за сотню, то несмотря на хорошую обтекаемость кузова, начнёт шуметь воздух — однослойные стёкла не способны на чудо

В целом характеристики отработки неровностей внезапно очень напомнили соплатформенную Джетту — например, высокая скорость на волнистом асфальте так же приводит к несколько большей раскачке, чем ожидаешь. А при спрыгивании с больших лежаков корма сделает пару затухающих, но чувствительных колебаний — такая плата за комфорт на буераках. Об управляемости говорить смысла мало: это всё равно, что искать пикантную кислинку в кофе из фастфудного ресторана. Понятный руль, нейтральный баланс, неотключаемая стабилизация — что может быть правильнее и скучнее? Зато лёгкость и простота управления у Октавии подкупающие.

Сменилось уже несколько поколений модели, а тиражируемый на форумах и в соцсетях хейт экспертов в адрес задней балки Октавии — стабильнее её неотключаемой системы стабилизации
На самом деле, не нужно искать проблему там, где её нет — кинематики полузависимой задней подвески хватает, чтобы ехать надёжно и с запасом для большинства водителей и ситуаций. На совсем крайний случай есть страхующая электроника
А капризных гурманов вождения, по какой-то причине вместо родстера остановивших свой выбор на семейном лифтбэке, должна удовлетворить двухлитровая версия с многорычажкой

Дополнительно облегчают работу водителя кибер-помощники: адаптивный круиз, удержание в полосе, автоматическое торможение и другие. А если хочется старую добрую взрывную Октавию, прокачать её «стейджем», занизить, пафосные колёса на лето и наказывать BMW — то чуть позже в двухлитровой версии с роботом будет и динамика, и управляемость, и, правда, немного другая цена. Но уже сейчас рассчитанная на усреднённого потребителя Octavia демонстрирует смену приоритетов: комфорт и практичность прежде всего. Поэтому уже в базе фары стали диодными, а все стёкла и ручник — электрическими. За доплату есть матричный свет, панорамные камеры, трёхзонный климат и другие радости из мира машин классом выше.

Багажник — традиционный козырь «Октахи». Просто смотрите и представляйте, сколько утилитарных задач смогла бы выполнить для вас эта машина

Но при всей своей сбалансированности и инновационности Octavia всё равно не вызывает восторга как автомобиль — просто оправдывает ожидания. А вот как продукт восхищает. Во-первых, угождая максимально широкой аудитории. А во-вторых, найдя в себе смелость отказаться от ретроградства и постараться попасть в модные тренды. С первого же захода шкодовцам удалось сделать как минимум не хуже, чем у давно балующихся хайповыми штучками конкурентов. Хотя если кому-то принципиально претит это новое амплуа популярной модели, то у меня для этих людей хорошие новости: с классическим наполнением будет ощутимо дешевле. /m

Машина Skoda Octavia
Нравится Общая сбалансированность, оснащение, практичность, работа шасси и агрегатов
Не нравится Безэмоциональность вождения; не всегда оправданная инновационность в интерфейсах
Вердикт Бестселлер как он есть
Двигатель 1395 см³, бензиновый L4, 150 л.с., 250 Нм
Трансмиссия АКП-8
Цифры 9,0 с; 223 км/ч
Вес 1341–1506 кг

Подробные технические характеристики

Skoda Octavia 1.4 TSI AT
Тип двигателя бензиновый L4 турбо
Рабочий объем, см³ 1395
Макс. мощность, л.с. /об/мин 150/ 5000
Макс. момент, Нм/об/мин 250/ 1500–4000
Тип привода передний
Коробка передач автоматическая, 8-ступенчатая
Передняя подвеска Независимая МакФерсон
Задняя подвеска полузависимая
Габариты (ДхШхВ), мм 4689х1829×1485
Колесная база, мм 2686
Снаряженная масса, кг 1341–1506
Объем багажника, л 578
Разгон 0–100 км/ч, с 9,0
Макс. скорость, км/ч 223
Расход топлива (комб.), л/100 км 5,5
Объем топливного бака, л 45
Цена, руб. от 1 466 000