Внутри кабина ничем не отличается от тех, что ставят в реальные машины. Динамическая платформа симулятора дает водителю полноценные ощущения езды по московским улицам. Кабина качается вверх-вниз, из стороны в сторону, а также вперед и назад, давая почувствовать ямы, ускорения, резкие повороты и торможение, полностью имитируя особенности движения машин длиной 12 и 18,7 м.
Радиусный проекционный экран обеспечивает наблюдение за моделируемой ситуацией в секторе 180° с места водителя. В новой версии оборудования предусмотрена визуализация входа и выхода пассажиров: мама с детской коляской, пожилой человек с тростью, турист с чемоданом или как в моем случае — школьники, норовившие запрыгнуть в двери уже отправляющегося автобуса. Воспроизвести разные жизненные ситуации при обучении на маршруте невозможно, а на тренажере — пожалуйста.
За рулем симулятора обучаемый отрабатывает полный спектр маневров при работе на маршруте: заезд и выезд с остановки, остановка на светофоре, проезд пешеходных переходов, перестроение в другую полосу. Дождь, снег, гололед, туман — тренажер моделирует любые погодные условия. Дорожное движение не прописано как единый сценарий — программа формирует аварийные ситуации случайным образом. Можно загрузить выбегающих на дорогу пешеходов или подрезающих автобус лихачей. Такой стресс-тест ожидает всех действующих водителей Мосгортранса: ежегодная двухчасовая подготовка на тренажерах включена в обязательную программу техминимума.
«Оборудование позволяет создавать условия, которые в реальной жизни являются чистой случайностью, — рассказывает Геннадий Шевцов, представитель компании-производителя компьютерных тренажеров. — Именно эта особенность тренажеров позволяет ускорить адаптацию водителей к управлению новейшей техникой, не создавая рисков».
При обучении работе на электробусе симулятор позволяет также освоить непривычный для большинства водителей процесс подзарядки нового типа транспорта. Кабина-тренажер в режиме реального времени воспроизводит движение электробуса при парковке под устройством динамической подзарядки и отражает данные уровня заряда батареи — так же, как это происходит на реальных маршрутах. Пока разработчики максимально точно воссоздали несколько районов Южного округа Москвы, тех улиц, где проходят учебные маршруты. Но в ближайшие два года планируется полностью оцифровать столичные дороги.
Также на тренажерах будут проходить стажировку и начинающие водители — перед тем как сесть за руль учебного автобуса. «Азы, то есть где находятся органы управления, различные кнопки и переключатели, как ими действовать — мы отрабатываем на симуляторах. После чего идем на реальный автобус и ездим, как на закрытой площадке, так и в условиях города», — объясняет заместитель директора филиала учебно-курсового комбината ГУП «Мосгортранс» Юрий Курманов.
Сейчас в учебной аудитории три лиазовских кабины, плюс рабочее мастера производственного обучения — он одновременно контролирует действия трех стажеров и разбирает ошибки, допущенные в ходе двухчасового занятия. В дальнейшем планируется дооснастить класс симуляторами автобусов НефАЗ и трамваев «Витязь». Таким образом, весь водительский штат ГУП «Мосгортранс» будет проходить регулярную подготовку на тренажерах. Особенность курса не в том, чтобы научить водителя быстро рулить и тормозить, а в том, чтобы предвидеть аварийную ситуацию и не попасть в нее, говорят в Мосгортрансе. Таков главный смысл классной работы.
Юрий Курманов,
заместитель директора филиала учебно-курсового комбината
ГУП «Мосгортранс»
В 2020 году филиалу учебно-курсового комбината «Группа ГАЗ» поставила три интерактивных тренажера-симулятора нового поколения. Они являются точной имитацией рабочего места водителя серийных автобусов и электробусов ЛиАЗ. Парк автобусов с электродвигателями в Москве быстро растет, неудивительно, что в наших учебных программах делается акцент на инновационный транспорт. Но и обычные дизельные автобусы никто не отменял. Тренажер нового поколения имитирует особенности движения одиночного и сочлененного автобусов, в зависимости от выбранной программы. Хочу сказать, что обучение на тренажерах имеет два преимущества. Во-первых, на данных тренажерах мы даем базовые знания работы с органами управления автобуса и электробуса. Во-вторых, данное оборудование позволяет имитировать максимальное количество внештатных ситуаций, которые могут возникнуть в реальной жизни у водителя автобуса Мосгортранса и отработать все действия, чтобы избежать аварийных случаев.
Татьяна Орешкина,
водитель автобуса
Для действующих водителей тренировки на тренажере очень полезны, это факт. Симуляторы имитируют реальные маршруты Южного округа Москвы с воспроизведением инфраструктуры и дорожной обстановки. За рулем полное ощущение езды по московским улицам. Особое внимание уделяется отработке вариантов предотвращения ДТП, в том числе применение экстренного торможения. Мой водительский стаж — 4 года, последние три года я работаю в Мосгортрансе. При поступлении на предприятие проходила курсы целевого назначения и сдавала экзамен. Правда, тренажеров тогда еще не было, фокус делался на практические занятия.