i-TC.ru : интернет-журнал про автомобили

Праздник автоспорта в Гудвуде: десятки раритетов вместе

Если существует на свете мероприятие, которое нравится решительно всем петролхедам, то это, должно быть, Фестиваль скорости в английском Гудвуде. Один уик-энд в году поместье герцога Ричмонда оказывается заполнено спортивными и гоночными машинами со всего мира. Здесь каждый найдёт предметы своего обожания. Болиды Формулы-1 разных эпох? Пожалуйста! Легенды ралли? Вот, от шестидесятых годов до двухтысячных! Предпочитаете наслаждаться чувственными обводами редких спорткаров от лучших итальянских «карроцерий»? И это здесь в изобилии! Что особенно здорово, нет ни намёка на музейную затхлость: вся техника не просто живая, но обязательно проезжает по трассе проложенного прямо здесь подъёма на холм. В общем, предлагаем вам взглянуть на галерею снимков, подготовленную редакцией «Мотора» — и проникнуться этой неповторимой атмосферой.

За те годы, когда я писал про гонки, у меня укрепилось убеждение: автоспорт стоит на плечах обеспеченных любителей! Автопроизводитель может поменять маркетинговую стратегию и уйти из гонок, влиятельный спонсор — переключиться на другой вид спорта, а спортивный функционер — устроить кризис в своей дисциплине. И только искренняя страсть, настоящая жажда скорости никуда не денется.

Загляните в список гонщиков на любых соревнованиях первой половины двадцатого века: через одного найдёте наследников крупных состояний — промышленников или аристократов. Фредерик Чарльз Гордон-Леннокс тоже был из таких: наследник знатного рода, уходящего корнями в XVII век, к Чарльзу Ленноксу — незаконнорожденому сыну короля Карла II. Один только список титулов занимал целый абзац: 9-й герцог Ричмонд, 4-й герцог Гордон, 9-й граф Дарнли, 9-й герцог д’Обиньи, 6-й граф Кинрара (графство Инвернесс), 9-й барон Сеттрингтон (графство Йоркшир), 10-й граф Марч, 9-й лорд Торболтон, 9-й герцог Леннокс.

Каждый год перед особняком Чарльза Гордон-Леннокса устанавливают скульптуру, посвящённую Фестивалю скорости
Автор скульптуры — приятель хозяина поместья, британский дизайнер Джерри Джуда
Обычно фестиваль приурочен к важному юбилею из мира автоспорта: в этот раз это было [50-летие подразделения BMW M](https://motor.ru/stories/50-let-podrazdeleniyu-bmw-m.htm). Так что наверху скульптуры красовались гоночные BMW!

Юность аристократа пришлась на двадцатые годы. В отличие от всех его благородных предков, к лошадям он оказался совершенно равнодушен: место в сердце будущего герцога прочно заняло новомодное увлечение — автомобиль. Практика после университета — в Bentley Motors, потом участие в первых соревнованиях, победы с заводским коллективом Austin, организация собственной команды…

Гоночные болиды начала XX века всегда очень впечатляют. Этот Mercedes 140 hp, выигравший Французский Гран-При 1908 года — постоянный гость фестиваля. Четырёхцилиндровый двигатель объёмом 12,8 литра выделялся необычным расположением клапанов (впускные вверху, выпускные внизу) и развивал 130 лошадиных сил. Максимальная скорость превышала 160 километров в час. При этом привод задних колёс — цепью, а тормоза действуют лишь на заднюю ось.
Blitzen Benz 1909 года из собрания Технического музея в Зинсхайме. Четырёхцилиндровый мотор объёмом 21,5 литра имел два клапана и две свечи на цилиндр, развивал 200 лошадиных сил на 1600 об/мин и весил 407 килограммов. Здесь машина с рекордным обтекаемым кузовом — её легко узнать по зауженному радиатору. Аналогичный автомобиль в 1911 году в Дайтона-Бич прошёл мерную милю со средней скоростью 228,1 километра в час. Всего было построено шесть машин, на сегодняшний день существует три. Эту машину воссоздали из запчастей по заказу американского отельера Билла Эванса, а сейчас она принадлежит директору музея в Зинсхайме Херману Лайхеру.
А это «туринское чудовище» — Fiat S76, построенный специально для установления мирового рекорда скорости. Четырёхцилиндровый двигатель объёмом 28,5 литра развивал 290 лошадиных сил, позволяя достичь скорости 213 километров в час. На каждый цилиндр приходилось по три клапана и три свечи зажигания. В 1910 и 1911 году в Турине было собрано два автомобиля. В наши дни англичанин Дункан Питтавей воссоздал рекордный Fiat из сохранившихся деталей этих двух машин
Под номером 11 — гоночный болид 1920 года французской марки Ballot. Одним из первых он получил рядный восьмицилиндровый двигатель. Выходец из Peugeot Эрнест Анри спроектировал для него трёхлитровый мотор с четырёхклапанными головками, выдаваший 107 лошадиных сил. Его конструкция повлияла на большинство гоночных машин тех лет.
Франко-английский конструктор Луи Котален построил этот Sunbeam 350hp в 1920 году специально для заездов на рекорд скорости. Фирма Sunbeam специализировалась на производстве авиационных моторов: V12 для рекордного болида создали на основе экспериментального двигателя Sunbeam Manitou, нарастив объёмом до 18,3 литров и заменив четырёхклапанные головки на трёхклапанные. В таком виде он развивал 350 лошадиных сил. На «Санбиме» выступали звёзды того времени: Кенелм Ли Гиннесс, Рене Тома, Жан Шассань, Малкольм Кэмпбелл. Последний выкупил болид, перекрасил в синий и переименовал в Bluebird: как раз на счету Кэмпбелла самый впечатляющий рекорд — 245,961 километра в час на дистанции в милю. Сейчас легендарный автомобиль вместе с другими болидами Кэмпбелла хранится в Национальном автомобильном музее в усадьбе Бьюли.
Британский Napier-Railton, построенный в 1933 году конструктором Ридом Рейлтоном по заказу гонщика Джона Кобба. Авиационный мотор W12 Napier Lion объёмом 24 литра развивал 535 лошадиных сил. Машина создавалась специально для гонок на профилированном овале в Бруклендс, поэтому даже не имела тормозов (их поставили уже после войны) и передачи заднего хода. На счету этого болида рекорд трассы: в 1935-м Кобб промчал круг со средней скоростью 230 километров в час. Последние 25 лет машина принадлежит музею в Бруклендс.
Alfa Romeo P3 1932 года создавалась для гонок Гран-При под новые правила, ограничивавшие максимальную массу отметкой 750 килограммов. Витторио Яно удалось создать один из самых лёгких гоночных автомобилей той эпохи — всего 680 килограммов. Восьмицилиндровый двигатель был выполнен рядным, и составлен из двух алюминиевых блоков с неотъёмными головками. Два верхнерасположенных распределительных вала приводились шестернями по центру мотора, между его половинами. Те же шестерни приводили пару небольших компрессоров Roots с карбюраторами Weber, питавшие каждый свою половину мотора. Картер двигателя и его поддон были отлиты из магния. В разные годы рабочий объём составлял 2,7-3,2 литра, можность — 180-255 сил. На таких машинах выступал целый ряд звёзд первой величины: Луи Широн, Луиджи Фаджиоли, Акилле Варци, Пьеро Таруффи, Тацио Нуволари, Рудольф Караччиола.
Auto Union Type C 1936 года — возможно, самый радикальный гоночный автомобиль предвоенной эпохи. Спроектированный Фердинандом Порше болид для гонок Гран-При был выполнен по среднемоторной схеме — в точности как современные «формульные» машины, с коробкой передач и главной парой в едином корпусе. Громадный двигатель V16 6.0 с компрессором Roots работал на хитрой бензо-спиртовой смеси и развивал 485-630 сил в зависимости от модификации. На каждый цилиндр приходилось всего по два клапана, причём единственный распредвал верхнего расположения приводил их через сложную систему штанг и коромысел. Машину из музея Audi вывел на трассу ветеран автоспорта Ханс-Йоахим Штук — сын Ханса Штука, который выступал за заводскую команду Auto Union перед второй мировой войной.
На переднем плане — один из четырёх изготовленных болидов Alfa Romeo Tipo 308 1938 года. Не самый успешный гоночный автомобиль, но всё равно интересный! Его конструктор Джоакино Коломбо заимствовал шасси у удачного «монопоста» Alfa Romeo Tipo C, двигатель и вынесенную назад коробку передач — у спорткара Alfa Romeo 8С 2900. Рядный восьмицилиндровый двигатель с компрессором немного увеличили в объёме до 2991 кубических сантиметров, нарастив мощность до 295 лошадиных сил.

Можете вообразить себе силу его увлечения: ещё в тридцатые Гордон-Леннокс прямо на территории собственного поместья начал проводить подъём на холм, а после войны остроумно распорядился лётным полем Королевских ВВС и стал устраивать кольцевые гонки. Места живописнейшие: холмы недалеко от побережья Ла-Манша покрыты лесом вперемежку с полями, на которых пасутся овцы, посреди этого стоит увитый плющом особняк XVII века…

В Гудвудском фестивале участвовали пять команд Формулы-1. Конюшня Mercedes AMG Petronas F1 привезла чемпионский болид W10 EQ Power+. Это современная машина 2019 года — то есть представитель текущего поколения с турбомоторами V6 1.6 и гибридной трансмиссией. На фото крутит «пончики» экс-пилот Формулы-1, мексиканец Эстебан Гутьеррез.
Увидеть настоящий действующий болид Формулы-1 вы едва ли сможете! Scuderia Ferrari привезла Ferrari F60 2009 года. На этих машинах с атмосферным мотором V8 2.4 выступали Фелипе Масса и Кими Райкконен, а сейчас её показывал публике экс-пилот Формулы-1 и бренд-амбассадор Ferrari, испанец Марк Жене.
Уникальный Ferrari 639 — автомобиль, никогда не участвовавший в гонках. Машина создавалась к сезону-1988, в рамках перехода от турбомоторов на атмосферные двигатели. Выходец из McLaren Джон Барнард руководил созданием совершенно нового мотора V12 3.5 и революционной коробки передач с переключением подрулевыми лепестками. Её использование позволяло не только ускорить переключения, но и уменьшить ширину монокока. Техника оказалась капризной — поэтому тесты затянулись, и весь сезон-1988 команда отъездила на старой машине с турбомотором. Было построено всего два прототипа модели 639 — этот выкупил швейцарский гонщик-любитель Хольгер Ланге. А в Гудвуде за руль сел чемпион 1992 года Найджел Мэнселл, когда-то тестировавший эту машину!
А вот и следующая модель Ferrari 640, разработанная под руководством Джона Барнарда к сезону-1989 — тоже с атмосферным мотором и коробкой-полуавтоматом. Машина оказалась быстрейшей в пелотоне, но крайне ненадёжной: она приезжала на подиум всегда, когда добиралась до финиша. Но это случалось редко: в общей сложности у Найджела Менселла и Герхарда Бергера было 19 сходов на двоих — лишь один из которых объяснялся аварией. Несмотря на неудачную судьбу, этот болид с узким корпусом и характерной формой носа — прямого и низкого — многие считают красивейшим автомобилем Формулы-1 той эпохи. Впрочем, эта машина заложила основу для конструкции очень удачной модели 641. Болид на фото также принадлежит швейцарскому бизнесмену Хольгеру Ланге: он и вывел её на дорожку перед гудвудским особняком.
Команда McLaren Racing оставила современную машину в статической экспозиции: это McLaren MCL35A 2021 года с силовой установкой Mercedes, состоящей из турбомотора V6 1.6 с мотор-генератором на турбине, встроенным в трансмиссию электромотором и литий-ионной батареей. На таких болидах выступали англичанин Ландо Норрис и австралиец Даниэль Риккьярдо.
А вот болид 2010 года выставили на демо-заезды. Тогда на McLaren MP4-25 выступали Дженсон Баттон и Льюис Хэмилтон, а сейчас за руль сел английский гонщик-любитель, миллиардер Марк Рэдклифф. Машина оснащена атмосферным двигателем Mercedes V8 2.4
Революционный McLaren MP4/1 1981 года конструкции Джона Барнарда — первый гоночный автомобиль с монококом из углепластика. На счету таких машин пять побед в гонках, но к чемпионскому титулу своих пилотов она так и не привела: в те годы в Формуле-1 входили в моду турбомоторы, а MP4/1 был оснащён устаревшим атмосферным двигателем Cosworth DFV.
Benetton B192: с ним Михаэль Шумахер провёл в 1992 году свой первый полный сезон в Формуле-1. Очень удачное шасси конструкции Рори Бирна позволяло компенсировать недостаток мощности мотора Ford HB V8 3.5. Среди особенностей машины — новаторская аэродинамическая концепция c поднятым носом, подсмотренная у Tyrell 019. Для того времени машина была довольно простой, без сложных электронных систем — активной подвески, полуавтоматической коробки передач, АБС и трэкшн-контроля. Мартин Брандл, партнёр Шумахера по команде, вспоминал, что машина была подвижной и простой в управлении. В сезоне-1992 гонщики Benetton 11 раз финишировали на подиуме, причём Шумахер одержал одну победу. Сейчас на этой машине в классических гонках выступает английская пилотесса Лорина Маклафлин, которая и вывела болид на гудвудскую трассу.
Williams FW14B из собрания команды — автомобиль, который принёс чемпионский титул Найджелу Мэнселлу. В 1992 году эти болиды доминировали на трассах Формулы-1. Перейдя из небольшого коллектива Leyton House, конструктор Эдриан Ньюи получил все возможности крупной команды — и развил сверхудачную аэродинамическую концепцию, которую разрабатывал ещё с конца 80-х. Конструкция FW14B отличалась иключительной изощрённостью: полуавтоматическая коробка передач, активная подвеска, трэкшн-контроль, антиблокировочная система тормозов… Считается, что двигатель Renault V10 3.5 превосходил конкурентов по крайней мере на 30 лошадиных сил. По официальным данным, его мощность составляла 760 лошадиных сил при 14200 оборотах в минуту.
В этом году Мэнселл не просто почтил своим присутствием Гудвуд, но и вывел на трассу сразу две исторические машины. «Большой Найдж» вновь сел за руль опытной Ferrari 639, которую он тестировал в конце восьмидесятых, и чемпионского Williams FW14B (на фото), на котором он в 1992 году одержал 9 побед на 16 этапах и завоевал титул.
Едва ли болид Toleman TG183B заслуживал бы отдельного рассказа — мелкая британская команда Toleman провела в Формуле-1 пять лет и всё это время дышала на ладан. Но именно он стал первой машиной Айртона Сенны в Формуле-1. Будущий чемпион проехал на ней первые четыре гонки сезона-1984, дважды финишировав на шестом месте — тем самым заработав первые очки в карьере. Грубовато сработанное шасси Рори Бирна выделялось наличием двух антикрыльев сзади и необычным передним антикрылом с интегрированными радиаторами. 1,5-литровый двигатель Hart 415T, построенный в небольшой мастерской Брайана Харта, был самым бюджетным турбомотором того времени. Изначально он создавался по мотивам сверхуспешного атмосферного четырёхцилиндрового мотора 420T Формулы-2. К сезону-1984 Харт переделал двигатель по схеме «моноблок». Конструкция с неотъёмной головкой устранила слабое место мотора — прокладку головки, и позволила разом довести его мощность до надёжных 680 лошадиных сил.
Brabham BT52 принёс в 1983 году чемпионский титул Нельсону Пике. Главный конструктор команды Гордон Мюррей был вынужден спроектировать и построить его всего за шесть недель из-за внезапного запрета федерацией FIA на использование граунд-эффекта. Потеряв в прижимной силе, Мюррей решил максимально загрузить заднюю ось и сдвинул радиаторы и интеркулеры назад. Это определило необычную стреловидную форму с крохотными боковыми понтонами. Кроме того, он решил максимально сдвинуть назад заднюю ось и уменьшить бензобак в расчёте на дозаправку. Мюррей постарался реализовать модульный подход к конструкции: например, передняя подвеска целиком крепилась к съёмному магниевому подрамнику. Несущий монокок имел гибридную конструкцию — нижняя часть из алюминия, верх из углепластика. Четырёхцилиндровый турбомотор BMW M12 объёмом 1,5 литра развивал около 680 сил в гоночной конфигурации (и примерно до тысячи сил в квалификационной). В Гудвуде болид вывел на трассу сын Нельсона Пике, Педро.
На гудвудской трассе Renault RS10 1979 года — одна из важнейших гоночных машин той эпохи. С ней французы показали потенциал турбонаддува, подтолкнув соперников к переходу на турбомоторы. Эксперименты с наддувом в Renault начали первыми в Формуле-1 — на предыдущей модели RS01. В свою очередь, RS10 уже с самого начала создавалась в расчёте на турбомотор: болид конструкции Мишеля Тету был элегантной, хорошо скомпонованной машиной. В основе лежал традиционный для того времени алюминиевый монокок. Аэродинамическое решение основывалось на граунд-эффекте, создававшемся боковыми понтонами с подвижной шторкой. Двигатель V6 1.5 c двумя турбинами развивал свыше 500 лошадиных сил. Машина оказалась чрезвычайно быстра: специалисты вспоминали, что на предсезонных тестах скорость в конце прямиков у Renault была выше на 20-30 километров в час, чем у соперников. Хотя из-за низкой надёжности RS10 число сходов превышало количество результативных финишей, эта машина задала направление развития для всей Формулы-1 на много лет вперёд. В 1979 году Жан-Пьер Жабуй добился одной победы для Renault, его партнёр Рене Арну привёз два «серебра» и одну «бронзу». Кстати, сейчас в Гудвуде за руль болида сел как раз 74-летний Арну.
Lotus 72: вероятно, лучший автомобиль Формулы-1 первой половины 70-х годов. Колин Чепмен развил успешную концепцию предыдущей 49-й модели — дополнив лёгкий и жёсткий алюминиевый монокок с мощным и надёжным мотором V8 Cosworth DFV целым рядом важных нововведений: боковыми радиаторами, оперением клиновидной формы, развитыми антикрыльями, воздухозаборником мотора над головой пилота, торсионной подвеской с убранными внутрь корпуса амортизаторами и антиклевковой геометрией, а также вынесенными из колёс тормозами. На этих машинах стали чемпионами Йохен Риндт (в 1970 году, посмертно) и Эммерсон Фиттипальди (в 1972 году). Риндт после победы в Хокенхайме был так впечатлён машиной, что воскликнул: «на ней могла бы выиграть и дрессированная обезьяна». На Фестивале скорости была представлена одна из поздних машин «72/8» 1974 года, на которой выступал швед Ронни Петерсен.
Сигарообразные болиды 60-х годов многие болельщики считают самыми красивыми машинами Формулы-1. С ними трудно не согласиться! На фото — Ferrari 312 конструкции Мауро Форгьери. По внешности можно понять, что это поздняя модификация 1968 года. Ведь первые машины 1966 года имели двигатель V12 3.0 с традиционным расположением выпускных труб по бокам: блок заимствовали у гоночного прототипа Ferrari 275 P2, дополнив его оригинальными головками (с двумя распредвалами в каждой и двумя клапанами на цилиндр). В поисках прибавки в скорости Форгьери внедрил в 1967-м новые трёхклапанные головки со «спагетти-выпуском» в развале блока и впускными каналами между распредвалов. А на фото — машина 1968 года с аналогичным выпуском, но четырёхклапанными головками: её легко опознать по появившемуся антикрылу. Всё семейство машин оказалось очень неудачным из-за огромных проблем с надёжностью. Но эстетику у них не отнять!
BRM P578 — один из автомобилей «полуторалитровой формулы»: эти правила действовали в Формуле-1 в первой половине шестидесятых. Машина английской команды British Racing Motors имела традиционную для того времени конструкцию с пространственной рамой из стальных труб, передним расположением радиатора и бензобаками по бокам от пилота. Внешние панели были изготовлены из магниевого сплава. Поначалу, в 1961 году, автомобили оснащались четырёхцилиндровыми моторами Coventry Climax, но позже получили двигатель V8 1.5 конструкции Питера Бертона и Одри Вудса. Мотор был снабжён системой впрыска Lucas, развивал 190 сил и «крутился» до 11 тысяч оборотов в минуту. А этот экземпляр — особенный, в команде его прозвали «Old Faithful». Это не только первое шасси с мотором V8, но та самая машина, на которой Грэм Хилл стал чемпионом в 1962 году! Символично, что в Гудвуде за руль сел его сын Дэймон Хилл — чемпион 1996 года. Автомобиль принадлежит музею Майлза Колье во Флориде.
Lotus 25 тоже относился к «полуторалитровой формуле» и оснащался обычным для тех времён мотором V8 Coventry Climax FWMV, но имел революционную для своего времени конструкцию. Вместо пространственной рамы конструктор Колин Чепмен применил алюминиевый монокок — благодаря этому шасси новой машины оказалось втрое жёстче и вдвое легче прошлой модели Lotus 24. Ради лучшей обтекаемости пружины и амортизаторы подвески были убраны внутрь корпуса. Машина была очень низкой и узкой, а пилот в кокпите практически лежал. Это поволило не только понизить центр тяжести, но и уменьшить лобовую площадь машины — а следовательно, и аэродинамическое сопротивление. На Lotus 25 Джим Кларк завоевал в 1963 году свой первый чемпионский титул.
Ferrari 156 куда больше известен по прозвищу «акулий нос», данному за характерный передок с двумя «ноздрями». Это ещё один выдающийся представитель «полуторалитровой формулы». Scuderia Ferrari оказалась лучше соперников готова к введению новых правил в 1961 году. С первых гонок сезона её машины были снабжены удачными моторами на основе серийного двигателя V6 2.0 с углом развала 65 градусов от спорткара Dino 206 GT. А вскоре получили специально разработанный V6 конструкции Карло Кити с углом развала 120 градусов. Этот мотор развивал 190 лошадиных сил при 9500 оборотах в минуту. За рулём Ferrari 156 легендарный американский гонщик Фил Хилл стал в 1961 году чемпионом. Но ни одна из этих машин до нашего времени не сохранилась: после неудачного гоночного сезона-1962 Энцо Феррари распорядился уничтожить все болиды. Тогда что на нашем фото? Это точная копия, изготовленная в Англии в мастерской Джима Стоукса с использованием оригинальных чертежей и сохранившегося мотора с коробкой. Сейчас машина принадлежит коллекционеру и гонщику-любителю Джейсону Райту — как и второй аналогичный автомобиль с мотором ‘Dino’.
А вот так болиды Формулы-1 выглядели в пятидесятые годы, до всеобщего перехода на среднемоторную компоновку. На фото Lancia D50 1954 года — один из самых интересных образцов старой конструкторской школы. Витторио Яно использовал целый ряд очень прогрессивных решений. Так, двигатель V8 был включён в силовую структуру шасси — спереди к нему крепился подрамник подвески, а сам мотор стыковался к моторному щиту. Для уменьшения высоты автомобиля мотор был повёрнут относительно продольной оси, чтобы пропустить карданный вал слева от водителя. Двигатель V8 2.5 развивал 260-285 сил и был компактнее рядных «шестёрок» и «восьмёрок» у конкурентов. Использовалась коробка передач, отнесенная назад и выполненная в одном блоке с главной парой — причём не простой «Transaxle», а оригинальная конструкция с поперечным расположением валов. Подвески с поперечными рессорами отличались вынесенными внутрь кузова амортизаторами — ради улучшения обтекаемости. Пара бензобаков располагалась в базе, между колёсами — как для аэродинамики, так и для улучшения развесовки. Вас смущает эмблема Ferrari на борту? Здесь нет ошибки: в 1955 году семья Лянча продала свою компанию, а имущество гоночной команды передала Скудерии Ferrari.

Здесь можно было бы снимать костюмные драмы, а может экранизировать книжку Вудхауза про глуповатых аристократов и их изобретательных слуг… Но вместо этого после войны поместье «Гудвуд» принимало соревнования Формулы-1! Правда, участники «Трофея Гловер» не получали очки в зачёт чемпионата мира — вплоть до шестидесятых такое было возможно. Конечно, с тех пор всё изменилось: ещё в шестидесятые стало ясно, что серьёзные гонки на гудвудском кольце проводить невозможно — дорожка узкая, нормальных отбойников нет, а до трибун рукой подать. Так что ещё в 1966-м гонки в Гудвуде прекратились.

Всё это наверняка осталось бы в истории просто как чудачество девятого герцога Ричмонда. Но так случилось, что его внук Чарльз — одиннадцатый герцог Ричмонд — тоже оказался с бензином в крови. «Разница между футболом и автоспортом заключается в том, что болельщики не смотрят футбол, чтобы наслаждаться мячом!» — иронизирует нынешний хозяин Гудвуд-хауса.

В Гудвуде всегда в изобилии представлена ле-мановская техника. А на этот раз из музея BMW привезли прототип V12 LMR — тот самый, что в 1999 году одержал победу в «24 часах Ле-Мана». Спорткар был разработан «формульной» командой WilliamsF1. Одной из интересных находок было использование единственной узкой дуги безопасности над головой пилота. Использовав выгодную для себя трактовку правил, конструкторы снизили лобовой сопротивление и дали больше незавихрённого воздуха на заднее антикрыло.
Уникальная возможность посмотреть на техническую начинку музейного болида! Шестилитровый двигатель V12 — дальнейшее развитие мотора, спроектированного на BMW в начале девяностых для суперкара McLaren F1. Из-за рестриктора на впуске он развивал всего 580-590 сил.
Вот так скромно выглядит рабочее место, на котором провели на пути к победе свои 24 часа Янник Дальма, Пьерлуиджи Мартини и Йоахим Винкельхок
Porsche RS Spyder — самый совершенный спортпрототип младшей категории LMP2 второй половины нулевых. Болид с мотором V8 3.4 успешно выступал в гонках с 2005 по 2010 год. Основная гоночная карьера пришлась на закокеанскую серию ALMS, где экипажи на Porsche зачастую были быстрее гонщиков на болидах старшей категории LMP1. Не говоря уже о том, что три года подряд становились чемпионами в своём классе.
Одна из легенд гонок «Гран-Туризмо» — McLaren F1 GTR. Дорожный суперкар, который минимально доработали для участия в гонках — и он выиграл в «24 часах Ле-Мана» 1995 года! Впрочем, поправимся: французский супер-марафон выиграл автомобиль команды Lanzante Motorsport с номером шасси «01R», а это машина «12R». Но и у неё богатая гоночная история: владелец машины, фармацефтический магнат Рэй Беллм завоевал чемпионский титул в международной серии BPR GT. После чего… конвертировал машину в дорожную спецификацию — поэтому на бампере и видно номер английского образца «N753 HRV»
А это — апогей развития модели McLaren F1 как гоночного автомобиля. Если обычный McLaren F1 GTR отличался от дорожной машины в основном каркасом безопасности, антикрылом да гоночными амортизаторами, то версия Longtail получила особое аэродинамическое оперение с длинными свесами, дающее большую прибавку прижимной силы, секвентальную коробку передач и подвеску на жёстких сферических шарнирах. На фото — самый последний McLaren F1 GTR Longtail, вышедший c фабрики в Уокинге. Машина с номером шасси «28R» отъездила половину сезона-1997 в серии BPR GT, после этого поменяла несколько хозяев. Yынешний владелец в 2017 году доработал её для дорог общего пользования и получил номера «28 LOL»
Один из самых успешных автомобилей «Гран-Туризмо» начала двухтысячных — Ferrari 550 GT1. И уж точно самый красивый! Трудно поверить, но это был полностью частный проект — его финансировал французский бизнесмен Фредерик Дор, а созданием машины занималась британская инжиниринговая фирма Prodrive. Под капотом — V12 увеличенного до шести литров объёма; секвентальная коробка передач — фирмы Xtrac. На счету модели — победа в своём классе в «24 часах Ле-Мана» и множество успехов в национальных чемпионатах. Всего было изготовлено 12 машин, эта — с номером шасси CRD03. На Ле-Мане 2004 года за рулём этой Ferrai выступал легендарный раллист Колин Макрей, его экипаж финишировал на третьем месте в классе.
Вы могли забыть или не знать, но Dodge Viper был серьёзной силой в гонках «Гран-Туризмо» во второй половине 90-х. Chrysler, британская инжиниринговая фирма Reynard Engineering и французская Oreca совместными усилиями превратили неотёсанный американский спорткар с нижневальным моторм V10 в очень эффективный гоночный инструмент. Пилоты заводских Вайперов три года подряд побеждали в своём классе на «24 часах Ле-Мана» (в 1998, 1999 и 2000 году). Машины были крайне популярны у частных команд: в общей сложности было построено 57 автомобилей! На фото машина с номером шасси «C41», которая финишировала третьей в классе в Ле-Мане 2002 года.

В 1991-м поместье перешло под управление Чарльза Гордон-Леннокса, и уже в 1993 году был организован первый в истории Фестиваль скорости. Наверняка тридцать лет назад он был скромнее, я же застал фестиваль в самом его расцвете — десятки участников, 150 тысяч зрителей…

Всё это выглядит как громадный музей под открытым небом: на площади в несколько гектар вокруг герцогского особняка собраны спортивные и гоночные автомобили из частных и заводских коллекций со всего мира. Ничего подобного увидеть где-то ещё в одном месте просто невозможно!

Если вас вдохновляют восьмидесятые и вынеровно дышите к ле-мановским прототипам группы С, то вы должны узнать эти носы: Porsche 956 разных команд и расцветок… Это был один из самых успешных спортпрототипов в истории мирового автоспорта.
Или ещё одна легенда среди прототипов группы C — Porsche 962. Этот экземпляр 1987 года c номером шасси «962-007» был предпоследним, построенным для заводской команды. Машина была выполнена в облегчённой спецификации, с трёхлитровым турбомотором полностью жидкостного охлаждения (до этого использовалось только жидкостное охлаждение головок). Машина на протяжении трёх лет участвовала в гонках — с заводской командой Porsche и частным коллективом Joest. Сейчас машину вернули к самой первой конфигурации — с ливреей Rothmans и высоким акнтикрылом для спринтерских гонок.
Nissan NPT-90 GTP — представитель американской категории GTP, технически очень близкой к группе C. Машина разработана к сезону-1990 американской командой Nissan Performance Technology Incorporated (бывшей Electramotive Engineering) на замену очень успешному прототипу Nissan GTP ZX-Turbo. Шасси конструкции Тревора Харриса было довольно консервативным — в основе был алюминиевый монокок (на тот момент лидеру уже переходили на углепластиковые конструкции). А вот аэродинамическое решение Йоши Сузуки впечатляет до сих пор: благодаря огромным тоннелям под днишем и двухсекционному антикрылу прижиманая сила достигала двух тонн при скорости 240 километров в час. Двигатель — турбированный V6 3.0 на основе серийного мотора VG30, но с алюминиевым блоком и четырехклапанными головками. В квалификационном режиме он выдавал свыше тысячи лошадиных сил. В немного доработанном виде эта машина принесла по итогам сезона-1991 чемпионский титул Джеффу Бребему.
Jaguar XJR-12 — последний из ягуаровских прототипов группы C с двигателем V12 и самый радикальный из них: объём двигателя довели до 7 литров, мощность до 730 лошадиных сил. Болид конструкции Тони Саутгейта построен командой Tom Walkinshaw Racing к сезону-1990. На счету аналогичной машины — победа в «24 часах Ле-Мана» 1990 года. В ходе гонки спорткар разгонялся до 353 километров в час. Автомобиль на фото принадлежит англичанину Дону Лоусону, который известен как самый авторитетный в мире специалист по ремонту и обслуживанию суперкара Jaguar XJ220.
EMKA-Aston Martin C83 — малоизвестный и неуспешный прототип группы С. Гоночный курьёз, созданный по заказу Стива О’Рурка — менеджера группы Pink Floyd. Двигатель V8 5.3 был подготовлен фирмой Tickford на базе серйиного V8 Aston Martin.

Чудовищные гоночные «слоны» первого десятилетия XX века? Пожалуйста: вот рекордный 200-сильный Blitzen Benz девятьсот девятого года, вот комично узкое и высокое «туринское чудовище» Fiat S76 с мотором объёмом 28,5 литра. Угораете по Формуле-1? А машины какой эпохи волнуют вас больше — «сигары» шестидесятых или турбо-монстры восьмидесятых? Впрочем, какая разница: здесь есть и те, и другие. Ле-мановские болиды всех эпох, кузовная техника, раллийные машины, современная экзотика от фирмочек, названия которых помнят только спецы…

У этого Porsche 917 очень краткая гоночная история. Построенный в 1969 году в виде обтекаемой «длиннохвостой» машины, спорткар переделали в «короткохвостку», и начало 1970-м он провёл в команде John Wyer Gulf Racing: сперва как запасная машина на «24 часах Дайтоны», потом проехал «12 часов Себринга» (неудачно). Куда интереснее, что было после: машину продали Стиву Маккуину для съёмок в фильме «Ле-Ман»! На неё установили крепления для камеры и съёмное креслице для оператора. Кончилось всё плохо: 12 сентября, во время съёмок скоростной сцены Джон Пайпер из-за прокола столкнулся с отбоником — из-за тяжёлых травм гонщик потерял правую ногу. Машину списали, но много лет спустя восстановили. Сейчас она находится в частной коллекции, её можно видеть в экспозиции музея в Бьюли.
А это тот самый Ferrari 512 S, с которым по сюжету сражался герой Стива Маккуина в фильме «Ле-Ман». Вернее, это аналогичная машина, принадлежащая звёздному владельцу — барабанщику группы Pink Floyd Нику Мейсону. Этот бесспорно красивый автомбиль с пятилитровым V12 был гораздо менее успешен, чем его основной соперник Porsche 917 — в первую очередь, из-за проблем с надёжностью. В Гудвуде машину вывел на трассу известный шотландский гонщик Марино Франкитти, приходящийся… зятем владельцу машины Нику Мейсону.
Porsche 917/30 — последний и самый радикальный вариант семейства «917». Открытый спорткар создавался для американской гоночной серии Can-Am. Он по праву считается одним из самых мощных кольцевых автомобилей в мире: 12-цилиндровый двигатель объёмом 5,4 литра показал на стенде 1135 лошадиных сил при 8000 оборотах в минуту. Марк Донохью в 1973 году стал чемпионом, выиграв шесть из восьми этапов! Porsche 917 настолько доминировал в соревнованиях, что его прозвали «машиной, которая погубила Can-Am» — всего год спустя чемпионат распался.
До прихода Porsche в Can-Am властвовали болиды вроде этого McLaren M8F по кличке «бэт-мобиль». Под оперением с огромным антикрылом скрывалось очень продвинутое по тем временам шасси на основе алюминиевого монокока и громадный «биг-блок» Chevrolet V8 объёмом 8,0 или даже 8,4 литра мощностью 740-830 лошадиных сил.
Среднемоторный Ford GT40 был во второй половине шестидесятых одним из важнейших автомобилей в Ле-Мане и других гонках спорткаров: на его счету три победы во фарнцузском супермарафоне. Но у этого конкретного автомобиля — не самая насыщенная история в руках частников. Сейчас машина принадлежит одному из богатейших людей Франции, рекламному магнату Жану-Франсуа Деко.
Живая легенда автоспорта Жаки Икс воссоединился в Гудвуде с машиной, на которой одержал победу в «24 часах Ле-Мана» в 1977 году. Porsche 936 был прототипом довольно консервативной конструкции — с пространственной рамой, сделанной по мотивам модели 917. Зато с мощным турбомотором: в 1977-м он всё ещё имел полностью воздушное охлаждение, но уже получил две турбины с интеркулерами. Его мощность составляла около 540 сил при объёме 2,1 литра.
А это эффектное нечто — самоделка Дэвида Хепворта из Йоркшира: шасси от старого болида BRM Формулы-1 плюс мощный американский V8 Chevrolet и оперение с закрытыми колёсами и огромным антикрылом. Построена в начале 1980-х, но в гонках не участвовала.

Слава богу, тоскливой музейной тиши здесь и в помине нет: проявите минимальную настойчивость, и рядом обязательно отыщется владелец того или иного экспоната. А люди это обычно увлечённые: расскажут такое, что ни в одной книжке не прочтёшь. Я в прошлый раз полчаса проболтал со спецом по реставрации раллийных Audi, а потом сам Род Миллен показывал мне начинку своего прототипа Toyota Celica, построенного для горной гонки «Пайкс-Пик»!

Да и машины не просто стоят на своих местах: большинство раритетов можно увидеть на трассе подъёма на холм. Пилоты современных болидов Формулы-1 вынуждены тормозить — им запретили соревноваться с тех пор, как Ник Хайдфельд в 1999-м промчал на McLaren MP4/13 по трассе за 41,6 секунды. А вот остальные несутся «на все деньги».

Ferrari 250 GTO (1962 год)
Mercedes-Benz 300 SLR (1955 год)
Lister ‘Knobbly’ 1958 года с мотором Chevrolet
Ferrari 750 Monza (1955 год): как бы странно это ни было для марки Ferrari, под капотом стоит четырёхцилиндровый мотор объёмом аж три литра. Между прочим, в середине 50-х это была весьма успешная гоночная машина!
Ferrari 500 TRC (1957 год)
Ferrari 246S Dino (1960 год)
Ferrari 365 GTB/4 Daytona (1972 год)
Ferrari 250 LM (1964 год)
Ferrari 365 P, шасси 0828 (1965 год)
Ferrari 275 GTB/C (1965 год)
Lotus X (1955 год)
Среднемоторный Renault R5 Turbo Super Production для кольцевых гонок (1987 год)
BMW 320i группы 5 (1978 год)
BMW 3.0 CSL ‘Batmobile’ команды Alpina (1975 год)
Ford Capri RS2600 немецкой заводской команды Ford Köln (1972 год)

Правда, лучшие из этих «остальных» уже оказываются быстрее Формулы-1! Три года назад Ромен Дюма на электрическом болиде Volkswagen ID.R прошёл ту же дистанцию в 1,87 километра за 39,9 секунды. А в этом году Макс Чилтон на электромобиле McMurtry Spéirling перекрыл его рекорд: экс-пилот формульной команды Marussia F1 прошёл трассу за 39,08 секунды!

Электромобиль McMurtry Spéirling
Электромобиль McMurtry Spéirling
Электромобиль McMurtry Spéirling
Макс Чилтон

Зрители это просто обожают. Конечно, иногда это кончается покалеченной техникой… Лично меня больше всего впечатляют довоенные гоночные болиды: нужна недюжинная смелость, чтобы всерьёз мчать на этих динозаврах с узенькими колёсиками в жёлобе из тюков с сеном и каменных оград.

Автор Mclaren F1 Гордон Мюррей не только показал в Гудвуде свой [новый суперкар GMA T.50](https://motor.ru/lab/gmamclarenf1.htm) с лаконичным дизайном, атмосферным V12 и «механикой»…
…Но и привёз ретро-технику из собственной коллекции. Надо сказать, что вкус у профессора отменный: вот приобретённая пару лет назад OSCA 1600GT 1963 года с кузовом Zagato…
…редчайший заднемоторный Abarth OT 2000 Coupé ‘Periscopio’ 1966 года конструкции Марио Колуччи. Четырёхцилиндровым мотором Abarth tipo 236 конструкции Лусиано Фоки выдавал 215 лошадиных сил с неполных двух литров объёма. Говорят, что такая машина была способна разогнаться до 265 километров в час.
…Сверхлёгкий гоночный Abarth 1000 SP 1968 года — весом всего 490 килограммов
…Среднемоторное купе De Tomaso Vallelunga 1968 года со скромным двигателем Ford 1.5 — одно из 58 изготовленных

Мало того: специально для раллийных машин и рейдовых внедорожников в близлежащем лесочке проложен настоящий грунтовый спецучасток с несколькими ходовыми виражами и даже одним серьёзным трамплином.

Главный сюрприз раллийной секции фестиваля: Ford Escort RS1700T — отменённый руководством проект машины группы В. В начале 80-х годов фордовцы разрабатывали новую машину для чемпионата мира. В кузове переднеприводного Эскорта третьего поколения был создан заднеприводный снаряд с 350-сильным турбомотором Cosworth BDT и вынесенной назад коробкой передач. Но разработка затянулась, и стало понятно, что без полного привода машина будет неконкурентоспособна. Поэтому проект зарубили, и вместо него разработали среднемоторный полноприводный Ford RS200 группы B. Считается, что было построено 18 прототипов, из которых сохранилось всего пять экземпляров. Эту машину восстановила британская команда BGM Sport.
Крылатый монстр группы B — короткобазный Audi Quattro S1 E2, на котором выступал «летающий финн» Ханну Миккола. Это была последняя эволюция Audi Quattro в ралли. Считается, что это был самый мощный автомобиль группы B — мощность пятицилиндрового мотора приближалась к 500 силам. Но перегруженная передняя ось и лишний вес мешали на раллийных трассах: как правило, Audi уступала более юрким Peugeot 205 T16.
Без заднеприводных Ford Escort RS1600 группы 4 не обходится ни одно ретро-ралли в Англии!
В конце 70-х Fiat 131 Abarth был главным соперником Форда на раллийных трассах. Несмотря на скромную внешность, это был серьёзный снаряд с 16-клапанным мотором 1.8 и независимой подвеской всех колёс. В 1980 году Вальтер Рёрль, выступавший на такой машине, стал чемпионом мира по ралли, а Fiat выиграл в зачёте марок.
Lancia Stratos: один из самых радикальных автомобилей в истории ралли. Разработанный с нуля специально для сорвенований, он выделялся очень эффектной внешностью и среднемоторной компоновкой с поперечным расположением двигателя Ferrari Dino V6. Мотор 2.4 развивал 275-320 сил в зависимости от модификации. Гонщики, выступавшие на Лянче, принесли марке три победы в зачёте производителей и одержали 18 побед на этапах Чемпионата мира.
Lancia 037 — первый автомобиль группы B и последний заднеприводник, на котором был завоёван чемпионский титул. Заводская команда Lancia Martini выступала на этой машине в чемпионате мира по ралли на протяжении пяти сезонов, с 1982 по 1986 год. За это время Lancia 037 принесла итальянской команде шесть побед на этапах WRC и один чемпионский титул в зачёте производителей. Среднемоторный болид строили на основе серийного купе Lancia Beta Monte Carlo: от него заимствовали центральную часть кузова, к которому спереди и сзади приварили оригинальные трубчатые подрамники с двухрычажными подвесками. Установленный за кабиной двигатель — двухлитровый, с 16-клапанной головкой и приводным компрессором Volumex. В зависимости от модификации он развивал 205-325 лошадиных сил.
Редкий Volkswagen Golf GTI первого поколения с 16-клапанной головкой Oettinger, подготовленный для ралли по требованиям группы A
Эта Toyota Celica RA40 — точная копия машины, на которой выступал Бьёрн Вальдегард в 1980 году. Из шести автомобилей, подготовленных тогда заводской командой под руководством Уве Андерссона, сохранился только один. Британский раллист Бен Меллорс решил исправить историческую несправедливость, и подошёл к вопросу очень серьёзно: разыскал 265-сильный двигатель от заводской машины (один из 50 изготовленных) и кулачковую коробку от неё же. Кузов подготовлен по фотографиям ориганальной машины.
Раллийная экзотика из восьмидесятых: Rover Vitesse британского гонщика Тони Понда. Как ни странно, громадный хэтчбек с мотором V8 3.5 был довольно успешен — по крайней мере, на асфальтовых ралли
Популярнейший в конце 80-х автомобиль для асфальтового ралли: заднеприводный BMW M3 E30 подготовки Prodrive. Такой был у наших братьев Больших, а на этой машине выступали быстрый француз Бернар Беген и бельгиец Марк Дуэз
Это первый раллийный автомобиль мирового уровня марки Subaru — седан Legacy RS 1991 года, подготовленный фирмой Prodrive. И одновременно первый автомобиль в профессиональной карьере чемпиона мира-1995 Колина Макрея: на этой машине он в 1991 году выиграл чемпионат Великобритании по ралли. В Гудвуде за руль реликвии сел брат Колина, Алистер Макрей
А это Ford Focus WRC, на котором Колин Макрей выступал в 2001 году. Здесь за рулём его племянник — амбициозный 18-летний Макс Макрей
На спецучастке Ford Escort WRC 1997 года «из-под» Карлоса Сайнса
Заокенская звезда Трэвис Пастрана вывел на трассу свою экстремальную Subaru Impreza, на которой он выступает в американском чемпионате ARA…
…но что-то пошло не так
Сейчас марка Hyundai c большим успехом выступает в чемпионате мира. Но мало кто помнит, с чего начиналось её присутствие в ралли: вот с таких переднеприводных [кит-каров на базе модели Coupe](https://motor.ru/selector/rally-kitcars.htm#26), подготовленных английской фирмой Motorsport Developments (MSD)
Малоизвестный полноприводник класса S2000 на базе английского хэтчбека MG ZR, созданный фирмой MSD по заказу английского раллиста Билла Гвинна
Рейдовый прототип [Toyota GR DKR Hilux](https://motor.ru/news/hilux-dakar-22-11-2021.htm) класса T1+: прочная пространственная рама, углепластиковые внешние панели, длинноходная независимая подвеска всех колёс, мощный двигатель V8 5.0 в базе и полный привод. На точной такой же машине катарец Нассер Аль-Аттия одержал победу в «Дакаре» этого года
Peugeot 3008 DAKAR — очень лёгкий заднеприводный багги с расположенным в базе дизелем 3.0 V6. Такие же машины в 2017 году заняли три первые места в ралли-марафоне «Дакар»
Наcтоящая экзотика: построенная бельгийской командой Veghel реплика дакаровского Audi Quattro одной из частных команд (было и такое!)
Toyota GR Yaris для проводящегося в Испании раллийного монокубка Toyota Gazoo Racing Iberian Cup. За 65800 евро покупатель получает почти серийный полноприводный Yaris с трёхцилиндровым турбомотором мощностью 260 сил, дооснащённый каркасом безопасности, гоночными сиденьями, защитой днища, раллийной подвеской, механическими самоблокирующимися дифференциалами.

За эти годы «Фестиваль скорости» набрал такую популярность, что теперь производители устраивают премьеры новых моделей здесь, а не на автосалонах. В этом году в Гудвуде впервые представили публике универсал BMW M3 Competition Touring xDrive, электрический кроссовер Polestar 5, первый кроссовер фирмы Lotus под названием Eletre, гоночные Porsche 963 и 718 Cayman GT4 ePerformance.

На фестивале представили первый в истории [универсал BMW M3](https://motor.ru/news/bmw-m3-touring-22-06-2022.htm). Он получил рядную «шестерку» с турбонаддувом мощностью 510 лошадиных, и будет выпускаться только с полным приводом.
На фестивале представили первый в истории [универсал BMW M3](https://motor.ru/news/bmw-m3-touring-22-06-2022.htm). Он получил рядную «шестерку» с турбонаддувом мощностью 510 лошадиных, и будет выпускаться только с полным приводом.
На фестивале представили первый в истории [универсал BMW M3](https://motor.ru/news/bmw-m3-touring-22-06-2022.htm). Он получил рядную «шестерку» с турбонаддувом мощностью 510 лошадиных, и будет выпускаться только с полным приводом.

Английские журналисты говорят, что Гудвудский фестиваль по сути заменил собой британское автошоу. Что ж: закат автосалонов как явления мне даже нравится, если происходит в таком виде!

В Гудвуде представили гоночный прототип [Porsche 963](https://motor.ru/news/porsche-936-25-06-2022.htm) нового класса LMDh. Двигатель V8 4.6 c наддувом создан на основе мотора от гибридного суперкара Porsche 918 Spyder.
Публике показали прототип электромобиля [Polestar 5](https://motor.ru/news/polestar-5-gt-23-06-2022.htm). Машина построена на платформе SPA второго поколения c клеёным алюминиевым шасси и двумя электромоторами суммарной мощностью почти 900 лошадиных сил.
В ходе фестивая публике продемонстрировали долгожданную серийную версию [Mercedes-AMG One](https://motor.ru/news/amg-one-revealed.htm). Гиперкар с углепластиковым монококом и пятимоторной гибридной силовой установкой суммарной мощностью 1063 силы засветили ещё в 2017 году на автосалоне во Франкыурте, и с тех пор занимались доводкой сверхсложной конструкции.
На фестивале состоялся публичный дебют опытного электромобиля [Porsche Cayman GT4 ePerformance](https://motor.ru/news/gt4-eperformance-15-05-2022.htm)
[Первый кроссовер марки Lotus](Cayman GT4 ePerformance) пока что показали лишь в статике
На трассе в Гудвуде состоялся «динамический дебют» компактного кроссовера [Alfa Romeo Tonale](https://motor.ru/news/alfa-romeo-tonale-08-02-2022.htm). Говоря короче, публика впервые увидела его на ходу.

Поразительно, что при всём при этом герцог Ричмонд смог удержать свой фестиваль и от превращения в душное пиар-мероприятие для больших корпораций, и от скатывания к элитарной тусовочке для снобов-миллиардеров. А ведь риск этого был нешуточный! Скажем честно: машины вроде винтажных Ferrari уже давно превратилась из предмета коллекционирования в инвестиционные объекты, и цены на них улетели в космос — отдельные модели продаются за десятки миллионов долларов.

Самый интересный рестомод Гудвудского фестиваля — [Prodrive P25](https://motor.ru/news/prodrive-p25-20-06-2022.htm). Его внешность объединяет черты редкой Impreza 22B STI и самой первой раллийной Импрезы WRC. Под капотом — мотор 2.5 с антилагом мощностью около 405 лошадиных сил.
В отделанном алькантарой салоне видно, что рычаг переключения передач отсутстсвует: машина оснащена шестиступенчатая полуавтоматической коробкой с подрулевыми лепестками
[Lancia Delta Integrale Futurista](https://motor.ru/news/lancia-futurista-04-09-2018.htm) от итальянской фирмы Automobili Amos
Porsche 911 от британского ателье Lanzante [оснащён](https://motor.ru/news/porsche930-tag-10-10-2018.htm) двигателем TAG-Porsche V6 1.5 от формульных болидов Mclaren 80-х годов
[Singer Turbo Study](https://motor.ru/news/singer-study-19-06-2022.htm) — первый рестомод американской компании Singer Vehicle Design, оснащённый турбомотором
Двигатель воздушного охлаждения объёмом 3,8 снабжён двумя турбокомпрессорами BorgWarner и развивает 510 лошадиных сил

Английскому аристократу в своём родовом гнезде удалось создать нечто уникальное — «Фестиваль скорости» одновременно и демократичен, и привлекает богатейших людей Европы с их четырёхколёсными сокровищам; здесь любят устраивать премьеры автомобильные фирмы — и тусоваться в непринуждённой атмосфере и звёзды автоспорта, и простые болельщики. Думаю, хозяин фестиваля — живой пример того, что настоящая увлечённость и вдохновение способны стирать границы между странами и людьми! /m

Exit mobile version