Автор – Павел Шаповалов, заместитель коммерческого директора по маркетингу
Основная задача стабилизатора – контроль устойчивости автомобиля при манёврах или входе в поворот, что позволяет минимизировать крены автомобиля и повышает комфорт движения и управляемость. Стабилизатор поперечной устойчивости состоит из совокупности элементов шасси: штанги стабилизатора с установленными на нее втулками, кронштейнов и стоек стабилизатора.
Штанга стабилизатора сложной пространственной формы представляет собой стальной прокат круглого сечения (или трубу), соединяющий между собой колеса по одной оси. По своей сути, штанга схожа с торсионной пружиной, которая увеличивает поперечную жесткость подвески в момент крена при маневрировании или повороте автомобиля, вне зависимости от крена пружины в вертикальном направлении.
В номенклатуру выпускаемой продукции компании КАС (ООО «КейЭйСи») входят, в том числе, и стабилизаторы поперечной устойчивости.
Конструкция каждой штанги стабилизатора уникальна, как отпечаток пальца. В автомобилях, даже на одной платформе, внутри одной группы компаний, штанги имеют незначительные изменения. Изменяется, как правило, следующее:
- диаметр самого прутка – в зависимости от типа двигателя (в первую очередь зависит от нагрузки на ось)
- виды конструкций присоединительных частей к стойкам стабилизатора
- общая геометрия штанги – в зависимости от навесных компонентов в поле работы траектории движения компонента.
На предприятии КАС имеются все технические возможности для производства штанг сложной пространственной формы.
На площадке в городе Кинешма есть собственный конструкторско-технологический отдел, который проектирует геометрию штанги под любые требования заказчика и разрабатывает оснастку для изготовления гибочного модуля.
Как стало известно журналу AUTO3N, cобственное инструментальное производство полностью обеспечивает оснасткой предприятие, что позволяет сэкономить время запуска производства и поддерживать работоспособность действующего производства на всем сроке эксплуатации оснастки, исходя из стойкости того или иного элемента оснастки.
Втулка стабилизатора (или как ее еще называют «подушка», сайлентблок) служит в качестве точки крепления штанги стабилизатора к кузову автомобиля. В этой точке приходится основная доля нагрузки при работе стабилизатора. Как правило, штанга стабилизатора крепится к подрамнику автомобиля через втулку. В настоящее время все автосборочные заводы переходят на втулки, которые вулканизируются непосредственно на самой штанге. С одной стороны, такая технология позволяет повысить надежность узла и исключить скрипы в момент работы стабилизатора, что придает акустический комфорт при управлении автомобилем, с другой стороны – ремонтопригодность стремится к нулю, т.к. привулканизировать подушку к штанге в рамках автосервиса невозможно. Поэтому данный узел меняется целиком или ремонтируется старым «дедовским способом»: одеванием разрезных втулок на штангу, для чего предварительно подбирается наружный и внутренний диаметр, а потом надежно скрепляют через кронштейн к подрамнику автомобиля.
Данный метод гораздо экономичней покупки нового стабилизатора в сборе, но сопровождается неизбежными звуками при эксплуатации автомобиля. Многое будет зависеть от автомеханика в НСТО, который правильно подберет наружный профиль втулки с учетом деформации при сопряжении кронштейна. На заводе «КейЭйСи» осуществляется сборка втулок стабилизаторов на полуавтоматических линиях, которые гарантируют соблюдение всех геометрических параметров, заявленных в чертеже.
Стойка стабилизатора или, как их еще называют, тяга стабилизатора – тот элемент, который осуществляет крепление стабилизатора к подвеске автомобиля. Т.е. стабилизатор и подвеска автомобиля работают между собой в тандеме через стойку стабилизатора. По конструкции стойки можно разделить на два основных типа конструкции: в которых есть шаровой палец и в которых его нет. Стойка стабилизатора это тема отдельной статьи для рассмотрения, но обычно для сборочных конвейеров она поставляется уже частично собранной в составе стабилизатора, чтобы уменьшить количество досборочных операций на площадках автомобильных заводов.
К стабилизаторам поперечной устойчивости, как и для всех автокомпонентов, предъявляется ряд определенных требований. Все автокомпоненты, которые производит предприятие КАС, проходят обязательные проверки. Прежде чем модуль поперечного стабилизатора выходит в серийное производство, он проходит полный цикл лабораторных испытаний на соответствие заявленным техническим характеристикам.
Основными характеристиками являются жёсткость и твердость штанги стабилизатора. Долговечность проверяется на соответствующих стендах, имитирующих работу стабилизатора на автомобиле, кроме того испытывается лакокрасочное покрытие в камере соляного тумана. Эти и многие другие испытания и тесты проводятся на площадке в г. Кинешме, на предприятии «КейЭйСи».
За многолетнее производство данного вида продукции на предприятии имеется внушительный парк испытательного оборудования, а так же наработаны компетенции в области разработки методик и проведения профильных испытаний и тестов.