i-TC.ru : интернет-журнал про автомобили

Российские производители аккумуляторов знают, как защититься от санкций

Специализированная выставка, в среде аккумуляторщиков именуемая просто «Интербат», не так широко известна, как MIMS, но именно на ней обсуждаются ключевые вопросы российской аккумуляторной отрасли.

БАТАРЕИ ПРОСЯТ СВИНЦА

Главной темой деловой программы стало обсуждение новой схемы обращения с токсичными отходами 1 и 2 классов опасности (к которым относится в том числе и отработанные АКБ). Суть в том, что с 1 марта 2022 года в этой схеме появился единый оператор – государственное предприятие «Федеральный экологический оператор» (ФЭО) входящий в структуру «Росатома». Именно он будет заниматься обращением с отработанными батареями – самостоятельно или через операторов. Теперь переработка и утилизация отработанных аккумуляторов облагается специальным сбором. А значит отлаженная годами схема скупки автомобильных аккумуляторов у потребителей уже не работает. Для того, чтобы сдать автомобильный аккумулятор в приемный пункт придется платить сбор.

Российские производители аккумуляторов знают, как защититься от санкций
Российские производители аккумуляторов знают, как защититься от санкций

В ассоциации «Русбат» предлагают исключить автомобильные аккумуляторы из закона. Эксперты считают, что с запуском новой схемы обращения с такими отходами, компании и люди не станут платить за утилизацию – они будут выбрасывать аккумуляторы на свалку или продавать их на черном рынке. А около 10 тысяч небольших фирм, скупающих АКБ, разорятся. В итоге аккумуляторные заводы недополучат ценный свинцовый лом для переплавки. По некоторым оценкам это может затронуть сбор более 317 тысяч тонн аккумуляторов в год, 75% из которых сдают физические лица. Учитывая, что тонна АКБ стоит около 85 тысяч рублей, реформа может лишить компании до 27 млрд рублей выручки за год.

Продукция российской компании «НЭТЕР»: литий-ионные, полимерные, железо-фосфатные и титанатные АКБ. Начинка, увы, пока китайская.

Правда, в ФЭО не видят серьезных проблем – там считают, что исключать аккумуляторы из новой схемы нет смысла, потому что ради таких отходов и был принят соответствующий закон.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ЗАВОДИТСЯ

В ГК «КАЗ» корреспонденту «Автопарка» рассказали, что уж оформили лицензию ФЭО. Курский аккумуляторный завод относится к предприятиям полного цикла, включающего процессы производства свинца и свинцовых сплавов, а также утилизацию отработанных батарей. Представитель ГК «КАЗ» уточнил, что 80% необходимого для производства свинца получают из переплавки лома.

Российские производители аккумуляторов знают, как защититься от санкций

Саратовский завод «Электроисточник» прогнозирует подорожание продукции в связи с введением новой схемы утилизации батарей. На выставке компания представила хорошо известный ассортимент свинцово-кислотных батарей под брендами «Аэрофорсаж» и «Пилот» и «Стандарт». Специально для грузовой техники предлагается стартерная АКБ «Пилот 6 СТ-190 L» характеризующаяся емкостью 190 А ч и током холодной прокрутки 1250 А.

Саратовский «Электроисточник» выпускает широкий ассортимент аккумуляторной продукции для грузовиков, автобусов, автотракторной техники.

Елабужский аккумуляторный завод (ЕАЗ, входит в ГК «Кориб») предлагает необслуживаемые или малообслуживаемые батареи с кальциевой технологией (Ca/Cа). Основную доля продукции ЕАЗ составляют батареи типа SLI (Starting, Lighting, Ignition) рекомендованные для автомобилей, эксплуатация которых происходит в обычном режиме и без специального дополнительного оборудования. Кроме этого ЕАЗ выпускает EFB-батареи – улучшенные АКБ с жидким электролитом. По словам главного технолога предприятия Рената Сираева в будущем завод планирует добавить в свою продуктовую линейку источники тока со связанным электролитом. «В любом современном автомобиле более 100 электрических потребителей, а значит ужесточаются требования к техническим характеристикам батарей, их физико-механическим свойствам, стойкости к вибрациям. Поэтому следующее логическое продолжение источников тока – батарея AGM», – рассказал Ренат Сираев. Он добавил, что такие батареи можно производить в России, а не импортировать.

Международный статус выставки подтверждало участие компаний 1АК-Group (Белоруссия) и Exide Technologies. Коллеги по Союзному государству представили на своем стенде аккумуляторы под брендами Zubr и Volat. Производственные мощности 1АК-Group расположены в Брестской области. Экспорт готовой продукции осуществляется во многие страны, включая ближнее и дальнее зарубежье, страны Африки и Арабского мира.

Важен правильный выбор аккумулятора в зависимости от условий эксплуатации, напоминают в Exide Technologies.

Марка Exide Technologies представила линейку аккумуляторов для коммерческой техники в новом дизайне. Широкий ассортимент, позволяющий выбрать продукт в соответствии с условиями эксплуатации, включает необслуживаемые и малообслуживаемые батареи Strong Pro EFB+, Endurance Pro EFB, Endurance Pro GEL, Power Pro, Power Pro Agri & Construction. В сегменте легковых автомобилей представлены АКБ с технологиями AGM и EFB, рекомендованные для машин, оборудованных системами рекуперативного торможения и Start-Stop. Правда, интерес россиян к таким батареям, относящимся к высокому ценовому сегменту, пока невелик. Время «старт-стопа» в Россию еще не пришло.

Роман Кожевников, директор по продажам Торгового дома “ЕАЗ”

1 марта 2022 года вступили в силу новые правила сбора и утилизации отработанных свинцово-кислотных аккумуляторов (ОСКАБ). Данные правила распространяются ТОЛЬКО на юридические лица, у которых образовываются отходы II класса опасности (к которым и относятся отработанные АКБ). Им необходимо заключать договор с ФЭО и сдавать отходы на утилизацию. Частных лиц это пока не касается.

Поскольку в отработанных батареях находятся ядовитые и токсичные вещества. Их, ни в коем случае, нельзя просто выкинуть в мусор. Поэтому некая структура по сбору отработанных аккумуляторных батарей необходима.

Было бы правильно включить в этот процесс заводы-производители аккумуляторных батарей. Во-первых, у них есть все возможности для безопасного сбора и хранения ОСКАБ. Во-вторых, они заинтересованы в создании собственной сырьевой базы, тем самым воплощая в жизнь принцип циркулярной экономики – «произвели, собрали, переработали», как это происходит во всем мире.

Введение новых правил и организация новой структуры по сбору отработанных аккумуляторных батарей, в первую очередь, призвана создать инфраструктуру цивилизованного обращения с опасными отходами и улучшить экологическую обстановку.

Exit mobile version