Наш ДзенМой аккаунтПоделись ссылкойВход / РегистрацияУдалить из закладокПоиск по сайтуДобавить в закладкиМои закладки
Рыба из Владивостока, цветы — с Кубани: как и на чём возят скоропорт в регионах

Рыба из Владивостока, цветы — с Кубани: как и на чём возят скоропорт в регионах

Своеобразную рекламу рефрижераторному виду транспортировки скоропортящихся грузов и специализированной технике сделал фильм «Кавказская пленница» (1967 г.). Наверняка все помнят маленький эпизод с Бывалым, Балбесом и Трусом, когда они выбираются из рефрижератора в заледенелой одежде и… замороженной тушкой барана. В летний зной она имела товарный вид и свойства, соответствующие стационарной заморозке в кладовой с помощью обычного нарезанного еще зимой кускового льда.

Кадр из фильма “Кавказская пленница”.

С позиций сегодняшнего дня это можно рассматривать как вшитую рекламу новой технологии доставки скоропортящихся грузов. Пиар-ход оказался удачным: спрос на «рефы» начал зашкаливать. Нынче подобный рекламный трюк принес бы производителю солидный портфель заказов и многомиллионные прибыли.

ALKA ДАЛА ПОЧИН

Становление рынка рефрижераторных перевозок по нашим дорогам началось на финише 50-х годов. Однако к активной фазе развития это направление подошло лишь к средине 60-х прошлого столетия. В настоящее время сегмент изотермических полуприцепов и полуприцепов-рефрижераторов расширился, перечень предприятий, занятых в изготовлении фургонов, монтаже и обслуживании холодильного оборудования не сосчитать.

Современный рефрижераторный полуприцеп почти в три раза (87,5 куб. м) больше чешской «Алки» первого поколения.

Если все начиналось с импортируемого в СССР автопоезда в составе магистрального тягача Skoda 706-й серии и одноосного полуприцепа Orlican N12 CH с 30-кубовым кузовом, который с 1970-х годов в обиходе назывался не иначе как Alka, то сейчас и размеры другие, и с маркировками побогаче. В России наиболее популярными у магистральных перевозчиков являются американские холодильные установки Thermo King и Carrier, но в последние годы все чаще появляются итальянские установки Zanotti. Также встречаются японские холодильники Mitsubishi и Toshiba.

Полуприцеп-рефрижератор S.KO COOL SMART с установкой S.CU на загрузке.

У известных производителей примерно одинаково высокое качество продукции, и при выборе марки и модели холодильной установки потребитель ориентируется на определенное сочетание эксплуатационных свойств. Это такие характеристики, как мощность, простота управления, экономичность (топливо ныне дорого и дешеветь не будет!) и стоимость расходных материалов. Большое значение имеет развитость дилерской сети сервисных станций, их загруженность, стоимость техобслуживания, гарантийные обязательства.

Передача транспортной компании «КОМОС-Логистика» партии полуприцепов-рефрижераторов.

Обычно перевозчики «привязываются» к одному бренду. К примеру, нынешним летом ГК Hegelmann Group приобрела 3333-й по счету рефрижераторный полуприцеп Krone Cool Liner. Цифра не круглая, но визуально красивая и знаковая по содержанию.

Обустройства второго яруса позволяет брать на борт не 33, а 66 паллет.

В условном клубе известных производителей рефрижераторных полуприцепов каждый игрок пытается выделиться и удержать клиента. Сравнительно недавно компания Schmitz Cargobull предъявила рынку холодильно-обогревательную установку (ХОУ) собственной разработки. Бума в российском спросе вначале на модель Schmitz S.CU 1.0, а потом и S.CU 2.0 с более экономичным силовым агрегатом не произошло. Но процесс у немцев пошел.

Внутренняя перегородка делит кузов на несколько температурных секций.

К примеру, в адрес компании «ЕманТрансАвто» (Челябинск) за 2020/2021 финансовый год «Шмитц Каргобулл Руссланд» отгрузил 80 рефрижераторных полуприцепов. Из них 5 единиц техники оснащены холодильной установкой Schmitz S.CU V.1. Ее дизель разрабатывался для рабочей среды с более низким качеством топлива. Новинка приживется, поскольку добрая молва про ХОУ нового поколения S.CU пошла. Суммарно заводом произведено уже более 15 000 рефрижераторов с установками S.CU.

Еще пару лет назад электрифицированная рефрижераторная установка Schmitz S.CUe считалась концепцией.

К слову, семейство собственных холодильных установок Schmitz Cargobull вскоре пополнится электрической версией S.CUe (electric Semitrailer Cooling Unit). Полуприцеп-рефрижератор с таким оборудованием проходит испытания и, возможно, в конце 2021 года пойдет в серию.

…ПЛЮС ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ

Источником электропитания для Schmitz S.CUe служит генератор, размещенный на оси полуприцепа. Когда автопоезд спускается по холмистому участку дороги или начинает тормозить, то запускается механизм выработки электроэнергии. Ток направляется в аккумуляторный блок, откуда питается компрессор холодильной установки. Производительность ХОУ составляет 15,9 кВт в режиме охлаждения и 9,1 кВт в режиме нагрева. Среднее время работы установки в электрическом режиме доходит до десяти часов.

Нынешним летом предсерийный образец S.CUe отправлен на тестирование в супермаркеты Albert Heijn (Нидерланды).

Если учесть, что производитель планирует предложить две версии аккумуляторов – емкостью 34 и 68 кВт.ч, то можно предположить, что интерес к новинке появится уже скоро. И в первую очередь в Европе.

Главный постулат привлекательности в том, что с паркингов исчезнет характерный гул работающих холодильников, который раздражает отдыхающих водителей. Недаром новинка уже титулована Trailer Innovation Awards – 2021 в категории «Окружающая среда». Правда, без недостатка не обошлось: снаряженная масса полуприцепа, оснащенного S.CUe, вырастает на 200 кг в сравнении с текущим модельным рядом.

Кстати, у такого решения есть последователи. Стало известно, что Carrier Transicold предложил свой концепт электрифицированного трейлера Vector eCool с осевым «захватчиком» энергии торможения. Установка будет практически бесшумная – мощность звука не превысит 60 дБ.

Российские автоперевозчики пока обходятся дизельными версиями холодильных агрегатов. Технику берут не поштучно, а партиями. Например, компания «КОМОС-Логистика» (Удмуртия) летом приобрела 10 автопоездов в составе тягачей MAN TGX и рефрижераторных полуприцепов Krone с холодильно-обогревательными установками Thermo King.

Главная особенность установки Thermo King Advancer заключается в системе независимого от оборотов двигателя воздухообмена в кузове.

Что касается активности Thermo King в России, в этом году компания анонсировала выход установки для полуприцепов Advancer. Это принципиально новая установка, которая не является эволюционным развитием предыдущей серии SLXi. И это не одна модель, а полноценная серия из трех моделей: А-360, А-400 и А-500. О мировой премьере этой новинки мы уже подробно рассказывали («Автопарк» № 7/2020). Напомним, что главная фишка «Эдвансера» заключается в системе независимого от оборотов двигателя воздухообмена в кузове. Электрические турбины имеют плавно регулируемую производительность, которая успешно решает вопросы по равномерному поддержанию температуры по всей длине кузова. И в процессе проектирования уже закладывались не привычные 13,6 м, а современные полуприцепы максимальной длины. При этом возможности системы позволяют отказаться от различных воздуховодов и пологов на потолке кузова полуприцепа. Аналогично с переменной производительностью работают турбины обдува конденсатора установки, что позволяет достичь максимальной и целесообразной теплопередачи. Причем второе слово является ключевым: обычно в погоне за максимальной производительностью жертвуют экономичностью.

ЕДЕМ МЫ, ДРУЗЬЯ, В ДАЛЬНИЕ КРАЯ

Принято считать, что рефрижераторные автопоезда в среднем ходят на плече в 1000, иногда в 1500–2000 км, хотя бывают рейсы с расстоянием и под 5000 км в одну сторону. Однако есть исключения с куда большим пробегом. Именно с такими маршрутами на регулярной основе редакцию «Автопарка» познакомили в Краснодаре.

Пути-дорожки привели в компанию «Флагман Кубани». Это автохозяйство к крупным не отнесешь: маленький автопарк всего-то на пять автопоездов. Правда, современных, ухоженных и плодовитых, если считать в тонно-километрах. Именно это предприятие взялось за организацию перевозки рыбы с Дальнего Востока в европейскую часть России, считай с Востока на Запад, от края и до края. Это даже не «от Москвы до самых до окраин», а еще дальше.

Системе дезинфекции с использованием технологии УФ-облучения компании Krone исполняется пять лет: простейший способ позволяет уничтожить микробные загрязнения на 99 %

В разговоре с автором этих строк директор и учредитель семейного хозяйства Владимир Попов ничего особенного в тех рейсах не видит, мол, обычные перевозки. Ну, чуток дальние. Скромничает, поскольку расстояния размером в «чуток» уже могут войти в Книгу рекордов Гиннеса. Если прикинуть по карте маршрут авторефрижератора из Находки в Краснодар, то это без малого 10 000 км.

«До самых до окраин» и чуть дальше гоняет с рыбой вот такие рефрижераторные фуры с запада на восток предприниматель из Краснодара Владимир Попов.

Рыбные рейсы из Владивостока чуть короче, хотя при доставке такого груза на северо-запад, в Санкт-Петербург, – тоже не близко. Но заказчика расстояние не смущает, как и стоимость перевозки. А она приличная: перевозчику только на тягач в одну сторону требуется 2975 л топлива. При стоимости дизеля 49,19 руб. (на 16 августа) в среднем нужно потратить 146 360 руб. Это летом, когда не нужно утром или после отдыха прогревать машину, когда не работает печка. А приплюсуйте сюда еще топливо для ХОУ…

С учетом режима труда и отдыха командировка долгая. Если утром 19 августа машина загрузилась и вышла в 9:00 по местному времени из Находки, то при 8-часовом графике движения каждый день прибытие в Краснодар будет 9 сентября в районе 16:00. На сегодняшний день это практически один из самых дальних авторефрижераторных маршрутов магистральных тягачей DAF XF105 не только в России, но и, возможно, в мире.

Короткие расстояния в тысячу-полторы километров для этого автоперевозчика как цветочки. Впрочем, цветочки тоже являются важным грузом для транспортников Кубани. К примеру, индивидуальный предприниматель Алексей Ложников регулярно обновляет свой автопарк – устаревшая техника на его маршрутах в Москву явление преступное. Его груз ─ цветы в сеть цветочных бутиков «Цветариум». В таких рейсах не только температурный режим нужно держать, но и в сжатые сроки доставки вложиться.

Потому в пути оправданной остановкой могут считаться разве чтокакие-то полчаса для замены пробитого колеса на тягаче или полуприцепе. Обед и отдых водителя не в счет, это регламентируемая законодательством обязательная процедура. Все остальные поломки сводятся к минимуму. Соответственно, тягачи, прицепные системы и оборудование должны быть на высоте.

Облюбовал предприниматель магистральные тягачи DAF XF 105 с полуприцепами Schmitz Cargobull SKO 24/L – 13.4 FP 60 Cool, укомплектованные установками Carrier Vector 1550. Такой симбиоз маститых брендов тоже не случаен: проверенная годами надежность подтверждается мудростью, что старый друг лучше новых двух.

Владимир Попов, директор транспортной компании «Флагман Кубани»

Наш рефрижераторный парк маленький, всего пять машин DAF с полуприцепами Schmitz Cargobull SKO и холодильными агрегатами Thermo King в «трехсотой» версии. И зимой, и летом «вертикалки» ведут себя прекрасно. Даже в минус сорок хлопот с ними нет, работают как часики. Правда, пришлось покупать чехлы и укрывать все конструкции ХОУ. Помогло. Внешнее воздействие в пути или на паркинге во время отдыха водителя уже не сказывается на работе установки. С полуприцепами тоже проблем нет – «шмитцы» держат марку.

Алексей Федоренко, директор по продажам OOO «АВТ Тракс» (Краснодар)

В Южном регионе особо актуальны рефрижераторные перевозки ввиду наличия аграрных холдингов и предприятий, выпускающих продукты питания, распределительных центров топовых российских ритейлеров, а также двух торговых морских портов в Новороссийске и Тамани. Каждый третий покупатель седельного тягача в нашем дилерском центре эксплуатирует его вместе с рефрижераторным полуприцепом, число которых растет, даже вопреки недавним ограничениямиз-за СOVID-19. Привлекательности в современных рефрижераторах добавляет система мониторинга температуры, позволяющая из любой точки мира контролировать условия перевозки.

i-TC.ru
Left Menu Icon