i-TC.ru : интернет-журнал про автомобили

Спа для Макса: обзор Гран-при Бельгии

Гран-при Бельгии традиционно проходит после летнего перерыва — и всегда зрители надеются, что сражение в чемпионате станет более напряжённым и захватывающим. На деле так происходит далеко не всегда. Вот и на этот раз гонка в Спа окончательно похоронила надежды тех, кто рассчитывал на борьбу если не за титул, то хотя бы в отдельных гонках. До перерыва Ferrari имела скорость, но каждый раз умудрялась растерять свои шансы по собственной инициативе. В Арденнах Скудерия продолжила ошибаться, но это уже не имело решающего значения — Макс Ферстаппен попросту доминировал весь уик-энд.

Уик-энд в Бельгии начался под аккомпанемент тревожных слухов о будущем гонки. Трассу в Спа любят и зрители, и пилоты, но не секрет, что у организаторов этапа не так много денег и они просто не могут конкурировать с новыми трассами, предлагающими чемпионату гораздо большие суммы за право принимать Гран-при. Место Спа в календаре уже будущего, 2023 года оказалось под вопросом.

Это тем более удивительно, учитывая, что действующий чемпион мира и лидер чемпионата Макс Ферстаппен — наполовину бельгиец и даже имел изначально бельгийское гражданство. В итоге он всё же предпочёл выступать под голландской лицензией, и ради него в чемпионат даже вернули гонку в Нидерландах, срочно перестроив Зандфорт, но даже в реконструированном виде этот автодром не идёт ни в какое сравнение со Спа.

Конечно, законы экономики неумолимы, но всё же выплаты автодромов — далеко не единственный способ заработка Формулы-1. Есть ещё телетрансляции, а посмотреть этап на бельгийской трассе собирается куда больше народу, чем в том же Зандфорте. Да и вообще Спа занёс в историю Формулы-1, пожалуй, больше великих гонок, чем любой другой автодром мира. Он и есть то самое «наследие» Формулы-1, о котором нам так часто говорят, но, похоже, у руководства чемпионата сейчас приоритеты расставлены иначе. В итоге в 2023-м гонка в Спа всё-таки состоится, но лишь потому, что переговоры с организаторами этапа в Южной Африке провалились.

В преддверии Гран-при было много разговоров о введении контроля за «дельфинированием», вынуждающее команды приподнять машины над асфальтом на 10 мм, и про новую, более лёгкую версию машины Red Bull Racing (эти слухи в итоге не подтвердились), но в центре внимания всё же стали штрафы. Трасса в Спа очень требовательна к мощности моторов, и вполне позволяет обгонять, так что это отличное место, чтобы установить на машину новую силовую установку — пусть даже это приведёт к потере позиций на старте.

Спа для Макса: обзор Гран-при Бельгии

Этой возможностью воспользовались сразу шесть гонщиков — Боттас, Ферстаппен, Леклер, Окон, Норрис, Чжоу и Шумахер. Для всех, кроме Боттаса, это означало, что они будут отправлены в хвост стартовой решётки — а в каком именно порядке как раз и должна была определить квалификация. Что касается Валттери, то он получил немного другой штраф, потерю 15 мест на старте, а значит должен был начинать гонку выше шести остальных оштрафованных, но ниже всех остальных. Таким образом, Боттас был единственным пилотом, для которого квалификация не имела вообще никакого значения — он в любом случае должен был стартовать 14-м.

Впрочем, нельзя сказать, что квалификация имела огромное значение для остальных. Макс Ферстаппен, легко показавший лучшее время, из-за штрафа оказался на 15-й стартовой позиции, но при этом всё равно у букмекеров был главным претендентом на победу! Совершенно уникальный случай — шансы Макса оценивались выше шансов не только Карлоса Сайнса, начинавшего гонку первым, но и Серхио Переса, который на такой же, как и у Макса, машине стартовал вторым!

Причём нельзя сказать, что кто-то из пилотов или руководителей команд был не согласен с такой оценкой шансов — похоже, в этом году все уже смирились с непобедимостью Макса и смотрят на лидера чемпионата как кролики на удава. Едва ли не единственным, кто всё-таки пытался сопротивляться, оказался Льюис Хэмилтон — после квалификации он до глубокой ночи оставался на автодроме, пытаясь вместе с командой найти сценарий, который привёл бы его к победе в Гран-при. Напомню, во всех предыдущих сезонах, даже самых неудачных, Льюису это всегда удавалось, и 2022 год рискует стать первым, в котором Хэмилтону не удалось победить.

Трудно сказать, что Льюису и Mercedes удалось придумать, и смог бы он побороться за победу или нет — мы этого уже никогда не узнаем. Квалификация прошла для гонщиков «Серебряных стрел» не идеально, они проиграли не только Сайнсу и Пересу, но и Фернандо Алонсо, что, в конечном счёте, и лишило семикратного чемпиона шансов на успех. После старта он был явно быстрее пилота Alpine, атаковал на прямой Kemmel и, видимо, к связке Le Combes считал, что он уже полностью опередил соперника, так что зашёл в поворот так, будто рядом никого не было. Старые соперники столкнулись, машину Хэмилтона подбросило в воздух, да так, что это поставило в тупик системы контроля FIA. При приземлении датчик зафиксировал перегрузку в 45G, что, по правилам, требует отправки пилота в медицинский центр для проверок его здоровья. Но Льюис при этом продолжал ехать по трассе — лишь через несколько сот метров команда попросила его остановиться, так как машина была явно сломана.

Алонсо продолжил гонку, но немедленно высказал по радио всё, что о думает о Льюисе — в частности, назвал его «идиотом, который может выигрывать только с первого места». Высказывание Фернандо попало в эфир и немало повеселило болельщиков, хотя сам испанец после финиша был настроен куда более миролюбиво и признал произошедшее обычным стартовым инцидентом. Льюис после возвращения в боксы пересмотрел запись аварии и признал свою вину, пояснив, что машину Алонсо оказалась для него в слепой зоне.

Так или иначе, жаловаться Алонсо было не на что — его машина повреждений не получила. Да, из-за аварии он пропустил Джорджа Расселла, но он в любом случае не удержал бы позади машины Mercedes. А если бы не сход Льюиса, их было бы две. Так что эта авария определённо помогла Фернандо, а не помешала.

Сход Хэмилтона, разумеется, не мог не порадовать Ферстаппена, но Льюис был далеко не единственным пилотом, освободившим дорогу действующему чемпиону. Во-первых, уже утром в воскресенье на обеих машинах младшей команды Red Bull, AlphaTauri, возникли загадочные проблемы с электрикой, из-за чего Пьеру Гасли и Юке Цуноде пришлось начинать гонку с пит-лейн. Макс, соответственно, оказался на старте 13-м, Сход Хэмилтона, а также столкновение Латифи и Боттаса сделали голландца 10-м, а обгон Магнуссена и Стролла на первом же круге — восьмым. Остальное было делом техники, в прямом и переносном смыслах — Ферстаппен легко прошил оставшуюся часть пелотона и уже к 12-му кругу вышел на первое место.

Прорыв Макса облегчало ещё и то обстоятельство, что он стартовал на самом мягком комплекте шин, а в тёплых воскресных условиях в Spa они работали намного лучше Medium — причём не только с точки зрения скорости, но и в плане долговечности. Помимо Ферстаппена, на новых шинах Soft также стартовали Леклер и Боттас, но они извлечь пользу из резины не смогли. Валттери сошёл на первом же круге, став жертвой Латифи, а Леклер, неоступно следовавший за Максом, уже на третьем круге свернул в боксы и сменил шины на Medium.

Леклеру опять не повезло — на столь ранний пит-стоп он вынужден был заехать из-за того, что в охлаждение тормозной системы попала чья-то плёнка от визора. Событие само по себе редкое, особенно на первых кругах, так как обычно гонщики не срывают плёнки так рано. По сути, Шарль тоже стал жертвой инцидентов впереди — грязь из смени технологических жидкостей повреждённых машин и пыли обильно окатила шлемы пилотов, и они один за другим очищали визоры.

Сайнс тоже стартовал на Soft, но на уже использованном комплекте, прошедшем несколько кругов в субботу. В результате ему пришлось достаточно рано отправиться на пит-стоп, а на Medium машины Ferrari оказались настолько медленными, что проигрывали даже Mercedes! Сайнс предсказуемо пропустил не только Ферстаппена, но и Переса, а в финальной фазе гонки больше был озабочен тем, как не подпустить к себе Расселла.

Леклеру после столь ранней остановки пришлось проехать на шинах Medium очень длинный отрезок. Ему удалось выбраться на пятое место, но о соперничестве с тем же Расселлом речи уже не было, так что Шарль мог увеличить число заработанных очков только одним способом — показав лучший круг гонки. На среднем составе резины сделать это, конечно, было невозможно, так что на последних кругах штаб Скудерии предложил Леклеру заехать в боксы за комплектом Soft.

Решение было крайне рискованным, ехавший позади монегаска Алонсо уступал ему всего около 20 секунд, чего недостаточно для того, чтобы гарантированно вернуться впереди. В разговоре с инженером Шарль высказал свои сомнения в рациональности такого шага — он прямо сказал, что предпочёл бы не рисковать и не останавливаться. Сразу после этого он услышал категоричный приказ заезжать в боксы. Зачем тогда было спрашивать?

Ситуация усугублялась тем, что после инцидента на первых кругах датчик контроля скорости на машине Леклера не работал, о чём команда знала, а пилот — нет. В итоге Леклер заехал в боксы за два круга до финиша, выехал бок о бок с Алонсо и на холодных шинах потерял позицию. Да, на следующем круге он отыгрался за счёт DRS, но показать лучшее время уже не смог. А после финиша выяснилось, что Шарль превысил скорость на пит-лейн! Пятисекундный штраф отбросил его на шестое место.

В конечном счёте, не так важно, каким Леклер финишировал, пятым или шестым — вряд ли эти очки сыграют какую-то роль в борьбе за титулы, так как никакой борьбы уже, похоже, не будет. Макс Ферстаппен теперь опережает ближайшего преследователя, которым стал его напарник Серхио Перес, на 93 очка, а Леклера — на 98.

Команда Red Bull превосходит Ferrari уже более чем на 100 очков. До конца чемпионата всего восемь гонок, и хотя, конечно, иногда чудеса случаются, можно смело сказать — не в этот раз. /m

Exit mobile version