Сравнил Harley-Davidson Pan America 1250 Special и BMW R1250 GS: нетрадиционный «американец» против немецкого «Гуся»

BMW R1250 GS. Цена: от 1 899 000 р. В продаже: с 2019 г.
Harley-Davidson Pan America 1250 Special. Цена: от 1 795 000 р. В продаже: с 2021 г.

Путь от задумки до конвейерной сборки каждым из мотоциклов пройден абсолютно разный. BMW R1250 GS — уже далеко не первое поколение баварского флагмана. Ошибки в проектировании если и были, то в прошлом. Актуальная генерация «Гуся» после недавнего рестайлинга оснащена подросшим в объеме до 1254 см3 и дооснащенным системой изменения фаз газораспределения BMW ShiftCam двухцилиндровым оппозитным двигателем с пиковой мощностью 136 л. с. (при 7750 мин-1) и пиковым крутящим моментом 142 Нм (при 6250 мин-1). На борту — всеобъемлющий набор электронных систем и ассистентов (трекшн-контроль, ABS, контроль старта в гору, подогревы, многофункциональный цветной планшет вместо приборной панели). Не каждый автомобиль из числа сложных и дорогих так плотно напичкан. Для людей «в материале» R1250 GS — это, в первую очередь, доведенный на уровне железа и софта до идеала плавный, но напористый оппозит в обрамлении не клюющих подвесок Paralever и Telelever с электрорегулировками разной степени продвинутости. На тест нам попался основательно увешанный сугубо экстерьерными допами экземпляр в юбилейной черно-желтой ностальгической раскраске Edition 40 Years GS.

HD Pan America 1250 Special. На «американце» могут разместиться два довольно крупных человека.
BMW R1250 GS.

У Pan America бэкграунда и регалий нет вообще никаких. Его сравнительно недавно с абсолютного нуля спроектировали технари из Harley-Davidson. За основу нового силового агрегата Revolution Max, естественно, взята V-образная компоновка. Два больших, но очень легких кованых поршня в цилиндрах с развалом 60 градусов соседствуют с деталями, которые скорее можно увидеть в современном спортбайке: жидкостное охлаждение, два распредвала с фазовращателями VVT в каждой головке, алюминиевые гильзы цилиндров с износостойким покрытием, привод ГРМ цепями, а не толкателями, система смазки с сухим картером, балансирные валы хитрой конструкции, две свечи и индивидуальные дроссельные заслонки с управлением по проводам на каждый цилиндр. Плюс общая компактность и облегченность конструкции с применением магния в крышках картера. На выходе являющийся частью силовой конструкции минималистичной рамы нехарактерно легковесный двигатель выдает 152 л. с. в пике на 8750 мин-1 и пиковые 128 Нм при 6750 мин-1. Что в сухих цифрах на бумаге именно по мощности больше, чем у R1250 GS. Силовая установка едва заметно вибрирует, прилично везет, рычит тихо, но с грубыми хриплыми отзвуками и вообще всей своей концепцией/конструкцией напоминает хороший японский или австрийский мотор. Немного не в духе ортодоксальных «Харли», не находите?

HD Pan America 1250 Special. Моторы Harley-Davidson — несущий элемент дизайна.
BMW R1250 GS. Оппозит — это ветро- и грязезащита и хорошая тяга с «низов».

Harley-Davidson Pan America 1250 в топовой версии Special (именно она у нас на тесте) почти не отстает от оппонента по части оснащения. Краткий список основных систем выглядит так: ABS, C-ABS, диодная оптика, полуактивная подвеска с режимом поддержания клиренса, TFT 6,8‑дюймовая приборная панель, система помощи на подъеме, круиз-контроль, контроль давления в шинах, 5 режимов работы двигателя.

HD Pan America 1250 Special.
BMW R1250 GS.

Там, где «Гусь» неизбежно и сразу вместе с рестайлингом и дивной красоты новой адаптивной фарой примелькался, Pan America выглядит очень незаурядно. С некоторых ракурсов он похож одновременно на поезд, грузовик или нечто из области промышленного дизайна. Внешний вид Pan America 1250 однозначно уникальный, узнаваемый, в меру агрессивный. BMW R1250 GS, напротив, источает агрессию и выпячивает асимметрию почти в каждой детали.

V-Twin Revolution Max на самом деле прекрасно сбалансирован. Почти сразу после запуска работает мерно и плавно. И, что вдвойне необычно («Харлей» же!), не вибрирует, звучит негромко и по минимуму производит посторонние шумы из своих недр. Из привычных атрибутов марки остается только жестко лязгающая и тугая коробка передач. Благодаря оптимизированной конструкции и фазовращателям мотор на ходу крутится в отсечку, почти не проваливаясь.

HD Pan America 1250 Special.
BMW R1250 GS. У «Гуся», пожалуй, самое удобное сиденье в классе.

Не могу не заметить, как забавно у «американца» работает автоматика подвески. Мотоцикл прямо в руках то и дело контролируемо присаживается или распрямляется. К сожалению, там, где у «Гуся» каждый из режимов полностью, 10 из 10, оправдывает название и ожидания, у Pan America лично мне не удалось подобрать оптимальный режим работы системы управления профилями, которая приводит к единому знаменателю работу мотора, подвески и систем безопасности. Характер отдачи мощности в спортивном режиме хорошо вяжется с повседневным ритмом эксплуатации, но подвеска в том же режиме «становится колом»: трясет и пролетает глубокие неровности. Раздельно выбрать режимы работы двигателя и подвески невозможно. К существенным недостаткам я бы также добавил мелкие шрифты у второстепенных показаний на приборной панели и склонность к поджариванию в пробке левой ноги водителя (вентилятор охлаждения дует ровно в левый ботинок). R1250 GS с его компоновкой и уровнем оснащения по понятным причинам таких недостатков лишен. Прямым недостатком именно оппозита однозначно является склонность собирать на торчащие в сторону цилиндры грязь, пыль, всяческие тверди, неподвижно стоящие предметы и ноги водителя.

HD Pan America 1250 Special.

По ощущениям в процессе езды Harley-Davidson Pan America 1250 Special пытается казаться даже более честным и ламповым, чем он на самом деле есть. У водителя не пропадает связь с дорогой и элементами подвески. Даже несмотря на обилие электроники, решения касаемо управления кажутся принятыми самостоятельно. 

BMW R1250 GS.

BMW R1250 GS, совсем наоборот, воспринимается почти как компьютерный симулятор. Все же касаемо настроек подвески 1250‑й GS великолепен: в спортивных режимах мотоцикл собран и быстр, любая из туринговых настроек убаюкивает, но в то же время заставляет ехать еще и еще. В плане разгона у «баварца» есть любопытная особенность, которая, на первый взгляд, не кажется очевидной: R1250 GS довольно крупный мотоцикл, но вместе с тем радикально короткий по колесной базе и с очень продуманной, в отличие от Pan America 1250, ветрозащитой. До кучи, с моментным мотором разгон чисто технически, может, и не является рекордным в цифрах, но именно в плане восприятия действительности создается ощущение быстрого, «валящего» мотоцикла.

Стоит, кстати, заметить, что первые квоты на Pan America уже распроданы. Разница в цене между Harley-Davidson Pan America 1250 Special и BMW R1250 GS совсем небольшая, если мы рассматриваем базового «баварца» и топового «американца».

Вместо витиеватого заключения скажу простую очевидную вещь: чудо произошло и не произошло одновременно. У Harley-Davidson с чистого листа без длинной предыстории получилось создать интересный сбалансированный мотоцикл, который вписывается в рамки класса. Но расти, безусловно, всегда есть куда.

ОЖИДАНИЯ И… ОЖИДАНИЯ

Денис Панферов, мотоэксперт

От Pan America я ожидал, что он будет играть в одной лиге с такими «борзыми» и отвязными мотоциклами, как KTM 1290 Super Adventure S и Ducati Multistrada V4. Не просто так же Harley-Davidson указала мощность его мотора 112 кВт (152 л. с.) на официальном сайте, чего обычно не делает, ограничиваясь только цифрой крутящего момента. Хотели похвастаться? Удалось. Цифра выглядит внушительно в сравнении со 136 л. с. у BMW R 1250 GS и многое обещает.

В реальности получился добротный, мощный и быстрый по меркам класса большеобъемных турэндуро мотоцикл, но нет в нем присущего КТМ и Ducati «гусарства» в стиле «э-ге-гей — и на заднем колесе в закат». «Пан Америкой» управляешь ты, а не мотоцикл подталкивает тебя к совершению необдуманных и опасных маневров. Солидный и спокойный аппарат — идеальное транспортное средство для тех мужчин, кто уже пережил кризис среднего возраста и наслаждается жизнью.

В прямом сравнении с «Гусем» понимаешь, что мотоциклы-то почти одинаковые. Оба не выглядят красавцами, зато обеспечивают отличную ветрозащиту, позволяющую с комфортом ездить в открытом шлеме. Одинаково разгоняются, одинаково рулятся и одинаково тормозят. Есть, конечно, отличия, но на уровне нюансов, и разве что отсутствие квикшифтера на «американце» напрягает.

Harley-Davidson уверенно зашла в новый для себя сегмент рынка. Мотоцикл удался и с технической, и с идеологической точек зрения. Пожалуй, это первый из «убийц Гуся», появляющихся на рынке с завидной регулярностью, которому удастся подойти к цели ближе остальных. Справился бы только завод в США со всеми мировыми предзаказами.