Наш ДзенМой аккаунтПоделись ссылкойВход / РегистрацияУдалить из закладокПоиск по сайтуДобавить в закладкиМои закладки
Воруют на миллиарды: почему недолив на АЗС стал настоящей бедой в России

Воруют на миллиарды: почему недолив на АЗС стал настоящей бедой в России

МАСШТАБЫ ОБМАНА

Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов представил результаты проверки около 900 заправок Московского региона. «Большая часть заправок честные, а небольшое количество АЗС даже переливают бензин», — сообщил он на пресс-конференции в компании «Монтранс».

Воруют на миллиарды: почему недолив на АЗС стал настоящей бедой в России

Однако 16,6 % заправок недолили более 1,5 %. Крупнейший недолив — 18,5 %. «Причем он был зафиксирован на брендовой колонке — там, где заправляются грузовые автомобили, — рассказал Шкуматов. — Приехал дальнобойщик, заправился, и сто литров ушло в ”кассу взаимопомощи” работников АЗС».

Вроде бы полтора процента — немного. «Но рынок топлива — 5 трлн рублей в год, — обратил внимание эксперт. — И средний недолив в 1 % — это 50 млрд рублей, которые просто воруют». Для автотранспортных предприятий этот убыток может быть чувствительным. Ведь, в среднем, издержки на топливо составляют до 40 % в структуре затрат транспортных компаний.

И это только Москва и Московская область. «В регионы мы еще не приходили. Я чувствую, нас там ждет сюрприз», — поделился Шкуматов.

Некачественное топливо, как выяснилось, продавали на 71 заправке (8 %). Абсолютный контрафакт был обнаружен на четырех АЗС. В среднем по всем проверенным объектам измеренное октановое число 92‑го бензина составило 90,83.

По данным главы Федерации автомобилистов России Сергея Канаева, в среднем на трети АЗС Московского региона автовладельцы переплачивают за топливо от 5 до 10 %.

Росстандарт сообщал о проверке заправок в 2019 году, и данные оказались похожими: почти на каждой пятой заправке недоливают. Кроме того, федеральное агентство зафиксировало продажу некачественного бензина и дизеля почти на каждой десятой заправке. По данным за 2020 год, российские автомобилисты направили в ведомство более 500 жалоб на неполную заправку баков.

ПОЧЕМУ НЕДОЛИВАЮТ?

«Большинство недоливов происходит из-за неналаженного или недостаточного контроля за параметрами выдачи топлива со стороны собственников и сотрудников, в меньшей степени — из-за злого умысла», — считает основатель бренда безоператорных мини-АЗС и топливораздаточных колонок Benza Михаил Колесников.

Воруют на миллиарды: почему недолив на АЗС стал настоящей бедой в России

Умышленно же с недоливом, по его словам, экспериментируют некоторые собственники небольших частных сетей или отдельных АЗС. «Они программным способом корректируют коэффициент и объем выдачи, постоянно или временами отпуская топливо меньше заявленного, —рассказал эксперт. — Однако если происходит какая-то проверка, буквально за секунды этот коэффициент можно восстановить, это легко делается на компьютере».

При этом такие возможности изначально были задуманы как функция для быстрого исправления отклонений в работе оборудования. Но недобросовестные представители ритейла сделали из этого лазейку для нарушений. А в крупных компаниях манипуляциями могут заниматься сотрудники в обход руководства, свидетельствует эксперт. «Они внедряют в устройства дополнительные электронные компоненты, занижая объем выдачи, а разницу забирают из резервуара для личных нужд», — пояснил Колесников.

Чаще всего «подкручивают» именно сами сотрудники, поделился наблюдениями участник рынка Виктор Королев. «Во всех авто стоят самые простые датчики на уровень топлива, которые показывают примерный объем. На заправке могут сказать, что у вас датчик барахлит, и попробуй опровергнуть», — констатировал он, добавив, что проблема характерна не только для России.

ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

Власти достаточно активно взялись за решение этой проблемы. «Ввели ГОСТ. Если он вступит в силу, то украсть топливо, изменив погрешность выдачи на ТРК, уже не получится. Это значительно сузит возможности для манипуляций», — отметил Михаил Колесников.

Воруют на миллиарды: почему недолив на АЗС стал настоящей бедой в России

Новые правила требуют использовать ТРК с закрытыми от несанкционированного вмешательства и подмены узлами, пояснил он. Кроме того, запрещается корректировка выдачи программным способом — остается только вариант механической калибровки мерных устройств в теле колонки метрологической службой. «Это требование регулятора должно улучшить ситуацию и оградить потребителей от намеренных действий недобросовестных поставщиков топлива», — считает представитель Benza. Компоновка колонки будет такова, что при несанкционированной замене детали или стороннего внедрения она просто прекратит работать.

С некачественным топливом сложнее, считает эксперт: его можно протестировать только в сертифицированных лабораториях или через перебои и выход из строя двигателя.

В отличие от недолива, наказание за махинации с качеством топлива уже установлено. Выписывают штраф в размере 1 % выручки от продажи горючего, но не менее 500 тыс. рублей. При повторном нарушении он возрастает до 3 % с оборота, но не менее 2 млн рублей. За недолив наказание только предлагается, но пока идея не реализована.

В любом случае, поймать за руку нарушителей сложно. По нынешним правилам, контролирующие инстанции при проведении проверок обязаны предупредить автозаправки о них заранее. Зная о проверках, недобросовестные АЗС получают возможность скрыть нарушения либо же и вовсе закрыться на «ремонтные работы» перед визитом инспекторов. К тому же, как уже было сказано, переключить программное обеспечение с недолива на нормальный режим можно за полминуты, поэтому плановые проверки пока мало что дают.

Чтобы изменить положение дел, было разработано два варианта сотрудничества с АЗС, отметил генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль. Это проверки при помощи тайных покупателей, которые вводятся согласно закону, принятому в июле прошлого года. «А также планируется введение штрафов в размере 1 % от выручки розничной АЗС за прошлый год или полугодие, но не менее 50 000 рублей», — добавил эксперт.

Что касается тайных покупателей, вступление в силу этого закона планируется на июль нынешнего года. Проверяющие смогут посещать заправки, брать пробы топлива в нужном количестве и проверять его на качество, не предупреждая об этом руководство АЗС. При этом проверяться будет не конкретная колонка, а работа всей системы.

В навигаторах и на интерактивных картах Росстандарт разместит информацию о выявленных нарушениях на АЗС, а также о добросовестных игроках рынка. Таким образом, у заправок появится стимул выполнять свою работу качественно.

i-TC.ru
Left Menu Icon