Наш ДзенМой аккаунтПоделись ссылкойВход / РегистрацияУдалить из закладокПоиск по сайтуДобавить в закладкиМои закладки
Новый гоночный КАМАЗ и экипажи-чемпионы: как российские гонщики накажут соперников на «Дакаре»

Новый гоночный КАМАЗ и экипажи-чемпионы: как российские гонщики накажут соперников на «Дакаре»

Тьерри Сабин, подарив миру более 40 лет назад ралли «Париж — Дакар», явно не догадывался, что эти соревнования заставят человечество полюбить гонки по песку. Добавлялись новые транспортные средства, менялись страны, где проходили первые марафоны. Не менялась главная особенность «Дакара» — трасса, проложенная по пустыне. Конечно, и до того в мире проходили рейды и автомарафоны, даже трансконтинентальные, но ни один из них не смог создать такой небывалый дух приключений и азарта, который дарит нам «Дакар». Напомню, что следующий осталось ждать совсем недолго: 1 января 2022 года состоится стартовый подиум и пролог этой великой гонки.

Новый гоночный КАМАЗ и экипажи-чемпионы: как российские гонщики накажут соперников на «Дакаре»
Песчаный этап сымитировали специальными октябрьскими тестами команды в Казахстане.

Недавний летний ралли-рейд «Шелковый путь — 2021» являлся, по сути, широкомасштабной подготовкой к «Дакару». Во всяком случае, организаторы соревнований сделали очень многое, чтобы, стартовав в Сибири, гонщики на финише, как на сладкое, получили пески пустыни Гоби. Кто же знал, что, преодолев большую часть маршрута, весь караван упрется в монгольскую границу. Руководитель штаба по ведению и контролю Covid-протокола «Шелкового пути» Денис Проценко тогда заявил, что продолжать гонку по территории Монголии нельзя. Причина — вспышки на территории страны не только коронавируса, но и бубонной чумы. Вторая по величине пустыня Азии осталась непокоренной. Недостачу песчаных этапов «КАМАЗ-мастер» старалась компенсировать позднее российскими этапами Чемпионата России по ралли-рейдам, прошедшими в Астрахани и Ульяновске, а также специальными октябрьскими тестами команды в Казахстане. Это, конечно, помогло, но вынужденные копии предстоящих дакаровских песков остались несравнимы с оригинальными.

Новый гоночный КАМАЗ и экипажи-чемпионы: как российские гонщики накажут соперников на «Дакаре»
Пилоты Дмитрий Сотников и Айрат Мардеев устроили для прессы традиционные тестовые заезды.

На «шелковое» ралли команда «КАМАЗ-мастер» имела свои виды. Во-первых, было запланировано боевое крещение реальными песками «слетанности» новых молодых экипажей. Во-вторых, представлялась отличная возможность обкатать в условиях, максимально похожих на дакаровские, абсолютно новый спортивный грузовик с кабиной серии К5. Еще не примелькавшуюся своими обводами машину под номером 501 было доверено вести пилоту «КАМАЗ-мастер» Дмитрию Сотникову. Тогда, летом, перед гонкой грузовик на своем полигоне технические спецы команды комментировали сухо: «Вас читают и смотрят наши конкуренты». Сегодня, перед «Дакаром», они приоткрыли завесу тайны, правда, все изменения по машине комментировали обтекаемо.

Новый гоночный КАМАЗ и экипажи-чемпионы: как российские гонщики накажут соперников на «Дакаре»
За контроль топлива в машине по-прежнему отвечают топливные датчики LLS 5 компании Omnicomm.

Главное — основные агрегаты трансмиссии, по сравнению с предыдущей моделью 43509, остались неизменными. Автоматическая коробка передач Allison, раздаточная коробка ZF, а также мосты полностью перешли от предыдущей машины к новому грузовику, как хорошо проявившие себя по сплаву надежность / эксплуатационные свойства. Руководитель «КАМАЗ-мастер» Владимир Чагин отметил, что в конструкции автомобиля есть некоторое количество композитов, чтобы не увеличивать полную массу грузовика. Потребовала работ по увеличению надежности система управления турбокомпрессором. Основа чемпионского двигателя — рядная «шестерка» DCEC ISZ объемом 13 л. Были пересмотрены решения по защите его систем управления от внешних воздействий при преодолении бродов.

Новый гоночный КАМАЗ и экипажи-чемпионы: как российские гонщики накажут соперников на «Дакаре»
Новую машину на «Дакаре» поведет пилот «КАМАЗ-мастер» Дмитрий Сотников.

За контроль топлива в машине по-прежнему отвечают топливные датчики LLS 5 производства российской компании Omnicomm. Евгений Дешкин, начальник отдела электрики и электроники команды, пояснил: «На раллийном болиде три топливных бака, соответственно, нужна балансировка горючего, это влияет на развесовку автомобиля в гонке. За нее отвечает интеллектуальная система перекачки топлива из баков, которая основывается на показаниях LLS 5». Помимо четырех боевых спортивных грузовиков, которые со 2 по 14 января 2022 года будут штурмовать пески Аравийского полуострова, гонщиков традиционно будут сопровождать автомобили техподдержки. Они обеспечивают походный быт команды. В тех краях без воды никак, значит особое внимание ее расходу. Инструменты контроля тоже поставляет компания Omnicomm. «Емкостного типа датчики для воды у других производителей мы не нашли, а нам нужна стабильность», — резюмировал Евгений Дешкин. Гонщик Айрат Мардеев выразился еще точнее: «Нужна надежность. Все доработки по машинам направлены на этот показатель».

Новый гоночный КАМАЗ и экипажи-чемпионы: как российские гонщики накажут соперников на «Дакаре»
Штурмовать пески Аравийского полуострова будут и автомобили техподдержки. Помимо всего, они везут воду.

В ходе краткой поездки на домашний полигон команды практически все, от техсостава до руководителя команды, говорили, что оставшееся время перед «Дакаром» будет потрачено на настройку подвески кабины и шасси и поиск их оптимальных характеристик. По оценке пилота Дмитрия Сотникова, развесовка по осям новой машины составляет почти 50 на 50, но к такому стремятся все команды, участвующие в гонке. Техники «КАМАЗ-мастер» подтвердили, что сейчас все команды борются за «правильную» компоновку машины, и кто будет выступать в качестве примера в грузовом зачете, понятно — пристальное внимание к новому КАМАЗ-435091 на «Дакаре» будет немалое. Распределение массы по осям можно было проверить лично. Пилоты Дмитрий Сотников и Айрат Мардеев устроили для прессы традиционные тестовые заезды на своей тренировочной базе. Возможно, мне показалось, но желающих пройти трек на новой машине было больше.

Новый гоночный КАМАЗ и экипажи-чемпионы: как российские гонщики накажут соперников на «Дакаре»
У привычной машины «горб» воздухозаборника расположен за кабиной. У новой воздух для турбины забирается из-под противосолнечного козырька.

Гоночные повадки болида предыдущего модельного года моя спина помнит очень хорошо. Приземлившись на финише после коронного трамплина, я всеми своими внутренностями понял, что не зря в то утро не завтракал и писал организаторам расписку, что в случае чего сам виноват. Летом, перед гонкой «Шелковый путь», уже знакомая машина, управляемая Айратом, шла резко и жестко. Забравшись в кабину к Дмитрию, вначале обалдел — я уже привык к довольно узкому по высоте ветровому стеклу гоночного КАМАЗА, здесь же оно поражало своими размерами. Причем физически, по своей площади, кабина стала даже меньше, зато добавилась обзорность из нее. Гонщики в своих комментариях на полигоне говорили, что это преимущество сказывается в ралли-рейдах, когда движение машины происходит не по ровной дороге и экипажу приходится штурмовать большие высокие дюны. Еще один нюанс: у привычной боевой машины отчетливо виден «горб» воздухозаборника, который расположен за кабиной. У новой воздух для турбины забирается из-под противосолнечного козырька и как бы обтекает собой крышу К5. Прогнав вместе с Сотниковым по трассе стандартный маршрут, я почувствовал, что новый грузовик прошел его заметно мягче. Дмитрий мое «заметно мягче» скромно поддержал: «Машина уже показывает хороший потенциал». Чтобы вы понимали: хороший — это три победы на этапах и первое место в генеральной классификации. Сотников стал единственным в истории ралли «Шелковый путь» его трехкратным победителем. Опять же упомяну, что третье место в недавнем «Шелковом пути» у еще одного камазовца, Антона Шибалова. Но вернемся к железу новой машины.

Новый гоночный КАМАЗ и экипажи-чемпионы: как российские гонщики накажут соперников на «Дакаре»
Владимир Чагин: «Для нас важно, чтобы новый автомобиль с новой кабиной показал себя на высоком уровне».

Владимир Чагин напомнил, что при разработке и конструировании грузовика следующего поколения конструкторы «КАМАЗ-мастер» руководствовались предстоящими изменениями в техническом регламенте FIA, который планируют внедрить в 2022 году в грузовой зачет Чемпионата мира по внедорожным ралли. Пока новый регламент еще находится в стадии согласования, на «Дакаре-2022» будет действовать регламент прошлого года, правда с некоторыми обязательными изменениями в области безопасности. В новом КАМАЗ-435091 это все учтено. По мнению команды, машина получилась хорошая и быстрая, но работы по ее доводке будут продолжены практически до самой отправки техники на паром в Марсель. Владимир Чагин, подытоживая общий настрой «Синей армады» перед предстоящей гонкой, сказал: «Для нас важно, чтобы новый автомобиль с новой кабиной показал себя на высоком уровне. Это ответственность перед болельщиками, спонсорами, перед всеми вами». К слову, начальник команды и сам обновился. Чагин, у которого всегда безупречный внешний вид, вышел к прессе с бородой. На вопрос, надолго ли такие изменения во внешности, уклончиво ответил: «Посмотрим». Смотреть будем начиная со 2 января.

i-TC.ru
Left Menu Icon