i-TC.ru : интернет-журнал про автомобили

Как грамотно подобрать тормозные диски и избежать подделок

Как грамотно подобрать тормозные диски и избежать подделок

Свое название тормозные диски автомобиля оправдывают частично. Ведь основная их задача – превращать кинетическую энергию, которая образуется за счет трения колодок и дисков, в тепловую с последующим рассеивание ее в окружающее воздушное пространство. И чем быстрее будет происходить этот процесс, тем лучше.

Потому каждому автовладельцу важно грамотно подобрать тормозные диски, чтобы впоследствии не возникало проблем при эксплуатации авто.

Виды тормозных дисков

Статистика уверяет, что ежегодно продается более миллиарда тормозных дисков. И все эти детали в процессе эксплуатации превращаются в металлическую пыль. Но одни быстрее, другие чуть медленнее. Это зависит от качества. Поэтому все предлагаемые тормозные диски можно разделить на три категории, которые можно берут за основу подбора деталей:

В первую категорию входят изделия высокого качества с гарантией. Брак встречается, но редко. Вторая группа – дешевая альтернатива первой. Цена снижена за счет качества. Поэтому среди них встречаются бракованные или не соответствующие нормативам, что сказывается на сложности подбора. Но это группа самая большая в плане ассортимента и продаж.

Третью группу можно назвать малочисленной. Качество здесь выше, чем у оригинальных моделей, отсюда и цена большая.

В плане используемого сырьевого материала для производства можно провести классификацию, состоящую из двух групп:

  1. Чугунные.
  2. Карбон-керамические.

Вторые пришли на рынок из Formula1. Продукция дорогая. Но качество наивысочайшее. Статистика даже не может сказать, сколько таких деталей продается для личных авто. Их используют в основном для спортивных автомобилей.

Вся остальная масса изготавливается из чугуна. Достоинства этого металла:

Но в производстве используется два вида серого чугуна:

Первый относится к категории высокоуглеродистой марки чугуна. Вторая – к низкоуглеродистой. Первая по сравнению со второй более предпочтительна, потому что:

Поэтому оригинальные и тюнинговые диски изготавливаются из высокоуглеродистой марки чугуна. Неоригинальные – из низкоуглеродистой.

Классификация для подбора по способу охлаждения

Здесь две группы, из которых подбирается нужный вариант:

  1. Вентилируемые тормозные диски.
  2. Невентилируемые.

С помощью первых достигается максимальное охлаждение. Чисто конструктивно это два тормозных диска, соединенных между собой ребрами жесткости. Зазор между ними – 1 см.

С тормозными колодками контактирует один диск. Второй через ребра отводит тепловую энергию. При этом сами ребра по форме и месту расположения сделаны так, чтобы увеличить обдув, увеличить скорость охлаждения.

Форму ребер можно разделить на три основные подгруппы:

Если смотреть на все это с позиции – как подобрать, то самые распространенные – первые. Вторые – самые продвинутые, встречаются редко. Третьи близки по характеристикам к прямым аналогам. Но у них есть одно преимущество – они снижают вес тормозного диска.

О снижении веса – производители выпускают композиционные модели, они же двухсоставные. Изготавливают их из двух разных металлов:

Снижение массы налицо, но сложность производства заключается в том, чтобы скрепить между собой эти две детали, и чтобы они соответствовали эксплуатационным нагрузкам. Варианты встречаются разные, но чаще обе половинки соединяются заклепками.

У этого способа соединения есть недостаток. Тепловое расширение алюминия и чугуна разное, что приводит к деформациям. Поэтому сегодня некоторые компании предлагают плавающее крепление. Создана возможность перемещение чугунной части относительно алюминиевой.

К примеру, один из вариантов – соединение шпильками, под которые в диске сделаны овальные пазы. Такая конструкция дает возможность смещаться одной части относительно другой.

Чтобы диск по отношению к чашке не болтался, устанавливают шпильки с демпферными шайбами, которые подпирают его к чашке. Недостаток таких тормозных дисков – шумят на малых оборотах. К достоинствам можно добавить возможность замены только чугунной части, оставляя алюминиевую.

Классификация по рисунку на поверхности тормозного диска

Производители сегодня предлагают три вида в этой категории, ложащихся в принцип подбора:

  1. Перфорированные тормозные диски.
  2. С насечками, которые чисто технически называются слоты.
  3. Комбинированный вариант – и перфорация, и слоты.

Перфорированные

Это сквозные отверстия по всей контактирующей с колодками плоскости.

Первые тормозные колодки изготавливались из асбеста, который при сильном нагревании выделял газ. Последний, накапливаясь между дисками и колодками, создавал слой, снижающий силу трения. Говорить о качественном торможении не приходилось. Поэтому и стали делать сквозные отверстия, чтобы этот газ выводить из зоны трения.

Со временем асбест, который считался вредным для здоровья, заменили другим материалом. Последний в процессе трения газ уже не выделял. А перфорация так и осталась.

У отверстий есть два недостатка:

С насечками

Слоты – это инженерные изыскания, приведшие к увеличению эффективности торможения автомобиля. У насечек много преимуществ:

Недостаток один – тормозные колодки изнашиваются интенсивнее, что иногда влияет на подбор детали.

Эффективность работы тормозных дисков с насечками зависит от разных факторов:

  1. Глубина слота. Этот показатель должен составлять половину допустимого износа детали. Стандартная толщина диска – 30 мм. Толщина изношенной детали – 28,4 мм. Износ получается – 1,6 мм. Минимальная глубина насечки – 0,8 мм.
  2. Слоты должны равномерно покрывать тормозную плоскость диска. Это обеспечит равномерное истирание колодок. Идеально, когда насечка по длине больше длины тормозной колодки. Только так можно обеспечить свободный выход грязи и пара. Поэтому при подборе предпочтение лучше отдать дискам с двумя или тремя большими насечками, чем с большим количеством мелких.
  3. Слоты не должны выходить за край диска. Только так можно обеспечить целостность конструкции последнего.
  4. В сечении насечек должны присутствовать фаски или их форма – быть пологой. К примеру, круглое сечение, треугольное. Острые края – причина образования на колодках задиров и неровностей. Они приводят к биению диска, его растрескиванию и полного выхода из строя.

Комбинированный вариант

В этих моделях собраны все плюсы и минусы двух предыдущих. Но красота деталей сделала их востребованными в тюнинговых дисках. При этом производители предлагают большое количество вариантов комбинаций отверстий и слотов. Так что каждый для себя может подобрать.

Антикоррозийное покрытие

Производители покрывают тормозные диски антикоррозионными составами. Они разные, поэтому есть сложности подбора.

Самый простой вариант – краска. Каждый производитель подходит к процессу по-разному. Одни просто используют лакокрасочную продукцию, которую наносят под давлением. Другие берут порошковую краску. Но в любом случае срок службы покрытия не превышает 2-3 лет.

Второй вариант подбора – гальваническое покрытие. На неоригинальных и оригинальных его не найти. Причина – дорогое это удовольствие, плюс – небольшой срок службы: не более одного года. Здесь несколько видов покрытий – оцинковка, воронение, фосфатирование.

Третий вариант подбора – покрытия, наполненные цинком. Придумали технологию японцы. Сегодня большое количество производителей оригинальных и неоригинальных тормозных дисков используют этот вариант защиты. На тюнинговых встречаются редко. Причина – дорого при небольшом объеме производства.

Как и в других случаях по этому критерию подобрать диск будет несложно.

Как подобрать тормозные диски

Семь рекомендаций, которые помогут подобрать передние и задние тормозные диски:

  1. Оригинальные стоят больше неоригинальных. Но в ряду последних встречаются модели приличного качества. Не стоит платить больше.
  2. Если финансы не обременяют, то лучше установить на авто тюнинговые диски тормозные: передние или задние – неважно.
  3. Если подбирается неоригинальная группа, то не стоит брать самые дешевые.
  4. Каждый диск после подбора надо проверять еще до его установки. Если что-то не понравилось, то лучше вернуть.
  5. Если на автомобиль устанавливаются новые диски, то сразу надо устанавливать и новые тормозные колодки.
  6. До установки проверить тормозную поверхность индикатором.
  7. Если после монтажа тормозные диски начинают «бить», то нужно сразу вернуться в сервис. 90% дефекта – это вина мастера. И только 10% – вина производителя (брак).

Как избежать подделок при подборе

Все начинается с упаковки. Если внутри нее деталь авто лежит не плотно, болтается, это уже минус компании-производителю. Изделие должно быть упаковано в полиэтилен. Чем он плотнее, тем лучше. Смазка должна присутствовать, но в небольшом количестве.

Теперь внешние критерии подбора. Нужно посмотреть диск с торца. Ближняя к ступице половина должна быть толще. При этом толщина должна быть одинаковой по всей окружности. Это можно проверить штангенциркулем, сделав замер в нескольких местах. Неодинаковая толщина приведет к биению детали.

Далее – подбор по посадочному отверстию. Внутренняя плоскость должна быть ровной без шероховатостей.

Следующее, на что необходимо обратить внимание при подборе, маркировка. Она должна совпадать и на упаковке, и на изделии. На последнем нанесенные буквы и цифры должны иметь одинаковую глубину, и быть одинаковыми по размеру и по стройности.

Рейтинг популярных тормозных дисков

Сложно составлять рейтинг изделий, которые пользуются большим спросом. В этой сфере производства серьезная конкуренция. Кто-то завлекает потребителей высоким качеством, кто-то невысокой ценой, кто-то старается оптимизировать соотношение этих двух показателей.

Bosch, Brembo, Textar, ATE – модели, которые смело можно отнести к группе неоригинальных. У всех у них нормальное качество. В линейке присутствуют только изделия из высокоуглеродистого чугуна. Есть даже двухсоставные. Антикоррозионное покрытие качественное.

Meyle, Hella, Nibk, Girling, TRW – тоже относятся к неоригинальным. Но все они из низкоуглеродистой линейки. В их составе нет двухсоставных вариантов.

Zimmerman – это оригинал. Цена этой категории соответствует. Производитель уверяет, что его детали изготовлены из высокоуглеродистого чугуна. Но отзывы потребителей в большинстве случаев отрицательные. К тому же – это перфорированные диски. Отсюда столько негатива при подборе.

Остальные в этом рейтинге подбора относятся к тюнинговым тормозным дискам:

  1. Brannor. Изготовлены из чугуна с высоким содержанием углерода. Качество отменное, все плоскости отшлифованы по максимуму, отсюда идеальные допуски. Использовано японское антикоррозионное покрытие. Перфорация не сквозная.
  2. EBC. Немного уступает предыдущей модели. Особенно это касается параметров. Хотя допуски в идеале. Производитель предлагает на подбор варианты и с несквозными отверстиями, и с насечками.
  3. Rotora. Хорошее качество, высокоуглеродистый чугун, неплохое покрытие. В линейке есть двухсоставные модели. Но сам ряд не самый широкий. Плюс – цена не соответствует качеству, слишком высокая.

При кажущейся одинаковости тормозных дисков, все представленные на рынке отличаются друг от друга значительно. Сложно с одного только внешнего вида подобрать правильный вариант. Но если знать, на что обращать внимание, то можно подобрать достойную модель, которая не обременит карман.

Хотелось бы услышать в комментариях версии читателей. Может быть, кто-то уже имел опыт подбора данных деталей. Делали это самостоятельно или с помощью мастера? Сохраните материал в закладках, чтобы в любое время можно было его перечитать.

Exit mobile version