i-TC.ru : интернет-журнал про автомобили

Как сохранить здоровье за рулем

Как сохранить здоровье за рулем

Садясь за руль, водитель не всегда дает себе отчет в том, что автомобиль – не только сам по себе фактор повышенного риска для жизни, но вождение способно отрицательно сказываться на здоровье. Ведь длительное нахождение в одной позе нельзя назвать полезным для здоровья, оно несет угрозу многим системам организма, а если поза при этом выбрана неправильная или неудобная – то последствия не заставят себя долго ждать, вред здоровью обеспечен.

О том, какие заболевания могут подстерегать водителей, и как можно сохранить здоровье за рулем, речь пойдет в нашей статье.

Какие болезни могут угрожать водителю


Водители-профессионалы знают эти заболевания не понаслышке, но даже любители, которые проводят за рулем достаточное количество времени, могут в конце концов столкнуться с рядом неприятных моментов, связанных с собственным здоровьем. Медики утверждают, что до двадцати заболеваний могут быть вызваны негативным воздействием длительного нахождения за рулем автомобиля.

Что же страдает в первую очередь? Это опорно-двигательная система, сердечно-сосудистая и нервная системы, даже репродуктивная и пищеварительная системы подвергаются нагрузкам и угнетаются, а в дальнейшем работают с нарушениями. Нарушается обмен веществ, снижается иммунитет. Малоподвижная форма деятельности ведет к увеличению веса с вытекающими отсюда последствиями.

Болезни из-за неподвижного положения

Водитель вынужден долгое время проводить в статической позе, почти не меняя своего положения. Больше всего в этом случае страдает шейный отдел позвоночника, при этом водитель начинает испытывать болевые ощущения, нервы травмируются из-за нестабильной работы шейного отдела.

Межпозвоночные диски начинают работать с ухудшением амортизационных свойств, что сказывается в дальнейшем – водитель будет испытывать головную боль, онемение шеи и плечевых суставов, в дальнейшем развивается такое неприятное заболевание, как остеохондроз. Проблемы в поясничном отделе позвоночника в последующем скажутся таким заболеванием, как радикулит, которое отравит существование в более позднем возрасте.

Из-за того, что ноги водителя длительное время находятся в одном и том же полусогнутом положении, венозная артерия оказывается пережатой. Как результат – застой крови, и в дальнейшем это может закончиться варикозным расширением вен, сначала в легкой форме, на что пока можно не обращать внимание: немеют или покалывают икры ног или стопы, но все проходит, если ноги «размять».

Но дальше болезнь может прогрессировать до более тяжелой формы, которая уже не так безобидна, и болевые ощущения уже не удается снять простыми способами. Самые серьезные случаи могут потребовать хирургического вмешательства или длительного лечения.

Если водитель долго сидит в неправильной позе, то это сказывается и на ЖКТ. Диафрагма сжимается из-за перегиба позвоночники, вследствие чего организм ждут негативные последствия – повышается брюшное давление, из-за этого могут возникнуть грыжа или различные нарушения пищеварения, вплоть до язвы желудка.

От недостатка движения снижается иммунитет, и водитель больше подвержен различным заболеваниям – простудам, инфекциям. Это происходит по причине того, что длительное положение рук на руле ведет к сокращениям грудных мышц, сдавливающих сосуды, и препятствует свободному движению лимфатических потоков.

В итоге не вырабатываются антитела в достаточном количестве, а это ведет к понижению иммунитета. Сопротивление к болезням снижается, и водитель может начать чаще болеть сезонными заболеваниями.

Малоподвижность может привести к проблемам в работе предстательной железы. Нормальный кровоток нарушается, что может приводить к застойным явлениям и далее вызвать простатит или проблемы с потенцией, бесплодие. Плохое кровоснабжение в области таза может вызвать нарушение работы почек, кишечника. Частое явление у тех, кто много времени проводит в сидячем положении – геморрой, возникающий из-за застоя крови в малом тазу.

Болезни из-за нервного напряжения и стрессов


Водить автомобиль совершенно бесстрастно невозможно – любой водитель знает, что на дороге множество ситуаций и факторов, которые могут испортить настроение, вызвать гнев или другие эмоции. А сильные эмоции – это признак и источник стресса и ведут к выбросу в кровь кортизола. Этот гормон вызывает болезни сердечно-сосудистой системы: повышается давление, идет нагрузка на сердце.

Все это, накапливаясь день за днем, приводит к развитию ишемической болезни сердца, гипертонии, возникает риск инфаркта. Медики утверждают, что до 80% тех водителей, которые длительное время проводят за рулем, имеют сосудистые нарушения и разной степени гипертоническую болезнь.

Негативное влияние токсичных веществ


Автомобиль – система, напичканная всевозможными химическими веществами, многие из которых очень агрессивны и вредны для здоровья. Во-первых, это выхлопные газы, которые присутствуют в пространстве вокруг водителя и которые он вынужден вдыхать. Сгорая, бензин выделяет в атмосферу около двухсот различных токсичных соединений, а кроме того, выделяют вредные вещества и другие детали – шины или тормозные колодки.

Если организм длительное время вынужден контактировать с такой широкой гаммой токсичных соединений, это не может не оказывать вредное воздействие на здоровье. Снижение иммунитета, аллергические реакции и отравления, отрицательное влияние на органы дыхательной системы, а в перспективе даже возможность онкологии – вот перечень вредных последствий, которые могут наступить.

И способны нанести этот огромный вред здоровью водителя присутствующие в автомобиле токсические вещества.

Правильная посадка – залог здорового позвоночника


Чтобы свести к минимуму отрицательные последствия длительного неправильного расположения в кресле водителя, важно принять правильную позу и отрегулировать положение сиденья.

Часто водители подстраивают кресло под свои предпочтения и считают, что главное – это комфортная поза. Но на самом деле комфортная поза – это не значит правильная с медицинской точки зрения. Иногда водители располагаются в сиденье полулежа, находя это очень удобным.

Да, при этом шея и плечи находятся в расслабленном состоянии, но всю нагрузку принимает на себя поясница, что ведет к плачевным результатам в виде остеохондроза или радикулита.

Установите кресло так, чтобы колени, находящиеся в состоянии выжатых педалей, располагались под углом 120 градусов. Если ноги окажутся более выпрямленными, то это неправильно – кресло находится очень далеко.

Если ноги стоят под прямым углом – это тоже неправильно, кресло придвинуто чересчур близко. Вытянутые ноги не дадут возможность оптимально нажимать на педали, в этом случае придется приложить усилие, из-за чего ноги будут уставать. Помимо прочего, если произойдет авария, может случиться перелом ног.

Близко расположенное сиденье и ноги под прямым углом не дают должной поддержки всему телу водителя, нарушается циркуляция крови. Чтобы давать крови двигаться и предупредить варикоз, нужно не держать ступни все время в одном положении. Нажимайте на педали носком, упираясь пяткой в пол. Время от времени нога, не участвующая в сцеплении, разминается, меняется ее положение.

Спина и поясница должны быть плотно прижаты к спинке сиденья, колени лучше располагать чуть выше уровня бедра, подбородок держите параллельно полу, не наклоняя и не задирая голову. Так водитель может получить положение, когда тело будет получать наименьшую нагрузку.

Если не удается отрегулировать кресло, чтобы устроить его для себя оптимально, то стоит приобрести специальные подушки и накладки, которые помогут создать лучшие условия для комфортного вождения.

Плечи водителя должны соприкасаться с поверхностью спинки кресла, даже при совершении поворотов. Подголовник должен быть подогнан к голове водителя, не возвышаясь над ней. Руки на руле лежат параллельно друг другу, их нужно слегка согнуть в локтях. Между грудной клеткой и рулем должно быть примерно 30 см.

Следите, чтобы ремень безопасности не был на уровне горла, он пересекает грудную клетку от плеча к бедру. Ваша спина должна плотно соприкасаться с креслом в трех зонах – в нижней части шеи, в пояснице и в области лопаток. В этом положении усталость будет ощущаться гораздо меньше.

Стресса избежать нельзя, научитесь правильно реагировать


Долгое время, проведенное на дороге в пробке, необходимость быстро реагировать на возникающие ситуации, постоянная концентрация на вождении – все это создает предпосылки для стрессов. В результате многие водители рискуют получить аритмию, гипертонию, нервные расстройства.

Но как избежать стрессов, ведь в дороге может случиться все, что угодно, в том числе и неприятные события, ни избежать которых, ни повлиять на которые водитель не может?

Нужно постараться изменить свое отношение к ситуации, реагировать правильно. Важно уметь не только концентрироваться, но и расслабляться, чередуя эти состояния.

Для приведения своей нервной системы в нормальное состояние может помочь приятная музыка, звуки природы, некоторым помогает освоение комплекса дыхательных упражнений или курс по самоконтролю.

В дорогу стоит отправляться только после хорошего отдыха, нормального и длительного ночного сна. Особенно, если предстоит длинная дорога. Важно делать перерыв, выйти из машины и размяться, сделать несколько физических упражнений. Врачи советуют делать десятиминутные перерывы на отдых через каждые два часа вождения.

Многое зависит от питания


Часто в пути водитель довольствуется купленным фастфудом, упаковкой чипсов и бутылкой газировки. Ничего удивительного, что после нескольких лет такого питания вдруг появляются проблемы с пищеварением, кишечником или лишним весом.

Для перекуса лучше использовать яблоко или простой огурец, цельнозерновой хлеб, сыр, минеральную или простую чистую воду. Если ощущается настоящий голод, лучше не довольствоваться перекусом, а съесть полноценный обед. Но при этом старайтесь избегать тяжелой и жирной пищи – жареной картошки, пельменей, сладостей. В рационе должно быть больше овощных и крупяных блюд, свежих фруктов.

Грозный враг водителя – сон за рулем


Если дорога длительная и монотонная, то незаметно подкрадывается усталость, глаза сами собой смежаются, и водитель может провалиться в мгновенный кратковременный сон. Все может окончиться страшной аварией с участием многих автомобилей.

Даже простая усталость и, как следствие, сонливость крайне негативно сказываются на вождении. Резко падает зрение, водитель не может оценить расстояние до объекта на дороге и скорость его движения. Замедляется реакция человека за рулем, вследствие чего он может не успеть среагировать на дорожную ситуацию, либо наоборот, появляется суетливость, что тоже негативно отразится на вождении.

Усталость приводит к ослаблению кратковременной памяти и увеличению обработки зрительной и звуковой информации.

Что делать, если в пути водитель ощущает усталость и сонливость? Следует сразу же остановиться и постараться отдохнуть. При возможности поспать короткое время, чтобы восстановить силы, а если это невозможно по каким-то причинам, то попробуйте себя взбодрить хорошей чашкой кофе или напитком, содержащим кофеин – например, кока-колой.

Не отправляйтесь в путь не выспавшимся, спать до поездки нужно не менее 4-х часов. За рулем нельзя проводить более 9 часов в сутки в общей сложности, а отдых без машины должен составлять более 11 часов в сутки.

Заключение

Заботиться о собственном здоровье следует всегда, не пренебрегая этим даже в молодом возрасте. Тем более, если вы много времени проводите за рулем, ведь проблемы имеют тенденцию накапливаться и расти, как снежный ком. Обращайте внимание на позу, в которой вы сидите в автомобиле, отдыхайте время от времени и почаще разминайтесь, выходя из машины на воздух. Нехитрые советы помогут провести часы, когда вы находитесь за рулем, с удовольствием и наибольшей пользой для здоровья.

Видео об упражнениях для тех, кто за рулем:

Источник: fastmb.ru

Exit mobile version