i-TC.ru : интернет-журнал про автомобили

Отказ SCR – что вызывает?

Отказ SCR – что вызывает?

Отказ SCR – что вызывает?

Современные дизельные автомобили становятся все сложнее, дороже и капризнее. В последнее время они оснащаются системой селективного каталитического восстановления SCR. Она устраняет вредные частицы оксидов азота, но требует дополнительных действий со стороны водителя, удорожает эксплуатацию транспорта и, к сожалению… иногда выходит из строя.

Старые дизели, проезжающие без серьёзных поломок до полумиллиона километров, давно ушли в прошлое. Система избирательного каталитического восстановления SCR – это ответ производителей на введение стандарта выхлопных газов Евро 6. Стандарт очень ограничивает возможность выделения оксидов азота. Евро 1 допускает выбросы оксидов азота на уровне 0,55 г/км, Евро 4 только 0,25 г/км. Стандарт Евро 6 допускает выброс в атмосферу только 0,08 г/км. Система SCR – это способ нейтрализовать оксиды азота. Сама система нуждается в мочевине для правильного функционирования. Она продаётся в виде специальной разбавленной жидкости, известной как AdBlue.

К сожалению, экология обходится очень дорого. Каждая новая система очистки выхлопных газов увеличивает стоимость машины и создаёт ряд проблем. Клапаны системы рециркуляции ОГ могут засориться. Сажевые фильтры очень дороги и забиваются при постоянном использовании в городских условиях. Системы SCR, в свою очередь, работают в экстремальных условиях зимой.

Ряд проблем, порождаемых этими системами, и очень высокая стоимость ремонта привели к появлению на рынке множества альтернативных решений. Легко можно найти автомастерские, которые удаляют неисправные системы. Кроме того, необходимо не забыть установить системный эмулятор SCR, который обманывает компьютер двигателя, «делая вид», что работает с удалённой системой. Это незаконное решение.

схема SCR

Конструкция системы и жидкость AdBlue

Система SCR в легковом транспорте занимает довольно много места, дополнительно утяжеляет машину и стоит дорого, что увеличивает общую стоимость. Система SCR включает в себя бак AdBlue с электронасосом, контроллер, силовой кабель, инжектор и каталитический нейтрализатор. Бак обычно располагается в задней части машины, где на старых автомобилях устанавливалась запаска. Заливная горловина бака находится под штатным заливным отверстием топливного бака или в багажнике. Форсунка устанавливается перед выхлопной системой и работает под высоким давлением. Система также оснащена обогревателем.

Как это работает? Жидкость AdBlue, то есть мочевина и дистиллированная вода, впрыскивается в рабочую выхлопную систему, а именно в катализатор оксидов азота. Мочевина в AdBlue под воздействием высокой температуры превращается в чистый аммиак. Он вступает в реакцию с оксидами азота, которые удаляются из камер сгорания двигателя. Вредные оксиды превращаются в безвредные азот и воду, которые удаляются с выхлопными газами. Большинство компонентов системы SCR, включая насос и бак, изготовлены из пластика. Это потому что AdBlue очень агрессивен.

Неисправности системы

Система SCR вызывает больше всего проблем в зимний период. Это связано с тем, что жидкость AdBlue замерзает при температуре -11 °C. Во время движения в системе работает обогреватель, не допускающий замерзания жидкости. Но достаточно, чтобы машина стояла на улице морозной ночью, и жидкость замёрзнет. Это приводит к засорению форсунки. Если жидкость разморозить, то в ней останутся кристаллы. Они, в свою очередь, разрушают насос, расположенный в баке AdBlue. Из-за высокой агрессивности AdBlue к металлам насос изготовлен из пластика, который не так прочен как металл. Насосы SCR дороги.

Замерзание AdBlue также вызывает проблемы с блокировкой линий подачи AdBlue от бака к форсунке. Шланги очень длинные, бак расположен в задней части автомобиля, а инжектор – в передней части выхлопной системы, прямо за двигателем.

Водитель автомобиля с системой SCR должен не забыть долить жидкости до уровня. Сделать можно самому – выгоднее всего покупать AdBlue большими упаковками. С другой стороны, маленькие пакеты удобнее наливать, но они дороже. Это очень удобно. Разлив на кузов вызовет его коррозию, а разливание во внутренней части багажника вызовет невообразимый запах внутри салона. Что делать, если водитель недоливает жидкость вовремя и не реагирует на значок в приборной панели? Компьютер двигателя снизит мощность двигателя до 40%. В случае автомобилей с мощностью двигателя, колеблющейся около сотни лошадиных сил, это будет невероятно заметно.

В некоторых машинах имели место отказы контроллера системы SCR, который дозирует количество мочевины, которое нужно дозировать в выхлопную систему. Сумма зависит, например, от скорости движения. В последних автомобилях также используется дополнительный датчик оксида азота. Это тоже дорого и, к сожалению, тоже ломается. Датчик оксида азота, используемый в грузовых автомобилях, стоит более 40 тысяч руб.

Владельцы автомобилей с системой SCR должны быть особенно осторожны с использованием воронок и сменной упаковки, предназначенной для хранения AdBlue. Даже очень небольшое количество жира в мочевине может нанести серьёзный и дорогостоящий ущерб системе. Ни при каких обстоятельствах нельзя использовать воронку для заливки моторного масла для заливки AdBlue. Поэтому самый безопасный, но и самый дорогой – использовать AdBlue в небольших удобных одноразовых упаковках.

Заключение

Современные системы нейтрализации выхлопных газов имеют ряд побочных эффектов. Они увеличивают вес автомобиля, увеличивают его цену и увеличивают эксплуатационные расходы из-за необходимости покупки жидкостей. Но хуже всего, то что после их установки в автомобиль список потенциальных и, к сожалению, дорогостоящих поломок значительно увеличивается.

Exit mobile version