Сервисная книжка обычно содержит указания о своевременной замене технических жидкостей или деталей автомобиля. Например, моторное масло надо менять через каждые 15-20 тыс. км пробега, свечи зажигания – каждые 40 тыс. км и т.п. В основе этих рекомендаций всегда лежит статистика: автопроизводитель ориентируется на некоего среднего клиента и на его среднегодовой пробег, а также на реальную «ходимость» различных запчастей. Однако же в действительности невозможно «причесать всех под одну гребенку»: многие машины проезжают за год одну-две тысячи километров. Их владельцы задают резонные вопросы: зачем что-то менять, если автомобиль спокойно стоит в гараже?
К сожалению, не все так просто. Человек, который никогда не работал, тоже стареет. Так и со многими компонентами, которые придется заменять, руководствуясь не пробегом машины, а ее возрастом. Некоторые примеры подобной замены приведены ниже.
Моторное масло
Масло, залитое в двигатель, начинает интенсивно окисляться с первой секунды. В заводской таре объем воздуха ограничен, а потому окисление шло гораздо медленнее. Поэтому, даже если автомобиль весь год простоял без движения, экономить на замене масла нельзя. Конечно, мотор будет работать и на старом масле, но производитель за последствия при этом уже не отвечает. Само собой, что вместе с маслом есть смысл сменить и фильтр.
Антифриз
Антифриз (точнее – охлаждающая жидкость) довольно живуч – в течение нескольких лет о нем можно не вспоминать. Однако при этом постоянно идут процессы коррозии, а соответствующие присадки при этом теряют свойства. Поэтому более пяти лет тянуть с заменой не стоит.
Тормозная жидкость
Многие ездят на одной и той же тормозухе десяток лет – мол, все нормально! Да нет, не может быть нормально: тормозная жидкость гигроскопичная, она постоянно впитывает в себя воду. Ингибиторы коррозии также стареют. В общем, предельный срок – два-три года. Потом – замена.
Бензин
Вылить старый бензин в канализацию никто и никогда не решится – это понятно. Однако же следует помнить, что и он не вечен. Любители стандартов – как старых, так и действующих – подтвердят: срок хранения бензина – примерно один год. То же сказано про канистры. Причина понятна: все тот же контакт с атмосферой. Поэтому, даже если автомобиль стоит без движения, есть смысл хотя бы раз в год разбавлять старый бензин свежим.
Ремни
Тот случай, когда лучше перестраховаться. Если из-за обрыва ремня ГРМ накроется мотор, то станет очень грустно. Инструкции указывают различные требования к ремням, но в среднем обычно оговаривается срок не более пяти лет.
Тормозные шланги
Эти детали весьма живучи, несмотря на тяжелейшие условия работы – постоянная деформация и высокие давления. Однако с возрастом они начинают потрескиваться. Каждая такая микротрещина при резком торможении может неожиданно провалить тормозную педаль в пол. Поэтому, если возраст автомобиля более десятка лет, шланги надо поменять без раздумий.
Щетки стеклоочистителей
Это – типичные расходники, причем не очень дорогие. Смело можно и нужно менять хоть дважды в год. Впрочем, обычно все так и поступают.
Шины
Звучит смешно, но производители знают: после пяти лет доверия к шине уже нет. Единственный совет – такой: приобретая новые шины, обратите по возможности внимание на их возраст. И если выяснится, что они несколько лет провалялись на складе, хорошенько подумайте, стоит ли их покупать или нет.
АКБ
Известны случаи, когда аккумуляторные кислотные батареи выхаживали по 8 – 10 лет, но это – исключения. Обычно батарея выхаживает 4 – 5 лет. Но если речь идет о машине, которая годами стоит без движения, то ее батарея могла полностью разрядиться – и не факт, что она оживет. Если изредка ее подзаряжать – дело другое.