i-TC.ru : интернет-журнал про автомобили

Электромеханический стояночный тормоз: особенности работы, плюсы и минусы

Электромеханический стояночный тормоз: особенности работы, плюсы и минусы

Ручная система торможения авто, удерживающая машину от произвольного качения вперёд или назад в то время, как он остановлен на стоянке – важная составная часть любого транспортного средства.

В современных моделях привычный автолюбителям стояночный тормоз классического типа, основанный на механическом принципе работы, сменился на более удобный и продвинутый механизм с элементами электроники (Electromechanical Parking Brake System, или сокращённо EPB).

Разберёмся, чем отличается функционирование этого механизма и как его правильно эксплуатировать.

Устройство и главные функции электромеханического стояночного тормоза


На фото показано устройство стояночного тормоза с электроприводом

  1. тормозной диск;
  2. тормозная колодка;
  3. подвижная скоба;
  4. редуктор;
  5. электродвигатель;
  6. подвод электроэнергии;
  7. шестерня электродвигателя;
  8. электродвигатель;
  9. ведущая шестерня привода;
  10. качающаяся шестерня;
  11. ведомая шестерня электропривода

Основное предназначение устройства заключается в обеспечении перечисленных ниже действий:

Electromechanical Parking Brake System включает в себя следующие системные блоки:

Система торможения – это всем известные ещё с сороковых годов прошлого века дисковые тормоза. Они эффективны, отлично охлаждаются и не теряют своей тормозной способности при перегреве, а также обладают высокой сопротивляемостью к загрязнениям и влиянию влаги.

Электрический привод системы – это единый блок, который при помощи передачи ременного типа последовательно сообщает двигательный импульс редуктору и приводу винтового типа.


На фото редуктор электромеханического стояночного тормоза

Редуктор отвечает за уменьшение шума работы механизма и освобождает от лишней нагрузки винтовой привод, который, в свою очередь, активизирует поступательное движение поршня торможения.

Система электронного управления, входящая в состав технического узла, включает в себя датчики определения внешних данных, центральный блок управления и механизмы исполнения команд. Сигналы на вход системы управления могут поступать из различных источников:


На фото продемонстрирована схема работы электромеханического стояночного тормоза в 2-х положениях а) затяжка тормоза б) снятие тормоза

Получая сигналы из перечисленных источников, электронная система управления тормозом получает возможность прямого взаимодействия с системой курсовой устойчивости автомобиля и прочими системами контроля работы двигателя.

Видео про принцип работы электромеханического стояночного тормоза:

Основные моменты работы Electromechanical Parking Brake System

Для того, чтобы включить Electromechanical Parking Brake System, необходимо активировать его нажатием кнопки на центральной управляющей панели автомобиля. В этот момент электромотор тормоза сдвигает тормозные колодки к диску, а сам тормозной диск жёстко зафиксируется.

Второй вариант включения электронного ручного тормоза – нажатие соответствующей кнопки при условии, что педаль тормоза уже нажата.

По нажатию кнопки система активируется при условии выполнения следующих моментов: если зажигание выключено, отстёгнут ремень на водительском месте и не закрыта водительская дверь.

Для того, чтобы выключить тормоз в момент старта авто, отдельных действий делать не нужно: электроника сама отключит его в момент начала движения. При таком отключении электронный блок системы управления производит анализ целого ряда показателей от своих датчиков:

Благодаря анализу этих данных электромеханический стояночный тормоз может отключаться в момент старта с различным интервалом задержки, тем самым предотвращая столь «страшный» для учеников автошкол момент, когда после остановки на поверхности с уклоном назад есть риск не дожать педаль, и машина самопроизвольно покатится назад, толкнув слишком «поджавший» его на горке автомобиль.

Следует сказать, что в такие ситуации могут попадать не только ученики, но и начинающие водители, и даже те, кто уже имеет достаточно солидный опыт вождения, но редко сталкивались с особенностями езды по наклонной местности.

Электромеханический стояночный тормоз также очень полезна для автомобилей с АКП. В таких моделях вместе с кнопкой активизации EPB, как правило, размещают ещё кнопку активизации режима автоудержания «Autо Hоld», которая отвечает за автоматику, позволяющую при кратковременной остановке удерживать машину на месте.

Эта полезная функция крайне актуальна при езде в городском цикле, изобилующем постоянными кратковременными остановками на перекрёстках и светофорах, а также при передвижении в пробках.

Активированная кнопка Autо Hоld позволяет водителю не удерживать прижатыми тормоза после того, как транспортное средство прекращает движение. Важно помнить, что этот режим включается только в том случае, если:

Существует ещё одна крайне полезная функция EPB: если автомобиль встал на длительный промежуток времени, система активизируется самостоятельно, без участия автолюбителя.

Также система сама включится, если при включённом зажигании у водителя не пристёгнут ремень безопасности, открыта одна из дверей салона или багажник. Таким образом, EPB повышает уровень безопасности транспортного средства.

Недостатки и преимущества электромеханического стояночного тормоза по сравнению с классическим «ручником»


На фото электромеханический стояночный тормоз против ручного

Минусы электромеханического стояночного тормоза:

При всех перечисленных недостатках автомобили, оборудованные EPB, набирают всё большую популярность. Причин тому немало.

Плюсы электромеханического стояночного тормоза:

На что обратить внимание

  1. Для того, чтобы не сомневаться в надёжности работы системы, следует с указанной в паспорте к устройству систематичностью проводить проверку системы на специально оборудованном стенде в СТО.
  2. В случае, если возникла нужда сдать авто в ремонт, следует помнить о необходимости предварительного перевода системы в режим сервисного обслуживания. В противном случае электронный модуль может случайно активизироваться в процессе ремонта и вызвать дополнительные повреждения машины.

Особенности эксплуатации автомобиля с электромеханическим стояночным тормозом: советы автомобилистам

  1. Двигаясь на коротком спуске под горку, паркуясь или активируя движение задним ходом, режим EPB лучше отключать.
  2. А вот в случае езды по затяжному спуску включённый режим Auto Hold хоть и вынудит ехать с постоянным торможением, но зато не даст автомобилю разогнаться до неконтролируемого состояния.
  3. На скользкой дороге владельцам авто с коробкой-автоматом рекомендуется всегда держать кнопку Auto Hold включённой. Также этот режим поможет при подъёме на заледеневшей горке.
  4. Если автомобиль трогается с места при включённом EPB, нужно осторожно выжимать газ, чтобы обороты двигателя наращивались постепенно, а движение происходило плавно и без рывков.
  5. Долгое время держать авто на стояночном тормозе электронного типа не стоит — от длительного использования аккумулятор может «сесть», и тогда отключить режим будет проблематично.

Увлекаться использованием EPB, игнорируя основные тормоза, не стоит. Во-первых, стояночный тормоз функционирует только на задних колёсах автомобиля. Во-вторых, даже при всей своей «интеллектуальности» он в состоянии обеспечить машине только треть мощности её общей тормозной системы.

Наличие EPB в конструкции существенно упрощает езду в пробках и старт автомобиля при езде в горку, а также устраняет распространённую среди начинающих автолюбителей проблему забывчивости, когда движение авто начинают с включённым «ручником».

При этом не следует забывать, что, как и всякая электроника, данное устройство дорогостоящее при покупке и в ремонте, а также требует знания ряда дополнительных нюансов управления автомобилем.

Видео про электронный «ручник»:

Источник: fastmb.ru

Exit mobile version