Украшением выставок без сомненья можно назвать ретро-автомобили, представленные реставрационной мастерской «Камышмаш». Весьма экзотично, как часть фюзеляжа военного самолёта с обтекаемым плексигласовым фонарём, откидывавшимся вбок со сдвижными боковыми окнами, двумя сиденьями, располагавшимися тандемом – одно за другим, и фрагментами крыльев, смотрелся Messerschmitt KR200. Рулевое управление у Messerschmitt KR200 было автомобильного типа, а сам руль – мотоциклетного. Крохотный двигатель располагался за задним сиденьем и приводил в движение задние колеса. Такого типа автомобили фирма выпускала с 1953 года, когда ей запретили производство военных самолетов, и возникла необходимость выпускать мирную продукцию. Изначально, благодаря простоте конструкции и дешевизне, автомобили Messerschmitt были популярны, но со временем, когда они уже стали непрестижны, спрос на них упал. Последний Messerschmitt покинул заводской конвейер в августе 1964 года.
Необычно выглядел и самый старый из показанных автомобилей – двухместный Morgan Aero Three-Wheeller, выпущенный в Великобритании в 1926 году: на трёх колёсах мотоциклетного типа, с двухцилиндровым V-образным двигателем, расположенным снаружи автомобиля перед облицовкой радиатора – такие транспортные средства называли сайклкары. В те годы в Туманном Альбионе с мотоциклов и сайклкаров – их приравнивали к мотоциклам, налог не взимали, но уровень комфорта у сайклкаров был заметно выше, чем у мотоциклов, при этом, они были дешевле автомобилей. Налоговое послабление и невысокая цена привели к широкому распространению сайклкаров в Великобритании.
![АвтоИстория: От гражданского «Мессершмидта» до боевой «Победы-спорт»: какие уникальные экспонаты показали на Красной Пресне Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 2-img_2437-1024x768.jpg](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2022/05/2-img_2437-1024x768.jpg)
Ещё один необычный автомобиль, показанный «Камышмашем» – BMW-600 с четырёхместным двухдверным кузовом вагонной компоновки, презентация которого прошла в 1957 году. Посадка на передние сиденья у этого автомобиля осуществлялась через дверь, расположенной на переднем торце между фарами, навешенной на передней левой стойке, и при открывании отводила влево шарнирную рулевую колонку. В кожухе передней двери под лобовым окном размещалось запасное колесо. Для доступа к задним сиденьям служила дверь, расположенная в правом борту. Двигатель и силовой блок располагались за задней осью. Благодаря такой компоновке, автомобиль получился компактным, лёгким, но просторным.
И, всё же, широкого распространения BMW-600 не получил, в конце 50-х годов прошлого века интерес к таким автомобилям иссяк. Противовесом Morgan, Messerschmitt и BMW был Cord 810 Beverly Sedan, превращённый в арт-объект. Представленный на Автосалоне в Нью-Йорке в 1936 году Cord 810 разработанный Гордоном Бьюригом, сразу же вызвал сенсацию. С убирающимися в крылья фарами, обтекаемым кузовом, отсутствием подножек, спрятанными вовнутрь кузова дверными петлями, длинной массивной передней частью с прямоугольным капотом автомобиль просто поражал своим необычным внешним видом. Не совсем обычной была и конструкция автомобиля: несущий кузов, привод на передние колеса, передняя подвеска с поперечной листовой рессорой, электровакуумный механизм переключения передач. Однако из-за слишком высокой цены, Cord 810 спросом не пользовался и вскоре его выпуск прекратили.
На выставке MotorSport Expo центром притяжения в стали гоночные автомобили, отреставрированные в Мастерской Евгения Шаманского. Открывал экспозицию автомобиль «Эстония-3», выпущенный в 1961 году. С этой модели начал серийное производство гоночных автомобилей Таллиннский Опытный Авторемонтный Завод, ставший впоследствии основным поставщиком в спортивные клубы гоночных автомобилей в нашей стране. На автомобилях «Эстония-3» начинали свою спортивную карьеру известные гонщики А. О. Сейлер, М. О. Лайв, Э. А. Грифель.
Рядом с «Эстонией-3» стоял «Харьков-Л3», построенный в 1965 году механиком одного их харьковских предприятий и гонщиком Э. О. Лорентом. «Харьков-Л3» участвовал в заездах с 1967 по 1972 год, и установил несколько рекордов на дистанции 500 м со стартом с места. Высоких показателей удалось достичь за счёт изготовления кузова и колёс из лёгких сплавов, отсутствия стартёра и аккумулятора, что привело к значительному снижению массы.
Ещё один необычный гоночный автомобиль, построенный на Таллиннском Опытном Авторемонтном Заводе – «Эстония-8», известный так же, как «Тарту-1», конструкция которого разработана А. Сейлером и М. Таньелем под впечатлением от английского автомобиля «Cooper-T49 Monaco». «Эстония-8» был построен в единственном экземпляре в 1963 году, в его конструкции использованы двигатель и задние фонари от ГАЗ-21, коробка передач, колёса и шины от ЗАЗ-965, тормозная система – от «Москвича-407». В 1963 году А. Сейлер на «Тарту-1» выиграл традиционные гонки на приз общества «Калев». Позже, в 1963-1965 годах на этом автомобиле выступали гонщики М. Таньель и Э. Аав.
В нашей стране было создано немало интересных уникальных спортивных и гоночных автомобилей. Многие из них не сохранились, но по сохранившимся фотографиям созданы их копии. В 1950-1956 годах в экспериментальном отделе Горьковского автозавода было изготовлено несколько автомобилей «Победа-спорт», предназначавшихся для гонок. На одном из них в 1956 году гонщики заводской команды «Торпедо-ГАЗ» В. Мосолов и А. Ефремычев заняли второе место на Чемпионате СССР. Автомобиль не сохранился, но энтузиасты из Мастерской Шаманского по имеющимся фотографиям создали его копию, украсившую экспозицию.
Была возможность увидеть копию ещё одного автомобиля – «Москвич-407 купе», коих в 1962 году было изготовлено два экземпляра. От обычного «Москвич-407», «Москвич-407 купе» отличался двухдверным двухместным кузовом типа купе, с плексигласом вместо стёкол в боковых окнах, отсутствием шумоизоляции и внутренней обивки салона, форсированными двигателями.
Автомобили «Москвич-407 купе» предназначались для ипподромных и кольцевых гонок. В Чемпионате СССР 1962 года на них выступали Э. Лифшиц и А. Протасов, Э. Лифшиц завоевал бронзовую медаль.
Самым интересным и уникальным мотоциклом из коллекции Евгения Шаманского можно без сомненья назвать ХМЗ-1М, который был изготовлен на Харьковском мотоциклетном заводе 90 лет назад – в 1932 году. Работа над этим мотоциклом, предназначавшимся, прежде всего, для Красной Армии, началась на Харьковском автосборочном заводе, позже переименованном в Харьковский мотоциклетный завод в 1930 году, на следующий год началось его серийное производство под названием ХМЗ-1М. Интересно отметить, что ХМЗ-1М оснащался двумя фарами, что для отечественных мотоциклов было редкостью. За три года было изготовлено около 300 мотоциклов, затем заводу пришло указание свернуть их производство, а наработки и документацию передать на Таганрогский инструментальный завод, но ему они так и не пригодились. Вполне вероятно, что это единственный сохранившийся мотоцикл ХМЗ-1М.
Самым возрастным экспонатом выставочной недели в «Экспоцентре» был электромобиль Waverley Electric Limousine, которому в 2023 году исполнится 110 лет, представленный реставрационной мастерской «Камышмаш». Тут стоит отметить, что в начале ХХ века электромобили весьма популярны, их производством занимались более 150 фирм во всем мире, их преимущества очевидны: бесшумность, легкость управления, быстрота приведения в движение, но при этом заряда аккумуляторов хватало максимум на 100 км, да суммарная масса аккумуляторов составляла почти половину массы всего электромобиля.
Представленный электромобиль имеет двухдверный четырехместный кузов, который больше похож на конный экипаж, с необычной компоновкой: водитель располагается на заднем диване с левой стороны, а перед ним установлены сидения для пассажиров. Необычно и управление этим электромобилем: маневрирование осуществляется за счет рычага, который водитель откидывает после того, как займет свое место в кабине. С помощью двух других рычагов регулируются скорость и направление движения. На полу расположены две педали тормоза, одна из которых фиксируется в нажатом положении специальным крючком, так обеспечивается стояночный тормоз. В дополнение ко всем этим рычагам и педалям, под левой пяткой водителя находится кнопка, заведующая звуковым сигналом, который представляет собой электрический звонок. Несмотря на свой возраст, электромобиль неплохо сохранился и способен передвигаться своим ходом.