13 маленьких и дешевых, но всё же классных кроссоверов со всего мира

**Renault Kwid.** Kwid — не только один из первых субкомпактных кроссоверов, который буквально «взорвал» в свое время индийский рынок, но и самая дешевая модель бренда Renault. Kwid, появившийся в 2015 году, построен на модульной платформе CMF-A, разработанной французами совместно с Nissan. Производство модели наладили в Индии, и первое время она пользовалась огромным спросом в стране — за кроссовером стоимостью 283 тысячи рупий (около 260 тысяч рублей) выстраивались очереди.
Renault
Но со временем спрос начал падать: уже в 2018 году было продано 66,8 тысячи экземпляров Kwid, что почти на треть меньше, чем в 2017-м. В 2019 году Renault попыталась реанимировать продажи и вывел на рынок обновленную версию модели: кроссовер увеличился в длину с 3,68 до 3,73 метра, клиренс вырос до 183 миллиметров, а вместо 13-дюймовых дисков в базовой комплектации предложили 14-дюймовые. Kwid изменился внутри и снаружи, обзавелся новым оборудованием, что отразилось на цене: 283 тысячи рупий (около 258 тысяч рублей по курсу 2019 года). В настоящее время Kwid доступен в Индии с моторами 0.8 и 1.0 мощностью 54 лошадиные силы и 68 лошадиных сил соответственно. Базовая коробка передач — 5-ступенчатая «механика», но в пару к литровому мотору можно заказать робот Easy-R с одним сцеплением.
Renault
**Renault Kiger.** Если Kwid — относительно «старая» модель, которая присутствует на рынке шестой год, то Kiger — совершенно новый кроссовер Renault, дебютировавший в январе 2021 года. В его основе лежит вариация платформе CMF-A+, и он превосходит Kwid по габаритам: в длину Kiger достигает 3,99 метра (в Индии на автомобили не длиннее четырех метров действует пониженный транспортный налог), а дорожный просвет составляет 205 миллиметров. На выбор предложены два мотора: 1,0-литровый «атмосферник» мощностью 72 лошадиные силы и паре с «механикой» либо «роботом» AMT и 100-сильная «турботройка» того же объема. Последнюю на старте продаж предложат с механической коробкой передач, но позже появится вариатор X-Tronic.
Renault
В линейке Renault модель Kiger позиционируется на ступень выше Kwid. Он богаче оснащен и стоит дороже: за кроссовер с восьмидюймовый планшетом мультимедийной системы, цифровой приборной панелью размерностью семь дюймов, аудиосистемой Auditorium 3D Sound с восемью динамиками и другим современным оборудованием попросят примерно от 500 тысяч до одного миллиона рупий (от 523 тысячи до 1,046 миллиона рублей по текущему курсу). Однако официальных цен пока еще нет.
Renault
**Nissan Magnite.** Magnite — еще один субкомпактный кроссовер, построенный на платформе CMF-A альянса Renault-Nissan, который появился на индийском рынке сравнительно недавно, под конец 2020 года. Модель со стартовым ценником в 499 тысяч рупий (520 тысяч рублей по нынешнему курсу) уже в начальной комплектации оборудована кондиционером, задним парктроником и двумя фронтальными подушками безопасности. В более дорогом исполнении предусмотрены светодиодные дневные ходовые огни, мультимедийная система с восьмидюймовым сенсорным экраном и камера заднего вида. Моторы — 95-сильная «турботройка» с «механикой» либо вариатором и «атмосферник» 1.0 мощностью 72 лошадиные силы, который сочетается только с механической коробкой передач.
Nissan
В отличие от Renault Kiger и Kwid, у Nissan Magnite есть шансы добраться до российского рынка. Изначально предполагалось, что бюджетный кроссовер будут продавать под брендом Datsun — компания даже запатентовала дизайн модели. Однако с конца 2020 года Datsun в стране не представлен, так что не исключено, что в будущем Magnite пополнит модельную линейку Nissan в России: в этом случае он будет позиционироваться ниже Kaptur и получит более скромный ценник.
Nissan
**Kia Sonet.** Sonet — еще один новичок сегмента субкомпактных кроссоверов, который, однако, нацелен не только на рынки развивающихся стран: в Kia эту модель называют глобальной, а именно «второй после Seltos моделью, разработанной в Индии для всего мира». Основная «фишка» новинки — широкий выбор модификаций и богатый набор оборудования. Кроссовер комплектуется одной из трех установок на выбор: бензиновым «атмосферником» объемом 1,2 литра мощностью 83 лошадиные силы, 120-сильной «турботройкой» 1.0 либо 1,5-литровым дизелем, который выдает 100 сил. Kia предоставляет огромный выбор сочетаний мотор+коробка: доступны 5- и 6-ступенчатые механические трансмиссии, интеллектуальная «механика» iMT (Intelligent Manual Transmission) с электронной педалью сцепления, семискоростной «робот» и шестидиапазонный «автомат», причем последний сочетается с дизелем, что необычно для сегмента субкомпактных кроссоверов.
Kia
Кроме того, Sonet может похвастаться как минимум 30 уникальными для сегмента опциями, например, вентиляцией передних кресел, противовирусной двухуровневой фильтрацией воздуха с ультрафиолетовой лампой, мультимедийной системой с экраном диагональю 10,25 дюйма и цифровой приборной панелью того же размера. Но и стоит модель ощутимо дороже всех предыдущих: на индийском рынке цены варьируются от 800 тысяч до 1,3 миллиона рупий (760 тысяч до 1,2 миллиона рублей).
Kia
**Hyundai Kona.** Глобальный кроссовер Kona дебютировал в 2017 году, а в 2020 году пережил первый рестайлинг. Особенность этой модели в том, что это один из немногих представителей сегмента B-SUV, для которого опционально доступен полный привод. Kona, которая достигает в длину 4,2 метра при колесной базе в 2,6 метра, комплектуется как стандартными двигателями, так и гибридной и полностью электрической установкой.
Hyundai
Однако дела у электрической модификации Kona не заладились после нескольких случаев самовозгорания, которые были зафиксированы в Южной Корее и за ее пределами. Hyundai уже отозвала по всему миру около 77 тысяч электрических кроссоверов, однако точную причину возгорания до сих пор не установили. На одних электрокарах полностью меняют батарею, на других — лишь обновляют блок системы управления BMS (Battery Management System). Последнее оказалось не слишком действенным: известно как минимум об одном случае возгорания Kona Electric, который незадолго до инцидента был отозван для бесплатного ремонта.
Hyundai
**Hyundai Venue.** Venue — еще один бюджетный кроссовер с шансами появиться в России, но пока основным рынком для него остается Индия. Там соплатформенник Kia Sonet стоит от 670 тысяч рупий (более 640 тысячи рублей) до1 миллиона 158 тысяч рупий (1,11 миллиона рублей) и доступен с теми же силовыми агрегатами и коробками передач, что и «Сонет».
Hyundai
Ранее изображения Venue появились в базе Роспатента, что, впрочем, еще не гарантирует скорый выход модели на российский рынок. Хотя за пределами Индии кроссовер уже вовсю продается, хоть и не с таким обширным выбором силовых установок. Например, в США модель комплектуется безальтернативным двигателем 1.6 DPI семейства Smartstream (123 силы) в сочетании с шестиступенчатой «механикой» или вариатором IVT. Американцам кроссовер доступен по цене от 17,25 тысячи долларов (более миллиона рублей).
Hyundai
**Toyota Urban Cruiser.** Toyota тоже выпускает автомобили для развивающихся стран, например, кроссовер Urban Cruiser для Индии, который является братом-близнецом Suzuki Vitara Brezza. Слегка перелицованная модель выглядит как нечто среднее между Vitara Brezza и уменьшенным Fortuner: в длину она не превышает налоговыгодных четырех метров, комплектуется безальтернативным бензиновым «атмосферником» 1.5 мощностью 105 лошадиных сил и стоит на 10 процентов дешевле местной Hyundai Creta — 850-900 тысяч рупий.
Toyota
Продажи Toyota Urban Cruiser не ограничатся Индией и уже в скором времени кроссовер доберется до Африки. России в планах автопроизводителя нет, так как на нашем рынке в приоритете остаются модели местной сборки, такие как RAV4 и Camry, а также импортные премиальные внедорожники Land Cruiser 200 и Prado, на которые и приходятся основные продажи бренда.
Toyota
**Ford Puma.** Американский бренд в 2019 году также выпустил субкомпактный кроссовер, однако не для развивающихся рынков, а для Старого Света. Там Puma, которая по габаритам сравнима с Ford Fiesta, продается с трехцилиндровым бензиновым мотором EcoBoost объемом 1,0 литр и электрической надстройкой в виде 48-вольтового стартер-генератора (BISG). Установка доступна в двух вариантах форсировки: 125 либо 155 лошадиных сил, а трансмиссия — шестиступенчатая «механика» либо «робот».
Ford
В 2020 году на европейский рынок вышла новая модификация Puma с турбодизелем EcoBlue мощностью 120 лошадиных сил. Кроме того, кроссоверу обещана «заряженная» версия ST с 200-сильной «турботройкой» 1.5 от Fiesta ST. В России Ford Puma можно не ждать, так как американская марка больше не продает на нашем рынке легковые автомобили.
Ford
**Volkswagen Nivus.** Кросс-купе с названием, которое бы пришлось по вкусу россиянам из-за созвучности с «Нивой», дебютировало в 2019 году и продается в странах Южной Америки. В основу «Нивуса» легла упрощенная версия модульной платформы MQB-A0, на которой в том числе базируется Polo. Кроссовер достигает в длину 4,26 метра, а дорожный просвет один из самых маленьких в классе — 160 миллиметров, всего на 10 миллиметров больше, чем у Polo.
Volkswagen
На бразильском рынке «Нивус» представлен с трехцилиндровым турбомотором 1.0 TSI (128 сил), который работает и на бензине, и на этаноле, и сочетается только с шестидиапазонным автоматом и передним приводом. В Volkswagen пообещали, что со временем Nivus станет глобальной моделью, и в течение 2021 года появится в Европе. Для России же автопроизводитель готовит более крупный кроссовер Tharu, который встанет на ступень ниже Tiguan.
Volkswagen
**Volkswagen Tharu/Tarek.** Название модели разнится в зависимости от рынка: например, в США и Латинской Америке она появится под именем Tarek, а в России, скорее всего, ее будут продавать как Tharu. Глобальная версия компактного кроссовера построена на платформе Skoda Karoq, и, в зависимости страны, комплектуется 1,4-литровым турбомотором мощностью 150 лошадиных сил в сочетании с автоматической коробкой передач или «турбочетверками» объемом 1,2, 1,4 и 2,0 литра мощностью 114, 148 и 187 лошадиных сил соответственно.
Volkswagen
Слухи о том, что Volkswagen Tharu появится в России и будет позиционироваться на ступень ниже Tiguan, появились еще несколько лет назад. Ожидается, что производство модели наладят на мощностях Группы ГАЗ в Нижнем Новгороде, а ее цена не превысит 1,8 миллиона рублей — столько на сегодняшний день стоит базовый «Тигуан».
Falandodecarro.com
**Skoda Kushaq.** Kushaq — единственная модель в галерее, которая пока официально не представлена, хотя некоторые подробности и фотографии (правда, в камуфляже) уже есть. Кроссовер, разработанный с прицелом на индийский рынок, является серийным воплощением концепт-кара Vision IN 2020 года. Основой для Kushaq послужила платформа MQB-A0-IN, на которой, например, построен индийский Rapid. Габариты кроссовера Skoda пока не раскрывает, за исключением расстояния между осями — оно составит 2651 миллиметр. Длина, с большой долей вероятности, не превысит четырех метров.
Skoda
Уже есть информация о технической начинке: под капотом у Kushaq будет базовый турбомотор объемом 1,0 литра, а альтернативой послужит наддувный 1,5-литровый агрегат. Оба они будут сочетаться с шестиступенчатой «механикой», автоматом с тем же количеством передач и семидиапазонным «роботом» DSG. Привод только передний. Чешский автопроизводитель намекнул, что в перспективе Kushaq может стать глобальной моделью, так как слоган модели гласит: «Made for the world, in India» («Сделано для мира в Индии»).
Skoda
**Honda WR-V.** Четырехметровый кроссовер WR-V, самый доступный и компактный представитель сегмента SUV в линейке Honda, продается на индийском рынке. Там кроссовер доступен с бензиновым атмосферным мотором мощностью 90 лошадиных сил и 1,5-литровым турбодизелем на 100 лошадиных сил. Набор базового оборудования стандартный для бюджетной модели: две подушки безопасности, камера заднего вида и климат-контроль. Зато за доплату доступны круиз-контроль, запуск двигателя кнопкой, электрический люк в составе панорамной крыши и электроприводы боковых зеркал.
Honda
На сегодняшний день WR-V, который в 2020 году обновился и незначительно подорожал, можно купить в Индии за 850 тысяч рупий (813 тысяч рублей), а дизельная модификация стоит 980 тысяч рупий (937 тысяч рублей).
Honda
**Lada XRay.** Формально XRay — приподнятый хэтчбек, однако у него есть Cross-версия с 210-миллиметровым дорожным просветом, и ее можно отнести к классу субкомпактных кроссоверов. Модель, которая крупнее кроссоверов для индийского рынка, достигает в длину 1471 миллиметра и комплектуется моторами объемом 1,6 и 1,8 литра. Привод — только передний. Технически XRay — родственник Renault Sandero, а идеологически близок его версии Stepway.
Lada
Особой популярностью семейство XRay не пользуется, чем, вероятно, и объясняется отсутствие большого выбора субокомпактных кроссоверов в России (по сравнению, в той же Индией или Латинской Америкой). Так, за 2020 год в стране реализовали чуть более 19,2 тысячи экземпляров XRay — это почти на 10 тысяч меньше, чем в 2019 году. Вероятно, сказывается относительно высокая стоимость довольно компактной модели: обычный XRay можно купить минимум за 680 тысяч рублей, а XRay Cross обойдется в 780 тысяч и более.
Lada

Только за последние несколько лет автопроизводители выпустили с десяток бюджетных субкомпактных кроссоверов для рынков развивающихся стран. Большинство из них не могут похвастаться ни полным приводом, ни впечатляющими внедорожными характеристиками, ни мощными двигателями, зато за сравнительно небольшие деньги покупатель получает автомобиль со стильным дизайном, экономичным мотором, высоким дорожным просветом и вместительным багажником. Вспоминаем самые интересные маленькие кроссоверы: от «старичка» Renault Kwid и отечественной Lada XRay, до совершенно новых Volkswagen Nivus, Nissan Magnite и Skoda Kushaq. Подробнее — в нашей галерее.