Помните такие автомобили как Ford Scorpio, Opel Omega, Renault Safrane? Моделей бизнес-класса у европейских производителей масс-маркета не осталось, но не спешите говорить, что эти марки измельчали. Ford Mondeo, Opel Insignia и Renault Talisman уже переросли эти машины. Именно так: модели класса теперь D крупнее своих старших братьев сегмента Е, которые не получили продолжения. От поколения к поколению растут все модели — во всех классах и на любом рынке.
Европейская размерная классификация автомобилей — конструкция очень шаткая, хотя мы упорно продолжаем за неё держаться. При смене поколений автомобили растут постоянно, а значит мы не можем определять условный хэтчбек класса В через его длину или величину колесной базы. Скорее классификация похожа на прецедентное право: этот хэтчбек относится к классу В, потому что он одного размера с современными ему конкурентами из класса В. Почему так? Потому что соизмерять новую модель с машинами 20- или 30-летней давности уже невозможно. Координатная сетка сама растет вместе с объектами на ней.
Отметим, что производители не стремятся вписываться в эту квадратно-гнездовую структуру, и тем самым ещё сильнее размывают рамки. Например, какой смысл выпускать канонический седан класса D, если с точки зрения конкуренции намного выгоднее ввести в линейку новый тип кузова (какой-нибудь фастбек) или поиграть с размерами. Разумеется, в сторону увеличения.
Мы не хотим вас запутать. Скорее наоборот — хотим показать, что разложить всё раз и навсегда по одним и тем же полкам не получится. И даже в самых понятных и устойчивых классах машины со временем перерастают модели классом выше из прошлых лет. Но в новый класс они от этого не переходят — они передвигают рамки следом за собой. И мы подобрали десять примеров, на которых это видно особенно наглядно.
Volkswagen Polo, класс B
Обладатели больших машин смотрят на владельцев субкомпактов с жалостью и сочувствием: «Мучаются, бедные, в своих самобеглых коробчонках». Те в свою очередь недоумевают, зачем горожанину в здравом уме занимать на дороге более десяти квадратных метров и тратить на налоги, обслуживание и топливо годовой бюджет Найроби. Ведь и в маленьком автомобиле нынче есть всё, что душе угодно. В том числе внутренний простор. Скептически настроенным стоит обратить внимание на современный Volkswagen Polo на модульной платформе MQB.
Volkswagen
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/28/10/5644246/e1ed9d0355bf5c543b898736c681d74cb2391f12.jpg)
Volkswagen
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/31/10/5647880/0a8e27163a0c576454671aee6bbff14f0c1605eb.jpg)
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/31/10/5647881/9748a8d53e64f2044c2ee9554c71885ad931088f.jpg)
Volkswagen
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/28/10/5644247/71fbf5cf52215631a6894fea4ce794ad47c08c82.jpg)
Volkswagen
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/31/10/5647928/84090023a59f31a1f7122245b606aee1ddc42a3c.jpg)
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/31/10/5647931/4502fa130275bd29f196a08741b3a1f63fd1dd20.jpg)
По длине (в нашем обзоре это будет главный оценочный критерий) он невелик, но умудряется превосходить самый первый Golf почти на 24 сантиметра! Что касается технологий, то между Фольксвагенами даже не пропасть и не Марианская впадина, а световые годы. Матричные фары, цифровая панель приборов с возможностью отображения разных режимов, центральная подушка безопасности (при столкновении она «разделяет» передних пассажиров), адаптивный круиз-контроль, мультимедиасистема с экраном диагональю до 9,2 дюйма — таков нынче Polo.
Audi A3 Sedan, класс С
История гольф-класса (размерный класс C) — это сага об акселератах. И на предисловие в ней претендует ингольштадтская «трешка». За четверть века она вымахала — дай бог каждому! Это особенно заметно, если припарковать последнюю A3 с кузовом седан рядышком с Audi A4 (B5), родоначальником семейства из середины девяностых.
Audi
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/28/12/5644722/15c9f5bdd6c4ce5ac939888ac5b9b81bc3c74fb9.jpg)
Audi
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/31/10/5647991/6a985ed5762081b1ae101f77f1ecdb13234af132.jpg)
Audi
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/31/12/5648291/9cbc15084006ae020caba6ee5f2287f33935ef68.jpg)
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/31/12/5648289/fe10d8f6b2451e754ae0cb541a7903e123605e76.jpg)
Четырехдверка вплотную подступила к рубежам класса D тридцатилетней давности. A4 пока еще обгоняет стандартный A3 на 25 мм, но оцените разницу в ширине в пользу молодой гвардии: +83 мм! На правах лирического отступления отметим великолепную проработку кузова — коэффициент аэродинамического сопротивления Cd 0,25.
Toyota C-HR
Так называемые субкомпактные кроссоверы отнюдь не тщедушные. Вот, например, Toyota C-HR на шасси TNGA-C с задней многорычажной подвеской. Помнится, она удивила дерзким купеобразным дизайном с раздутыми колесными арками, фарами на половину передней части кузова, салоном с минимумом кнопок и просторным салоном. На втором ряду человеку среднего роста вполне удобно. Разве что дверной проем низковат и стойки очень уж громоздкие.
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/31/10/5648009/15051991c93c76d52543145c9669efe5d53f8f40.jpg)
Toyota
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/28/13/5644752/db6bdc56c07718875a1abebe080aba6192d85016.jpg)
Toyota
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/31/10/5648008/54043fe63d812d80cec32ffb5a5c24b96d8b5e2a.jpg)
Toyota
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/28/13/5644751/50d4c3cfe1d9fcd5aba9bcbaa25a9459fb14888a.jpg)
Теперь добавим в наше уравнение первую и очень симпатичную Toyota RAV4 с постоянным полным приводом. Удивительно, но даже в пятидверном варианте она уступает C-HR целых 20 сантиметров.
Toyota RAV4
Были времена, когда владельцев ранних Lexus RX полушутливо называли олигархами. Сейчас чтобы приобрести немолодой кроссовер необязательно быть миллионером. И вот что занимательно: последний RAV4 не просто вплотную приблизился к «эр-иксу», а умудрился его хоть немного, но перешагнуть.
Toyota
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/31/10/5648024/b4b3dc0d1f4f95aa0950fe76a64ad78278c7036b.jpg)
Toyota
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/28/13/5644769/c46eb7ac93a5ba92ef5b992704d88aea36e37619.jpg)
Toyota
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/31/10/5648023/cc141babbe423d863b61acc7dd5b971a0d0abcbd.jpg)
Toyota
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/31/10/5648018/7aaac66c553d97fbed338e11cef33c5393fd74bb.jpg)
Toyota
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/31/12/5648286/fcc11b78d7b5c8b76f614ba30f607e3db0e1468d.jpg)
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/28/13/5644770/314a1f0e0479b7692e2d9082304c8434b289f9aa.jpg)
Lexus короче на 20 мм, а его зализанный кузов уже нарочито граненого и «плечистого» RAV4 на 40 мм, хотя со стороны кажется, что разрыв больше. В свою очередь первую и современную Toyota RAV4 разделяют колоссальные 44 сантиметра.
Mercedes-Benz GLC
Не знаю, как вам, а мне в новом GLC больше всего нравится пропорции и этакий эффект растянутости. Сразу видно, что это не переднеприводник, а автомобиль с классической компоновкой. Притом отнюдь не маленький. Представленная минувшим летом новая модель переросла основных соперников. А если поставить ее возле старого Mercedes-Benz ML, можно сильно удивиться и призадуматься.
Mercedes-Benz
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/31/10/5648035/f6d6a3c0111df0758e4ed8869fc8a25a995ec059.jpg)
Mercedes-Benz
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/28/13/5644779/f09df496429cadd7f8a5d4c0083caf852e44a4e0.jpg)
Mercedes-Benz
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/31/10/5648037/61c8ed145833f07b19f79d73ca163a0316f41fe6.jpg)
Mercedes-Benz
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/31/12/5648239/4d5c07c6ff51cefd84d0833d330b0452d62a0999.jpg)
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/31/12/5648238/1a87c94b0d9be166fd14ccdc9ee61d3c4794ad88.jpg)
Новый кроссовер опережает ветерана и героя фильма «Парк юрского периода: Затерянный мир» почти на 8 сантиметров. А своему наследнику, современному GLE первый ML уступает в длину уже все 34 сантиметра.
BMW 3 Series, класс D
«Трешка» E21 семидесятых годов с дизайном Поля Брака — почти «итальянка». Изящная, хищная, грациозная и визуально легкая. Ее надутый и напыщенный праправнук G20/G21 сохраняет родственные связи на уровне эмблемы. Теперь 3 Series, заставившая вздрогнуть поклонников предыдущей F30, — это бросающий вызов традициям индивидуалист с нехарактерными для BMW задними фонарями, надломленным изгибом Хофмайстера и 14,9-дюймовым дисплеем мультимедиа над торпедо.
BMW
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/28/13/5644784/3a85a533edf88301d3b78a0653e8b1add594aecc.jpg)
BMW
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/31/10/5648047/33dea67b7e944d38ff1cd7ae2a8a8563d8588278.jpg)
BMW
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/31/10/5648045/5dae0e7522bc895a3253af455d769b8d0327c0f1.jpg)
BMW
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/31/10/5648046/f8533e97a0b38a9cd94980139a182e78aa3f8c65.jpg)
BMW
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/28/13/5644791/895aa0f5a0de948ce33aa0ff47fd0182c2e7341d.jpg)
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/11/01/07/5649305/bd184eea84474ce82beb1911992408d1b37e54b6.jpg)
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/11/01/07/5649306/27275f3bb9e80642806952d37d1a8f51b2729856.jpg)
G20 — очень показательный образчик взросления и демонстрация абсолютного превосходства над первооткрывателем более статусной линейки. Он и BMW 5 Series E12 (вышла из-под карандаша Поля Брака и Марчелло Гандини из Bertone, а деформируемые зоны впервые просчитывались на компьютере) — это пятьдесят лет и чуть менее ста миллиметров. Столько же разделяют G20 и следующую «пятерку» E28, которая почти не отличается по габаритам от предшественника.
BMW X3
Культовый X5 (E53) — тот самый, который не нужен Вовке-брату — начинает теряться и меркнуть, стоит подкатить последнему «икс-третьему». Харизмы у него по-прежнему достаточно, лишь бы задние колеса не стояли домиком (владельцы меня поймут), но при сравнении габаритов доминирует новая школа.
BMW
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/28/13/5644806/192683af434c8d0480ff95bf3cf282093f00ece1.jpg)
BMW
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/31/10/5648056/aef037a35090fcff15c65f79c8d788d87096cf4a.jpg)
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/31/10/5648057/848de615c3ed9eb5b6fa21517ddf245f43c6efe9.jpg)
BMW
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/31/12/5648243/19dc536301e8a90cb6564280a2364bc5d12b851f.jpg)
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/31/12/5648242/05ba606f2b1e9bc947c79de4aaa1ad4f1f58dd48.jpg)
Кроссовер X3 с индексом G01 по высоте не перерос героя вчерашних дней и из-за своей приземистости кажется еще крупнее, хотя в действительности «привозит» ему 42 мм длины.
Audi A6, класс Е
Помните большой седан Audi V8 из конца восьмидесятых — начала девяностых? То был предшественник A8 с внешностью перекормленной 200 C3 и богатым оснащением: V-образными алюминиевыми «восьмерками» объемом 3,6 и 4,2 литра (250 л.с. и 280 л.с.), постоянным полным приводом, отделкой салона кожей и деревом, электроприводами и обогревом сидений, климат-контролем, круиз-контролем и очень необычными тормозными механизмами, известными в среде владельцев и поклонников как НЛО (UFO Brakes).
Audi
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/31/11/5648142/4c43dcda322b7ec76213e659db0eeae020e11636.jpg)
Audi
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/28/13/5644827/01e225492fd01696373cb649536a5b7c383c21ed.jpg)
Audi
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/31/12/5648256/8e2d40af6e089131a033b031bbc121d5a4b215a0.jpg)
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/28/13/5644829/0ad632267c966d347bae17d31274fa3fed291b7d.jpg)
Audi
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/28/13/5644828/b0f9ead3d6049f99c88833adb10b9d86f2137898.jpg)
На момент появления он впечатлял размерами, но сейчас уступает «а-шестой» 78 мм. При этом Audi A6L для Китая с увеличенным расстоянием между осями пока так и не дотянулась до длиннобазной V8.
Peugeot 308, класс C
Новейший космический корабль для колонизаторов Марса (в миру — Peugeot 308) заставляет снять шляпу даже тех, кто не способен адекватно воспринимать словосочетание «французский автомобиль». Экстерьер и салон — космос! Хэтчбек выглядит здоровячком-крепышом, а универсал и вовсе огромен.
Peugeot
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/31/11/5648150/6c20d7954007e878d48738e7f80ae6120008c780.jpg)
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/31/11/5648153/ce5b7ddf1d4f0858c9f0bd1c547b6e6ec2613c58.jpg)
Peugeot
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/31/12/5648271/cde24ae1b6616ea496c8fa35b165ab87b7d97f1d.jpg)
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/28/13/5644846/51ee5ac0bbe0f284e580f53ee9a331fd33166f77.jpg)
Грузопассажирский «четыреста пятый» с гурманскими ездовыми свойствами далеко позади, в бесконечных 24 сантиметрах, даром что относится к более крупному классу D. А как насчет вместительности багажников? Здесь нас поджидает другой сюрприз. Объем у Peugeot 308 SW с двухуровневым полом — 608–1634 литра. У гибрида этот показатель хуже из-за тяговой аккумуляторной батареей под днищем. К сожалению, интернет-ресурсы не имеют единого мнения насчет 405 Break, но некоторые из них утверждают, что объем варьируется от 425 литров в пятиместной конфигурации до 1640 литров со сложенным диваном. То есть, предельные возможности у машин практически равны.
Honda Civic
На десерт — один из самых впечатляющих примеров. Произошедшие за полвека трансформации с «Сивиком» заставляют вспомнить метаморфозы человеческого тела после регулярных тренировок. Причем тут у нас не рядовой любитель штанги, протеина, креатина и куриных грудок, а соревновательный атлет с фармподдержкой! Он начинал будучи крохой длиной 3405–3754 мм, а сейчас вне зависимости от типа кузова (седан и лифтбек) может свысока смотреть на Accord первого поколения!
Honda
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/31/11/5648196/982ef52f0abf5495da9ace829246575feb1a82ee.jpg)
Honda
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/31/11/5648175/ff3532b7b6086956939bd601c08c9b0c9678caca.jpg)
Honda
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/31/11/5648198/02ab2320a97f1888016ab246eae28e8de7d16d78.jpg)
Honda
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/31/11/5648199/1c04e7af2c336063f76af4c768585622b33d8515.jpg)
![АвтоНовости: Автомобили, которые переросли сами себя Автомобили, которые переросли сами себя](https://motor.ru/imgs/2022/10/31/11/5648200/d4345b49d39aed9d37ed1e664a8b3fa034b32a16.jpg)
«Аккорд» семидесятых годов в свою очередь был где-то рядом с Lada Vesta по габаритам. Его и современный Civic разделяют более двухсот миллиметров. Впрочем, и Accord за последние тридцать лет вырос на пару размеров и… как вы уже догадались, обогнал старый Legend /m.