Наш ДзенМой аккаунтПоделись ссылкойВход / РегистрацияУдалить из закладокПоиск по сайтуДобавить в закладкиМои закладки
Боевые амфибии: неизвестные плавающие автомобили времён Второй мировой войны

Боевые амфибии: неизвестные плавающие автомобили времён Второй мировой войны

Боевые амфибии: неизвестные плавающие автомобили времён Второй мировой войны

В 1805 году американец Оливер Эванс построил первую в мире повозку в виде баржи с паровым двигателем и приводом заднего гребного колеса, ставшую лидером в сфере будущих военных плавающих самоходных машин. За ними потянулись работоспособные и практичные амфибии, для которых главной областью применения стало военное дело.

 

 Таланты по имени Кристи (1921-1924 гг.)

В начале ХХ века другой даровитый американский инженер, изобретатель, конструктор и автогонщик Джон Уолтер Кристи собирал переднеприводные скоростные машины с поперечными двигателями и двухколёсные тягачи для пожарных насосов. Дальше будет еще интереснее.

Боевые амфибии: неизвестные плавающие автомобили времён Второй мировой войны

Одна из первых плавающих колёсных бронемашин – носитель вооружения со средним ведущим мостом Уолтера Кристи. 1922 год

В начале 1920-х Кристи построил полтора десятка трёх- и четырёхосных 90-сильных плавающих бронетранспортеров разной конструкции с боевыми расчётами и боеприпасами для артиллерийских систем калибра от 75 до 155 мм. Управляемыми были передние неведущие колёса, а для движения по воде служили гребные винты. Машины на губчатых шинах весили 6-8 тонн, на колёсах развивали скорость 48 км/ч, на плаву – 12 км/ч. Все они оказались громоздкими, непрактичными, бесполезными, и Кристи переключился на танки.

Плавающие «Кюбельвагены» (1941-1944 гг.)

Мы уже рассказывали о сухопутных штабных автомобилях VW-82 немецкой фирмы Volkswagen, выпущенных в количестве свыше 50 тысяч экземпляров. Теперь пришёл черёд рассказать о менее известных лёгких плавающих армейских амфибиях.

Боевые амфибии: неизвестные плавающие автомобили времён Второй мировой войны

Высшие чины германского военного командования осматривают пятый наиболее удачный прототип Volkswagen-128/5. 1941 год

Летом 1941 года были испытаны и представлены Вермахту шесть образцов плавающих автомобилей Volkswagen-128 (4х4) с четырёхместными кузовами без дверей, напоминавших ванну на колёсах. Оппозитный 1,1-сильный двигатель в 25 сил помещался в герметичном заднем отсеке. В блоке с ним работала четырёхступенчатая коробка передач со вспомогательным редуктором и механизмами блокировки дифференциалов.

Боевые амфибии: неизвестные плавающие автомобили времён Второй мировой войны

Проверка на герметичность пробного плавающего автомобиля Volkswagen-128 с задним отсеком с гребным винтом

Боевые амфибии: неизвестные плавающие автомобили времён Второй мировой войны

Образец самого практичного прототипа VW-128/5 с наклонной задней крышкой для откидывания гребных винтов

Все колёса имели независимые торсионные подвески c качающимися полуосями. На крышке задней стенки кузова были смонтированы опытные варианты механизмов для откидывания гребных винтов вверх и привода их вариантов. Собранные 30 экземпляров поступили в саперные части, но на практике оказались громоздкими, неустойчивыми и непригодными для военного применения.

Боевые амфибии: неизвестные плавающие автомобили времён Второй мировой войны

Первая в мире лёгкая амфибия Volkswagen-166 серийного производства в армейском исполнении Kfz.1/20. 1942 год

В марте 1942-го были представлены модернизированные версии Volkswagen-166 (4х4), у которых большинство изменений и доработок сводилось к внедрению более компактных элементов машин, улучшенных весовых и размерных данных. Главным «достижением» считалось сокращение колёсной базы с 2,4 до ровно 2 метров, длины машин на 375 мм и уменьшение обеих колей.

Боевые амфибии: неизвестные плавающие автомобили времён Второй мировой войны

Боевые амфибии: неизвестные плавающие автомобили времён Второй мировой войны

Отреставрированные амфибии Volkswagen-166 в комплектации и с окраской для Вермахта (сверху) и Военно-воздушных сил​

Обновленная машина получила компактный водоизмещающий корпус с округлым яйцеобразным задком в крышке моторного отсека. На задней стенке кузова на шарнирном кронштейне размещался тот же трёхлопастной гребной винт диаметром 330 мм. При его фиксировании в нижнем положении привод винта производился непосредственно от коленчатого вала двигателя через муфту и тройную цепную передачу. При движении по суше винт поднимался вверх и крепился кожаными ремешками к кузову.

Боевые амфибии: неизвестные плавающие автомобили времён Второй мировой войны

Интерьер плавающей машины Volkswagen-166 с тесным местом для водителя, запасными канистрами и тентом

Боевые амфибии: неизвестные плавающие автомобили времён Второй мировой войны

Задний вид на амфибию VW-166 с округлым «багажником», опущенным гребным винтом и поперечным глушителем

Через решетки в верхней части моторного отсека отработанные газы поступали в массивный цилиндрический глушитель со сменным наполнителем, а для измерения уровня масла в двигателе служил тонкий длинный щуп. К недостаткам машин относили тесный кузов, большую осадку корпуса, невозможность движения на высокой волне и низкую скорость на плаву с нагрузкой.

В конце 1942-го на заводе в Вольфсбурге начался выпуск самых известных немецких амфибий VW-166. До октября 1944 года их построили в количестве 14,3 тысяч машин.

Профашистский Trippel (1937-1944 гг.)

Гауптштурмфюрер Ханнс Триппель, активный деятель национал-социалистического движения и капитан штурмовых отрядов СА, был единственным в Германии конструктором, посвятившим всю свою жизнь созданию небольших амфибий, большинство из которых осталось на полях сражений. Его машины служили в войсках СС, в Военно-морском флоте и в военизированных строительных подразделениях Тодта.

В довоенные времена Триппель самостоятельно разработал и собрал пробные образцы амфибии SG6 (4х4) с мотором от 38-сильной легковушки Adler Trumph, открытыми пятиместными кузовами с утопленными в них фарами и короткими герметичными дверками.

Боевые амфибии: неизвестные плавающие автомобили времён Второй мировой войны

Одна из первых амфибий Триппеля – модель SG6 с двигателем «Адлер» и обтекаемым корпусом. 1937-1939 гг.

В 1938-м появились более совершенные автомобили серии SG6/38, на которых применялся верхнеклапанный 55-сильный двигатель от легковой модели Opel Kapitän с четырёхступенчатой коробкой передач, независимая подвеска всех колёс и 18-дюймовые шины. В январе 1941-го, во время оккупации Франции, в саарском городке Хомбург было образовало небольшое предприятие Trippel Werke, которое позднее передали известной фирме Bugatti в Мольсхайме.

Боевые амфибии: неизвестные плавающие автомобили времён Второй мировой войны

Четырёхместная амфибия SG6/38 с приспособлением против высоких волн, построенная для немецких колоний

Боевые амфибии: неизвестные плавающие автомобили времён Второй мировой войны

Грузопассажирская машина Trippel SG6/38 с задним отсеком для перевозки личного состава. 1938-1943 гг.

Отличительными чертами творчества Триппеля были периферийные бортовые конструкции против воздействия высоких волн, среднее расположение одного или двух радиаторов между двигателями и салоном, четырёхместные грузопассажирские машины с плавучими прицепами, а также удлинённые версии «Пионер» для перевозки до 16 солдат и вооружения.

Боевые амфибии: неизвестные плавающие автомобили времён Второй мировой войны

Восстановленная амфибия Trippel SG6/38 с центральным расположением радиатора и короткими боковыми дверцами

С 1941-го завод Триппеля выпускал скромную амфибию SG6/41, у которой в носовой части умещались агрегаты от «Опеля», а самоблокирующиеся дифференциалы, гидротормоза и откидные гребные винты диаметром 380 мм переместили в кормовую нишу корпуса. На шоссе машина развивала скорость 72 км/ч, на плаву – 12–13 км/ч.

Боевые амфибии: неизвестные плавающие автомобили времён Второй мировой войны

Открытая 55-сильная амфибия SG6/41 с шириной колеи 2,5 метра и пружинной подвеской, созданная по заказу ВМФ.

До 1944 года в общей сложности Триппель собрал около 800 военных амфибий серии SG6.

Под красивым именем Aqua Cheetah (1941-1943 гг.)

В начале 40-х под красивым названием Aqua Cheetah («Морской гепард») некоторое время скрывалась американская лёгкая разведывательная амфибия, которая в истории считалась идейным прототипом военных полноприводных машин Ford GPA.

Боевые амфибии: неизвестные плавающие автомобили времён Второй мировой войны

Испытания амфибии «Морской гепард» (4х4) с шестиместным корпусом и центральным расположением двигателя. 1941 год

Свою необычную машину изобретатель Роджер Хофхейнс представил на военных испытаниях в мае 1941-го. Шестиместная амфибия Aqua Cheetah снабжалась автомобильным двигателем, установленным в центральной части водоизмещающего корпуса, небольшим гребным винтом, индивидуальными цепными приводами колёс и подвесками на одной пружине.

Боевые амфибии: неизвестные плавающие автомобили времён Второй мировой войны

Второй четырёхместный вариант Aqua Cheetah XAC-2. Май 1942 год

Боевые амфибии: неизвестные плавающие автомобили времён Второй мировой войны

Третья улучшенная плавающая машина Aqua Cheetah XAC-3. 1943 год

Для расширения этих работ была образована фирма Amphibian Car Co., где собрали перспективный образец ХАС-2 с задним расположением 99-сильного двигателя Dodge, коробками передач и мостами от американских вездеходов, а также барабанами для самовытаскивания машин на берег. В 1943-м на варианте ХАС-3 применяли агрегаты от вездеходов Dodge Т215. В общей сложности построили до 12 амфибий.

Водоплавающие мелочи: голландский DAF

С момента рождения в 1932 году голландский «Завод прицепов братьев ван Доорне» (Van Doorne’s Aanhangwagenfabriek, DAF) автомобилями не занимался, а отличался выпуском различных карданов и лёгких джипов к ним.

Боевые амфибии: неизвестные плавающие автомобили времён Второй мировой войны

Уникальная военная амфибия DAF МС-139 симметричной формы со всеми ведущими и управляемыми колёсами

Лишь в 1939 году появился собственный военный автомобиль. Это была лёгкая машина DAF МС-139 (4х4) с четырьмя «рабочими» колёсами и двумя постами управления. Двигатель Citroёn-7CV в 48 сил и коробка передач размещались поперечно в центре шасси, а спереди и сзади, спинками друг к другу, располагались двухместные сиденья. Странная машина передвигалась передним или задним ходом со скоростью до 70 км/ч.

Боевые амфибии: неизвестные плавающие автомобили времён Второй мировой войны

После капитуляции голландских вооруженных сил дальнейшие разработки амфибии DAF были прекращены. Май 1940 года

Водоплавающие мелочи: британский Hexonaut

В 1940 году английская фирма Humber построила три необычных компактных десантируемых амфибии Hexonaut (6х6) с бортовыми системами поворота. Каждая снабжалась двумя наборами из трёх ведущих бортовых колёс большого диаметра, смонтированных с обеих сторон автомобиля. Для управления машиной путём подтормаживания колёс той или иной гусеницы служили два двигателя Hillman 14НР, каждый из которых приводил одну из сторон автомобиля.

Боевые амфибии: неизвестные плавающие автомобили времён Второй мировой войны

Компактный плавающий тягач Humber Hexonaut с двумя 50-сильными моторами из коллекции Мемориального музея Victory. 1940 год

При длине 3,4 метра Hexonaut имел ширину всего 1,3 метра, но весил около трёх тонн. Машины получились слишком сложными и тяжёлыми, в производство не пошли и ни разу с самолетов не десантировались.

Британские тяжелые амфибии Terrapin (1943-1944 гг.)

В 1942-м компания Thornycroft начала разработку колёсных четырёхтонных военных амфибий. Прототип Terrapin Mk-I (8х8) появился в июне 43-го, а в июле выпуск был передан компании Morris-Commercial. Тут же её нарекли первой в мире тяжёлой серийной плавающей машиной, превосходившей американские 2,5-тонные амфибии GMC DUKW-353.

Боевые амфибии: неизвестные плавающие автомобили времён Второй мировой войны

Боевые амфибии: неизвестные плавающие автомобили времён Второй мировой войны

Тяжёлые амфибии Thornycroft Terrapin Mk-I, выпускавшиеся фирмой Morris-Commercial​

В центральной части сварного корпуса автомобиля помещались два двигателя Ford V8 по 85 сил, две бортовые трансмиссии, главные червячные передачи каждого колеса и простейшая резиновая подвеска. Приподнятая установка передних и задних пар ведущих колёс включалась в работу только на пересечённой местности и в прибрежной полосе. На шоссе она перемещалась на четыре средних колёса и маневрировала бортовым способом. Движение на плаву обеспечивали два гребных винта.

Боевые амфибии: неизвестные плавающие автомобили времён Второй мировой войны

Одна из 500 построенных машин «Террэпин Mk-I» с двумя моторами, бортовой трансмиссией и системой поворотов. 1943-1944 гг.

Главным недостатком «Террэпина» была неустойчивость на плаву, поэтому в ноябре 1944-го построили один опытный пятитонный вариант Terrapin Mk-II с передним расположением двигателя, регулировкой давления в шинах и эвакуационным краном для перегрузки артсистем калибра до 57 мм.

Боевые амфибии: неизвестные плавающие автомобили времён Второй мировой войны

Единственная пятитонная амфибия Terrapin Mk-II, рассчитанная на применение в Тихом океане. 1944 год

Плавающие германские восьминожки (1940-1942 гг.)

Секретные работы по многоосными грузовикам в Германии проводились с середины 1920-х в рамках создания мощных стандартизованных транспортных средств для Вермахта, за которыми последовали самодеятельные плавающие автомобили-шасси.

В 1938-м фирма «МАН» представила свой революционный 120-сильный грузовик с восемью односкатными ведущими колёсами. Для доказательства неисчерпаемых возможностей многоосных автомобилей в 1940-1941 годах две таких машины были переделаны в амфибии с колёсной формулой 8х8.

Боевые амфибии: неизвестные плавающие автомобили времён Второй мировой войны

Первая специализированная 150-сильная амфибия MAN на испытаниях в австрийском городе Гмюнден. 1941-1942 гг.

Боевые амфибии: неизвестные плавающие автомобили времён Второй мировой войны

Плавающая машина MAN с рамным цельнометаллическим корпусом, тентом и задними двухстворчатыми дверями

Уникальные автомобили оборудовали открытыми водоизмещающими корпусами с 150-сильным дизельным двигателем, трансмиссией с редукторами отбора мощности на два гребных винта, двумя барабанными лебёдками с общим тяговым усилием 40 тс, жёстким настилом на верхнюю поверхность кузова и цепями на колёсах.

Боевые амфибии: неизвестные плавающие автомобили времён Второй мировой войны

Пробная погрузка на крышу амфибии гражданского 70-сильного грузовика MAN Е3000 при помощи двух аппарелей. 1942 год

Боевые амфибии: неизвестные плавающие автомобили времён Второй мировой войны

Самая удивительная немецкая амфибия – автомобиль-шасси Büssing-NAG (10х10) с бортовой системой поворотов. 1932 год

На заглавной фотографии – немецкая военная амфибия Trippel SG6/41 позднего выпуска, сохранённая во французском Музее бронетехники в городе Сомюр.

В статье использованы аутентичные черно-белые иллюстрации, натурные цветные фотографии выполнены автором.

i-TC.ru
Left Menu Icon