Двигатель внутреннего сгорания на водороде. Спасет ли Deutz автомобильную промышленность?

О двигателях внутреннего сгорания еще не сказано последнее слово. Хотя электрическая революция уже кажется неудержимой, это не означает, что после более чем ста лет блестящей карьеры поршни и шатуны скоро уйдут в прошлое. Вторую жизнь может дать немецкий производитель приводов – компания Deutz.

Хотя с экологической точки зрения топливо, полученное из воды, имеет ряд недостатков, нельзя отрицать его главное преимущество – возможность хранения энергии в больших объемах. Хранить этот элемент непросто, но в отличие от батарей – при правильной инфраструктуре – заправка может занять всего несколько минут. Это означает, что производителям не нужно использовать большие и тяжелые батареи, а время простоя транспортного средства сведено к минимуму. Поэтому неудивительно, что производители коммерческих автомобилей склоняются к водороду, так как для получения прибыли машины должны оставаться в движении как можно дольше.

Deutz – это компания с давними традициями (ее корни уходят корнями в 1864 год) в производство двигателей для грузовых автомобилей. Производитель только что объявил, что у него уже есть прототип водородного двигателя для серийной версии! Ранее об исследованиях по такой технологии сообщали и другие производители, работающие в сфере тяжелого транспорта – DAF и MAN. Прототип TCG 7.8 H2 представляет собой рядный шестицилиндровый двигатель объемом 7,8 л. Производитель заявляет, что двигатель развивает мощность, равную 200 кВт, или 272 л.с.

Техническими подробностями компания не поделилась – по фотографиям видно, что мы имеем дело с классической конструкцией искрового зажигания. Однако на первых порах агрегат не будет устанавливаться на грузовики. На первом этапе – в начале следующего года – производитель планирует использовать его в стационарных целях, то есть в электрогенераторах. Однако в дальнейшем можно ожидать испытаний в условиях переменной нагрузки, например, в качестве привода для моторных лодок, генераторов в маневровых локомотивах и, в конечном итоге, в грузовых автомобилях.

Хотя идея сжигания водорода, известного своей горючестью, кажется естественной, создать такой агрегат технически очень сложно. Это огромная проблема для инженеров-материаловедов. Водород разрушающе действует на все металлы (так называемая водородная коррозия), поэтому долговечность классического – из стали и алюминиевых сплавов – водородного двигателя невысока. Поэтому камеры сгорания и все другие элементы (например, головки), находящиеся в прямом контакте с водородом, должны быть устойчивы не только к высоким давлениям и температурам, но также к разрушительному влиянию самого водорода.