Хранение бензина – это важно знать

Известно, что бензин практически постоянно дорожает. Если вы хотите опровергнуть этот факт, вспомните, когда в последний раз видели значительное снижение стоимости литра любого горючего. В связи с этим автовладельцы часто делают запасы топлива в алюминиевых и стальных канистрах и других резервуарах. Лучше всего использовать заглубленные в землю емкости – если не совсем, то хоть наполовину.

Если вы не знаете, как хранить бензин, то нужно, чтобы резервуары не подвергались нагреву и прямому воздействию солнца. Причиной, почему нельзя хранить бензин в пластиковых канистрах, является не только риск возгорания из-за статического электричества. Бензин запросто может начать химическое взаимодействие с пластиком. И все равно перепады температуры с влажностью, а также другие факторы способствуют планомерному снижению эффективности горючего.

Говоря, почему стареет бензин или, как говорят, деградирует, можно перечислить четыре неблагоприятных фактора: испарение, окисление, а также разрушение присадок и осадок. В итоге на 1-2 единицы снижается октановое число бензина, зато количество смол растет из-за того, что углеводород окисляется. Кстати, существует ГОСТ Р51105-97 на хранение бензина. Отметим, что ГОСТ на хранение бензина в СССР до 1977 г. регламентировал пятилетний срок хранения любого вида этого топлива вне зависимости от условий.

Однако, сегодня бензин хранится максимум один год, поскольку современное топливо содержит намного больше присадок, чем советское. На вопрос, сколько можно хранить бензин, можно дать и такой ответ: чем выше октановое число, тем меньше хранится горючее. Надо понимать, что АИ-95, 98 и даже 100 – это результаты труда химиков, разработавших присадки для повышения октанового числа бензина, на НПЗ невозможно создать горючее с большим октановым числом.

Кроме того, на деградацию бензина влияет температура – чем теплее, тем процесс идет быстрее. Еще бензин не должен соприкасаться с воздухом и металлом. Стальные канистры для хранения бензина окрашены специальной краской, которая и не допускает прямого взаимодействия нефтепродукта с железом. Примечательно, что топливо для спецнужд выпускается без моющих присадок и даже спиртов. Следовательно, хранится оно намного дольше, чем регламентирует ГОСТ.

Сильнее всего портится бензин в топливном баке – там он контактирует с заборной трубкой, фильтрующим элементом и воздухом. В жару деградация значительно усиливается. Что касается того, сколько можно хранить бензин в канистре, то не более года. Емкость должна быть окрашенной изнутри, а также герметичной. Правда, бензин постепенно разъедает резину, и герметичность остается чисто условным понятием. Прокладку надо периодически менять.

Ну, а хранение бензина в специализированных емкостях может осуществляться намного дольше:

1. Герметичные бочки, цистерны – 2 года максимум.
2. Специализированные технические резервуары наземные – до 3 лет.
3. Закопанные в землю цистерны (как на АЗС) – не дольше 5 лет.

Несложно продлить срок хранения бензина, ведь через 30 дней, проведенных в бензобаке, его свойства всерьез меняются. Нужно купить стабилизатор и добавить в бак. Химическая добавка предотвратит окисление и образование вредных соединений, которые могут повредить топливную систему. Данные присадки в топливо продаются в таре 0,25 мл и стоят около 1000 рублей. С их помощью срок хранения бензина продлевается до полутора-двух лет.

И, наконец, как понять, что бензин просрочен, что его нельзя больше использовать? Прежде всего, такое топливо коричневатое, а не бледно-желтое (и, тем более, почти прозрачное). Октановое число у такого бензина сильно снижается, каталитические присадки распадаются, детонационные свойства усиливаются. По идее, данное горючее лучше слить. Но в крайней необходимости на старых, непривередливых к качеству бензина машинах допускается разбавление свежим бензином в соотношении 1:3.

Но лучше всего старый бензин сдать в специализированный центр по утилизации, а еще лучше использовать для технических нужд.