«Это еще цветочки»: почему сейчас не стоит покупать иномарки

Весь прошлый год российский авторынок переживал стресс: дефицит, проблемы с поставками и неопределенность с пандемией COVID-19, разрушение логистических цепочек — вот ключевые факторы на стороне негатива. Но, несмотря на все это, в 2021 году сектор коммерческого транспорта стал одним из самых растущих. По данным агентства «Автостат», на российском рынке реализовано 141,88 тыс. легких коммерческих автомобилей (+35,9 % относительно 2020‑го); 97,9 тыс. новых средних и тяжелых грузовиков (+31 % к АППГ).

В 2021 году сектор коммерческого транспорта стал одним из самых растущих.

ГЛАВНЫЙ ДРАЙВЕР: E-COMMERCE

«Группа ГАЗ» прибавила 45 % за прошедший год и увеличила лидерский отрыв, продав 56,5 тыс. авто, уверенно опередив «Соллерс Форд», который реализовал 20,8 тыс. автомобилей, сохранив вторую позицию. Интересная деталь: усилению рыночного потенциала «Группы ГАЗ» способствовало семейство Next. С дебютом цельнометаллических фургонов «ГАЗель Next» в 2016 году крупнейшая российская автомобилестроительная компания вошла в новый для нее сегмент, игроками которого прежде были только иностранные производители.

В 2021 году на рост продаж повлияли отложенный спрос прошлых периодов, рост цен без ожидания обратного тренда, потребность в обновлении парка, а также стимулирующие госпрограммы, например, льготный лизинг автомобилей, локализованных в России.

Но главный драйвер сбыта — взрывное развитие систем доставки «до двери», требующий фургонов и рефрижераторов (52 % в наполнении роста). Впрочем, этот тренд — общемировая тенденция. Рост доставок последней мили достиг пика в 25 % во всем мире во время пандемии и, по оценкам ведущих мировых аналитиков, будет продолжать расти в среднем на +13 % в год в период до 2030 года. Неудивительно, что транспортным компаниям пришлось увеличивать парк средне- и малотоннажных автомобилей, способных реагировать на ежедневный спрос потребителей.

«Это еще цветочки»: почему сейчас не стоит покупать иномарки
Главный драйвер сбыта — взрывное развитие систем доставки «до двери», требующий фургонов и рефрижераторов.

ИСПЫТАНИЕ ДЕФИЦИТОМ

А что дальше? Эксперты предупреждают: в 2022 году авторынок России впадет в кому. Причиной тому — санкционное давление. По словам председателя комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Алексея Калицева в 2022 году продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей на территории России сократятся до 800 тыс. машин, это на 50 % меньше, чем в 2021‑м. И это оптимистический сценарий.

Подобный прогноз, касающийся продаж новых автомобилей в РФ по итогам 2022 года, сделал и директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков — «минус» 50 %. Автомобили уже подорожали на 40 %, однако их стоимость к лету может вырасти еще минимум на 30 % от актуального на данный момент прайса, считает эксперт.

«Это еще цветочки»: почему сейчас не стоит покупать иномарки
На базе «Валдай Next» планируется развивать решения под спецтехнику и увеличенный тоннаж. 

Повышение цен обусловлено ростом цен на метал, сбоями в глобальной логистике, дефицитом автомобилей и связанными с этим дилерскими накрутками, ну и конечно выросшей стоимостью кредитов, по которым реализуется около 60 % легких коммерческих авто. Кстати, о том, что дефицит на рынке крайне высок свидетельствует мониторинг прайса на автомобили с пробегом — рост цен на подержанные цельнометаллические фургоны у то же «Группы ГАЗ» составил 31 %.

Еще одна особенность ажиотажа: растет ввоз импортной техники, утилизационная пошлина уже не создает непреодолимого барьера на фоне тех наценок, которые делают дилеры в стране.

«Это еще цветочки»: почему сейчас не стоит покупать иномарки
Развитие мобильных форматов торговли стимулирует рынок коммерческого транспорта.

Хотя отечественные модели, в том числе упомянутая «ГАЗель Next», в эксплуатации обходятся на 20–30 % дешевле иностранных LCV за счет низкой стоимости владения. Однако представители бизнеса предпочитают иномарки, считая их более надежными, соответственно имеющими более долгий срок эксплуатации. Но сейчас в выборе иномарок есть существенные риски: иностранные производители, в основном, приостановили поставки в Россию. На продажи в РФ европейских грузовиков массой более 5 тонн евросоюз фактически наложил эмбарго с июля. Дилеры марок из «недружественных» стран уже столкнулись с проблемой нехватки оригинальных запчастей, заморозкой сервисных контрактов. И это еще цветочки. Максим Козин, владелец монобрендового автопарка немецкой марки, рассказал изданию, что при неблагоприятном стечении обстоятельств будет вынужден оставить один из грузовиков в качестве «донора агрегатов для остального подвижного состава».

«Это еще цветочки»: почему сейчас не стоит покупать иномарки
«Это еще цветочки»: почему сейчас не стоит покупать иномарки

С японскими и корейскими брендами такого не предвидится, но исключать подобный вариант развития событий нельзя. Дефицит запчастей здесь может возникнуть по логистической причине — они в основном шли в Россию через Европу. У китайских марок таких проблем нет, сейчас модели из КНР эксперты рассматривают в качестве замены европейским. Однако покупатели сетуют на низкую ликвидность машин из Поднебесной на вторичке, надежность, скудный ассортимент неоригинальных запасных частей, а главное — отсутствие в арсенале «китайцев» комплексного транспортного решения, избавляющего автовладельца от необходимости планировать и администрировать обслуживание и ремонт транспортных средств.

«Это еще цветочки»: почему сейчас не стоит покупать иномарки
Среднетоннажный транспорт, согласно данным регистрации 2021 года, прибавил 23 %. Лидирует «Группа ГАЗ», точнее — семейство Next.

Так что взвешивая за и против, самым оптимальным вариантом для российских перевозчиков является покупка техники отечественной марки. Тем более, что наш автопром не перестает радовать своими новыми разработками. Например, в феврале 2021 году сегмент развозных автомобилей пополнился перспективным 7‑тонником «Валдай Next». Его главный козырь — бескапотная компоновка — дает существенные преимущества при работе в стесненных условиях. А в июне 2021 года начался прием заказов на малотоннажник «ГАЗель NN». В сравнении с предшественниками Next и «Бизнес» новинка получила более современную электронную архитектуру, эргономичный и функциональный интерьер, 6‑ступнечатую КП и еще более 50 конструктивных изменений, направленных на повышение надежности и экономичности. В качестве комплексного предложения ГАЗ предлагает своим клиентам сервисы управления парком и поддержки водителей.

Британский премьер Бенджамин Дизраэли в XIX веке остроумно замечал, что бедствие порой является источником удачи. Как знать, может быть сегодняшний стресс в экономике — самое подходящее время для инвестирования в обновление парка автомобилей. И лучший вариант выбора — отечественное авто.

i-TC.ru
Left Menu Icon