Наш ДзенМой аккаунтПоделись ссылкойВход / РегистрацияУдалить из закладокПоиск по сайтуДобавить в закладкиМои закладки

Эволюция автомобилей

Здравствуйте, это Егор Васильев. И сегодня мы с вами попробуем понять какую роль технологии мобильности играют в нашей жизни. Приносят ли они пользу или наоборот своим постоянным контролем уничтожают остатки здравого смысла у наших водителей. Кстати, феномен перемещения в пространстве всегда вызывал у меня интерес. И с точки зрения техники. И с точки зрения культуры. Ведь никто не будет спорить с тем, что появление автомобилей радикально изменило наш мир. Мы в каком-то смысле сделали его намного меньше. Мне нравится фраза из пиратов карибского моря, когда стоя рядом с мертвым кракеном капитан Барбосса сказал Джеку Воробью, что теперь мир стал меньше. Слишком него людей и кораблей бороздят моря. На что Джек ему возразил, что мир меньше не стал, но стало меньше содержимого. Может быть это и так.

Вы не замечали, что когда мы с вами были маленькими, что весь мир вокруг нас был большим и где-то даже загадочным. Мы смотрели на все снизу вверх и только потом повзрослев увидели, что горки с которых когда-то катались уже не такие крутые, а деревья стали намного меньше. Но, тогда всегда было пространство или территория в которую было практически невозможно попасть. И расстояния воспринимались совершенно иначе. 20-ть километров были серьёзным вызовом, а 100 уже практически непреодолимым препятствием если у вас не было автомобиля или мотороллера. Когда у нас в семье появился автомобиль. А это был позитивный ушастый запорожец сочного красного цвета, то каждая поездка на нем носила характер небольшой экспедиции. Мы заранее знали, что она будет. Готовились к ней и я даже испытывал некоторое волнение от того, что она состоится. Да и сам факт движения автомобиля воспринимался как некоторое техническое волшебство.

А запах бензина не был вредным и вполне мог сойти за какой нибудь мужской лосьон. Не то, что сейчас. Когда сам факт мобильности с использованием двигателя внутреннего сгорания уже ставит под сомнение вашу гражданскую и экологически ответственную сознательность. Да, с Запорожцем связана любопытная история. Все знают, что в этом автомобиле используется двигатель с воздушным охлаждением, который размещён там, где у остальных автомобилей присутствует багажник. Так вот, в силу специфики компоновки моторного отсека воздух в него попадал крайне плохо, что в летних условиях приводило к перегреву. В результате, в лучшем случае двигатель надо было охлаждать , а в худшем перебирать. И то и другое не доставлялось положительных эмоций. За охлаждение моторного отсека отвечал инженер по фамилии Вассерман. Который придумал сделать на боковых поверхностях задних крыльев воздухозаборники в виде решёток. И из-за их специфической формы они получили название терки Вассермана. И все бы хорошо, но моторы по прежнему перегревались и доставляли владельцам автомобилей постоянную головную боль.

А, когда впоследствии продули ЗАЗ-965(который изначально имел название Москвич-444) в аэродинамической трубе выяснилось, что именно в местах расположения этих тёрок присутствует зона аэродинамического разрежения и воздух в моторный отсек не попадал. Впоследствии эта проблема перекочевала и в следующие поколения автомобиля. Заставляя владельцев самостоятельно заниматься аэродинамикой. И экспериментировать с различными решениями и материалами. Вплоть до специальных деревянных подпоров, не позволяющих закрыться моторному отсеку. Впрочем, вернёмся к мобильности как таковой. Человечество всегда питало особую слабость к быстрому перемещению в пространстве. Может быть это было связано с желанием узнать, что же все таки находится за горизонтом и куда садиться солнце. Может быть, причиной была банальная зависть к тем, кто быстрее. Ну не был человек самым быстрым и самым сильным. Но, зато пытливый ум и высокая степень приспособляемости привели к тому, что возникла ситуация при которой у наших предков появилось время для создания примитивных орудий труда и средств передвижения.

С этого момента была запущена исскуственная техническая эволюция, которая стала приводить к постоянному ускорению прогресса и возрастанию влияния технологий на нашу жизнь. Да, все началось с колеса. По некоторым данным первое колесо появилось в Месопотамии 5000 лет назад. Скорее всего, тогда же появились и первые смазочные материалы, ведь люди очень быстро поняли, что даже за самым простым техническим приспособление необходимо ухаживать. И, честно говоря, меня потрясает креативность первых инженеров, которые не имели никакой базы и никакой предыстории для создания чего бы то ни было, подсматривая решения у природы, балансируя между голодом и взлётом интеллекта создавали технические чудеса которые потом стали основой доминирования человека на планете. При этом, некоторые решения оказались настолько удачными, что практически без изменений просуществовали до наших дней. Например, тачка или телега. И ничего не говорит о том, что они исчезнут в обозримом будущем. Лошадь как средство передвижения тоже пережила тысячелетия и продолжает пользоваться ограниченным спросом.

Однако, все эти средства передвижения несмотря на некоторую инновационность в момент появления оказались тупиковыми решениями которые после своего появления не претерпели практически никаких эволюционных изменений. На мой взгляд, они просто заняли нишу в которой оказались и самодостаточными и максимально функциональными, а следовательно и неспособными к эволюции. И их ключевой особенностью является то, что двигатель в виде той же лошади не являлся частью их конструкции. Но, появление парового двигателя запустило совершенно невероятную техническую революцию. Которая требовала новых технологий. Ставила рекорды скорости и точности. Кстати, по некоторым данным именно появление регулярного железнодорожного сообщения изменило мир. Причём,с весьма любопытный стороны. Благодаря паровозам резко увеличилась ценность времени. Ведь составы ходили строго по расписанию. В противном случае случались катастрофы. И для того, чтобы успеть к поезду нужно было уже более точно ориентироваться во времени. И мы стали его ценить совсем по-другому. А потом наступила эра автомобилей.

Первые автомобили выглядели беспомощно и скорее курьезно и период их взросления оказался относительно долгим и на мой взгляд не прекратился до сих пор. И, возможно это говорит о том, что машины или автомобили станут по-настоящему необычными и еще сильнее повлияют на нашу жизнь. По крайней мере в животном мире, чем дольше у детёныша длиться период взросления, тем умнее и креативные он в итоге будет. А поскольку эволюция мира мобильности отличается от эволюции живой природы тем, что в первом случае инициатором является человек. То и получается, что мы старательно создаём все более умное и всестороннне приспособленные к сосуществованию с нами создание или товар. Может быть даже себе на погибель. Но, по крайней мере сначала автомобиль не был товаром. Он был эксклюзивным инженерным чудом, которое вызывало у людей или благоговейный трепет или ярко выраженное неприятие. Недаром первым автомобилям даже запрещали быстро перемещаться.

Закон красного флага вполне отражал тягу части населения противостоять любым изменениям. И мне кажется, что это даже заложенный в нас генетический механизм не позволяющий сразу изобрести и внедрить что-то такое, что впоследствии погубит цивилизацию. Впрочем, это разговор уже из несколько иной области. Так вот, автомобили были настолько сложны в управлении, что только специально обученный шофёр мог справится с огромным количеством рычажков, краников переключателей и насосиков. В-общем шофёр был элитой. И сначала ничем по степени престижности своей профессии не отличался от летчика. Вождение автомобиля было уделом энтузиастов, которые методом проб и ошибок стали формировать общепринятые стандарты органов управления автомобилем, принципов вождения и правил дорожного движения в том числе. Но, этот процесс приводит не только к росту мастерства отдельных людей. Машины стали стремительно эволюционировать причем это приводило не только к позитивным явлениям. Вы думаете, что это не так? Что ж. Давайте рассуждать. Первые автомобили не отличались высокой динамикой и не могли развивать высокую скорость. Правда на них использовались практически велосипедные шины. И это было проблемой — машины плохо тормозили и попадали в аварии.

В результате, появились более продвинутые шины, с протектором и составом резиновой смеси, которые обеспечивали более эффективное сцепление с дорогой. И, да, машины слои лучше тормозить, однако это позволило двигаться и на более высокой скорости. Моторы стали мощнее. И опять возникли проблемы с безопасностью. Машину было сложно остановить она очень плохо реагировала на поворот руля. В результате повысилась эффективность тормозных механизмов, была доработана подвеска. Да, и водители стали профессиональнее. Они научились правильно тормозить. Появились различные технические приёмы по снижению скорости автомобиля. Различного рода импульсные, ступенчатые, прогрессивные и прочие приёмы торможения. При всем этом, машины опять поехали быстрее. В результате прогресс опять был сосредоточен на скорости. Ведь автомобили продавались благодаря тому, что эти машины могли ехать быстрее тех, что были до них. И они опять стали опасней. Поэтому появились специальные приёмы вождения, направленные на то, чтобы повысить безопасность на дорогах. Но безопасности не стало больше. Опять увеличилась скорость.

И вот тут началась техническая эволюция ассистентов безопасности. Появилась система АБС. Сначала это было здорово. Она существенно повысила эффективность замедления машины даже под управлением неопытного водителя не обладающего продвинутыми навыками. Однако, это не привело к росту безопасности. Это привело к росту скорости. Ведь чем эффективнее автомобиль замедляется, тем быстрее он может ехать. А водители, при этом, утратили навыки правильного торможения без использования электронных помощников. Для того, чтобы все таки повысить безопасность была разработана система стабилизации. Но, это опять не дало нужного результата. Просто машины поехали еще быстрее, а человек лишился навыков по действиям в экстренных ситуациях. Поскольку уже стабилизация занималась жизненно важными проблемами в случае возникновения проблем.

А потом появились уже интеллектуальные ассистенты активной безопасности, которые берут на себя большую часть функций по действиям в экстренных ситуациях не просто старательно отучая нас от управления машиной. Мы стали совсем по-другому воспринимать мобильность. Она стала товаром, вещью в себе основными атрибутами которой являются комфорт и степень продвинутости информационно-развлекательных систем. И я не говорю, что это плохо. Это любопытно. Тем более, что сейчас на смену олдскульной мобильности с использованием двигателей внутреннего сгорания приходят чистые электрические технологии. Вот о них-то мы с вами и поговорим в следующий раз. С вами был Егор Васильев. До встречи.

i-TC.ru
Left Menu Icon