Наш ДзенМой аккаунтПоделись ссылкойВход / РегистрацияУдалить из закладокПоиск по сайтуДобавить в закладкиМои закладки
Какими были первые автомобили Skoda и причём тут компания Laurin & Klement

Какими были первые автомобили Skoda и причём тут компания Laurin & Klement

Компания Laurin & Klement была основана в чешском городе Млада-Болеслав в 1895 году и начала свою деятельность с ремонта и производства велосипедов. С 1899 года компания стала выпускать мотоциклы, а осенью 1905 года представила свой первый автомобиль — L&K Voiturette A. Автомобиль отличался не только высоким качеством сборки, но и отличным соотношением цены и технических характеристик, а также низким расходом топлива.

Первый автомобиль Laurin & Klement, модель A, 1905 год

Портфолио компании из Млада-Болеслава стремительно расширялось за счет выпуска новых автомобилей разных классов, правда, объемы производства каждой из моделей исчислялись только десятками и сотнями экземпляров, что соответствовало спросу: в начале XX века машина была в Европе предметом роскоши.

Гоночный Laurin & Klement FCR, 1909 год

К началу Первой мировой войны компания Laurin & Klement стала крупнейшим автопроизводителем Австро-Венгрии, империи с населением более 50 млн человек, в состав которой входила и Чехия. При этом значительная часть машин, выпускаемых в Млада-Болеславе, экспортировалась – как в Европу, так и за ее пределы. В Российской империи, одном из ключевых рынков для чешской марки, автомобили из Млада-Болеслава прежде всего ценили за надежность конструкции. Испытания дорогами самой большой страны в мире выдерживали далеко не все модели других производителей, даже самых именитых.

Laurin & Klement серии S

16 апреля 1911 года, 110 лет назад, открылся Пражский автомобильный салон. Одно из главных мест на популярной выставке занимал стенд Laurin & Klement. Помимо коммерческой техники грузоподъемностью до 10 тонн и автобусов, вмещавших до 26 пассажиров, посетители мотор-шоу могли ознакомиться с линейкой новых легковых автомобилей из Млада-Болеслава. В том числе – с новой базовой моделью компании – Laurin & Klement серии S.

Дополнительная маркировка 12/14 HP имела отношение к бензиновому двигателю модели серии S и расшифровывалась так: 12 лошадиных сил – налоговая мощность, которая рассчитывалась по специальной формуле, 14 сил – фактическая мощность. Четырехцилиндровый бензиновый мотор имел водяное термосифонное охлаждение, боковое расположение клапанов (SV) и рабочий объем 1 771 см3. Мощный маховик располагался спереди, возле радиатора. Мотор, сцепление и 3-ступенчатая коробка передач представляли собой единый агрегат. Двигатель оснащался системой смазки Friedmann под давлением, с насосом. Зажигание – электрическое, магнето Eisenmann. Вкупе это обеспечивало простоту эксплуатации и общую надежность мотора.

В основе Laurin & Klement S была надежная рама лестничного типа, изготовленная из U-образного стального профиля. Неразрезные оси спереди и сзади поддерживались продольными листовыми рессорами. Тормозная система управлялась ножной педалью и воздействовала на часть карданного вала, распложенную сразу за коробкой передач. Помимо того, был еще и ручной тормоз – рычаг приводил в движение барабанные механизмы на колесах задней оси.

Рекламная брошюра Laurin & Klement Type S

В стандартное оснащение входили колеса, сделанные из прочных пород древесины: металлические части были лишь в наиболее нагруженных частях. Важным требованием к колесам того времени была простота разборки: на дорогах, где часто встречались гвозди от лошадиных подков, далекие от совершенства шины постоянно требовали ремонта.

Laurin & Klement S выпускался с 1911 по 1916 годы

За дополнительную плату производитель предлагал вариант колес с проволочными спицами, а после Первой мировой войны — и полностью стальные колеса производства Michelin. Компания Laurin & Klement поддерживала широкий ассортимент опций, чтобы соответствовать требованиям самых разных клиентов.

Максимальная скорость Laurin & Klement S составляла 50-60 км/ч. Успеху способствовал выбор кузовов. К начальным версиям с открытым верхом с двумя или четырьмя сиденьями добавился вариант Vienna в кузове ландо, лимузин Karlovy Vary, салон-лимузин Kavalier, купе для дам Lady и купе для джентльменов Doctor: последние различались в основном внутренним убранством. В числе легких коммерческих версий значились бортовой грузовик Fortschritt и специальная машина для перевозки багажа, получившая название Express.

Laurin & Klement Sg, выпускался с 1913 по 1917 годы

Компания постоянно модернизировала и улучшала S-серию, что подстегивало спрос. Каждое обновление получало специальный буквенный индекс – от Sa до So. Зачастую в производстве находилось несколько версий одновременно. С течением времени росла колесная база, увеличившись в конечном итоге с 2688 мм до 3220 мм.

Конфигурация четырехцилиндрового мотора оставалась неизменной, но рабочий объем вырос с 1771 см до 2413 см3. Мощность двигателя, в свою очередь, поднялась с 14 л.с. до 30 л.с. Динамические характеристики моделей серии S также удалось усовершенствовать благодаря увеличению числа ступеней в коробке передач с трёх до четырёх.

В 1918 году автомобили стали на заказ оснащаться электрическим стартером, при этом возможность запустить двигатель вручную сохранялась. Впрочем, из-за увеличенного рабочего объема и поднявшейся степени сжатия двигателя ручной запуск требовал хорошей физической подготовки. В 1920-х годах оригинальные ацетиленовые фары с карбидными газогенераторами уступили место намного более простым в эксплуатации электрическим фарам головного света.

За 14 лет существования на рынке модель Laurin & Klement S завоевала целый ряд спортивных трофеев. Среди самых заметных достижений — большая золотая медаль на гонках в Парме (Италия, 1913 год) и шестое место в общем зачете на сложнейшей гонке Targa Florio в горах Сицилии (1914). Особо были отмечены модели Se и So в чехословацком 2000-километровом пробеге на выносливость, проведенном в 1921 году.

С 1911 по 1925 год было произведено более 2000 автомобилей S-серии. Фактически, модель стала первой по-настоящему массовой в истории компании. Следующий бестселлер, 110-й серии, по объему выпуска почти достиг отметки в 3000 проданных экземпляров. Модель 110, выпускавшаяся с 1925 по 1929 год, интересна тем, что она была задумана как машина Laurin & Klement, и выпускалась первое время под этой эмблемой, а потом получила логотип Škoda – после того, как автомобильная компания из Млада-Болеслав стала частью машиностроительного объединения Škoda Works из чешского города Пльзень.

Laurin & Klement 110 Phaeton, выпускался с 1925 по 1929 годы

Традиция производства автомобилей массового сегмента с привлекательным соотношением цены и качества продолжилась и после объединения с крупным стратегическим партнером. Новые возможности, в том числе и финансовые, позволили наладить в 1929 году на заводе в Млада-Болеславе 200-метровую конвейерную линию, способную выпускать до 85 автомобилей в день. Это дало возможность удешевить производство при сохранении высокого качества продукции.

Первой моделью, выпускавшейся на новой линии, стала Škoda 422 (4 – число цилиндров, 22 – мощность в лошадиных силах). Автомобиль, появившийся на рынке весной 1930 года, продавался по цене от 33 000 крон. Госслужащий со средней годовой зарплатой 18 000 крон уже мог подумывать о такой покупке. С 1930 по 1932 годы клиентам было передано 3466 экземпляров модели Š 422.

Škoda 422

В марте 1934 года была поставлена первая партия Škoda Popular – автомобилей нового поколения из Млада-Болеслава. Появление этой модели можно было считать ответом на докатившийся к тому времени из Америки до Европы экономический кризис. Popular был нужной моделью в нужное время: надежной, современной, с привлекательной ценой.

Пожалуй, главным в 422-й машине была новая легкая и прочная трубчатая (хребтовая) рама с независимыми подвесками спереди и сзади. Инновационное решение улучшило и управляемость, и комфорт, при этом цена на автомобиль стартовала с отметки всего лишь 17 800 крон. Успех был гарантирован: с 1934 по 1947 год (производство возобновили после войны) было произведено 22,5 тыс. автомобилей модели Popular.

Škoda Popular

Еще одной важной вехой в истории чешского автопроизводителя стало появление автомобилей с несущим кузовом и заднемоторной компоновкой – Škoda 1000 MB. Для производства 1000 MB завод в Млада-Болеславе был серьезно реконструирован, что сказалось на объемах: с 1964 по 1969 год было выпущено более 440 тыс. экземпляров модели.

Škoda 1100 MB

Годовой объем производства фабрики в Млада-Болеславе 110 лет назад составлял 336 автомобилей. В 1914 году, на пике производства Laurin & Klement S, было сделано 453 машин. В 2020 году главное предприятие компании, которое по-прежнему находится в городе Млада-Болеслав, выпустило около 480 тыс. автомобилей.

i-TC.ru
Left Menu Icon