Неизвестные факты о рождении Нивы

Мы уже отпраздновали 45-летие Нивы, а мы до сих пор не перестаем удивляться, сколько всего с ней уже было и еще будет связано. В этот раз мы решили вспомнить особенно оригинальные факты из юности ВАЗ-2121, которые мало кто помнит и знает. Здесь и логотипы фальшивых марок, которыми украшали прототипы внедорожника на первых испытаниях, и другая советская техника с названием Нива, и многое другое.

Нива-крокодил

Из-за недостатка опыта по созданию собственных кузовов первые прототипы для испытания агрегатов Нивы были сделаны наспех по упрощенной схеме. Экспериментальные автомобили были открытыми, с брезентовым верхом и без какой-либо защиты от переворота — испытатели сами наварили сверху дуги безопасности

Неизвестные факты о рождении Нивы
Неизвестные факты о рождении Нивы

Из-за зеленого цвета кузова одного из прототипов их прозвали «крокодилами» — примерно в этот же период времени на советские экраны вышел тот самый мультфильм про крокодила Гену.

Фальшивые логотипы

Чтобы избежать лишних вопросов, на ранних прототипах Нивы использовались вымышленные логотипы и названия моделей. Так на «крокодилы» по просьбе испытателей были выточены таблички Formika, что по-латински переводилось как муравей, а спереди на их решетки радиатора вешался фальшивый логотип в виде креста.

Неизвестные факты о рождении Нивы

Более поздние прототипы украшали логотипами с буквой «F» на решетке радиатора, а на боковинах внедорожника и багажнике были надписи латиницей Free way — вполне в духе последующих экспортных названий Нивы на Западе.

Не узнаю вас в гриме

После «крокодилов» первые экспериментальные Нивы получили куда более привычные на вид кузова, которые постоянно дорабатывались. Какие-то части разрушались на бездорожье — у инженеров АвтоВАЗ просто не было опыта самостоятельного создания оригинального несущего кузова, а сотрудничество с Fiat уже подходило к концу.

Неизвестные факты о рождении Нивы

Запроси завод лицензию на внедорожник у итальянцев, те могли бы предложить только аппенинский «Гелендваген» — архаичный, военный Fiat Campagnola. Впрочем, глядя сколько времени производится G-Wagen, Campagnola легко представить в шоу-румах Lada и сейчас. Кстати, разница в возрасте «Гелендвагена» и Нивы составляет всего два года и советская машина на первых порах была не только комфортнее, но и, судя по продажам, популярнее.

Неизвестные факты о рождении Нивы
Неизвестные факты о рождении Нивы
Неизвестные факты о рождении Нивы
Неизвестные факты о рождении Нивы

Первые версии будущего серийного кузова имели округлые формы передка и круглые задние фонари. Более поздние тестовые экземпляры выглядели более знакомо, но все равно отличались характерными круглыми лампочками в «бровях» над решеткой радиатора и задними фонарями от ВАЗ-2103, которые были дополнены отдельными круглыми фонарями заднего хода.

Неизвестные факты о рождении Нивы

К моменту запуска внедорожника в производство на конвейер уже встала «новая» модель ВАЗ-2106, где лампочки заднего хода были интегрированы в фонарь, и их удачно позаимствовали и для Нивы — они продержались на производстве следующие 16 лет.

Крокодил Нива и «Чебурашка»

Одновременно с прототипами Нивы на АвтоВАЗе проходил испытания другой проект, который еще раньше «крокодилов» нарекли «Чебурашкой». На этой машине ставили эксперименты по созданию первой советской переднеприводной малолитражки.

Неизвестные факты о рождении Нивы
Неизвестные факты о рождении Нивы
Неизвестные факты о рождении Нивы

«Чебурашка» имел внутризаводской индекс Э1101, где буква «Э» означала экспериментальную разработку, но его судьба сложилась не так удачно.

Неизвестные факты о рождении Нивы
Неизвестные факты о рождении Нивы

Нас же больше интересует вторая версия «Чебурашки» ВАЗ-2Э1101, дизайн которой оказал большое влияние на Ниву. В итоге этот проект малолитражки так и не пошел в серию, но оказал большое влияние и на создание моделей ВАЗ-2121, и ВАЗ-2108 и даже запорожской «Таврии».

Дизайн Нивы

Экстерьер Нивы, пожалуй, стал самым оригинальным и запоминающимся в истории советского автомобильного дизайна.

Неизвестные факты о рождении Нивы

Во всяком случае, другие красивые советские автомобили, как, например, ГАЗ-21 «Волга», были нарисованы под большим влиянием западных автомобилей, а вот ВАЗ-2121 был очень самобытен.

Неизвестные факты о рождении Нивы

Автором экстерьера внедорожника был Валерий Павлович Семушкин, но немногие знают, что Семушкин отвечал и за внешность и Chevrolet Niva, и даже УАЗ Симбир — АвтоВАЗ тогда помогал ульяновцам в запуске новой модели.

Неизвестные факты о рождении Нивы

Что касается ведущего конструктора Нивы, Петра Михайловича Прусова, то он после работы над внедорожником участвовал в создании «Оки», а также семейства ВАЗ-2110, Chevrolet Niva и Lada Kalina.

Странное запасное колесо

Необычное расположение запаски под капотом конструкторы АвтоВАЗ подсмотрели у европейских автопроизводителей.

Неизвестные факты о рождении Нивы
Запасное колесо под капотом Renault 14

И если расположение запасного колеса сбоку от нивовского двигателя вам кажется неудачным, то у какого-нибудь Renault 14 тех же лет его клали прямо на мотор. Представьте как нагревались и двигатель, и запаска.

Еще одна Нива

Название «Нива» должно было навевать ассоциации с привычной сельской средой, для которой предназначался автомобиль — ведь это слово означает поля, обработанные для нужд сельского хозяйства.

Неизвестные факты о рождении Нивы
Комбайн СК-5 «Нива»
Zimin Vas/Wikimedia Commons

Впрочем, была и другая версия появления этого имени. Ведущий конструктор внедорожника, Петр Михайлович Прусов, как-то сказал, что название собрали из имен Наталья, Ирина, Вадим и Андрей — так звали детей главных конструкторов.

Кстати, в это же самое время с 1972 года в Ростове производили зерноуборочный комбайн СК-5 Нива, и на АвтоВАЗе не побрезговали сделать модель с аналогичным названием, хотя не знать они о нем не могли — СК-5 был самым распространенный советским комбайном.

Партия сказала «надо»…

Постройка первой партии ВАЗ-2121 была приурочена к XXV съезду Коммунистической партии Советского Союза, как одно из первых достижений будущей пятилетки.

Неизвестные факты о рождении Нивы

Тогда связывать эти вещи было в порядке вещей. Именем этого же съезда даже называли улицы в селах, завод радиодеталей и гидроусилителей. В итоге про съезд уже давно никто не помнит, а Нива живее всех живых.

Неизвестные факты о рождении Нивы

Надо сказать, предложение создать Ниву тоже исходило от партийного деятеля — председателя Совета министров СССР Косыгина. Приехав на АвтоВАЗ, он заметил, что выпуская для советских граждан вполне современные на тот момент Жигули, село опять оставили без достойного транспортного средства.

Неизвестные факты о рождении Нивы

По задумке новый автомобиль должен был не уступать по проходимости УАЗ-469 и ЛуАЗ-969 и при этом обеспечивать комфорт легковых Жигулей. Сперва зашел разговор о ВАЗ-2101 с повышенным клиренсом, который планировалось оснастить передним ведущим мостом — всё по образу подобию уже создававшихся советской промышленностью Москвич-410 или ГАЗ М-72.

Неизвестные факты о рождении Нивы

Это означало предельную унификацию и короткие сроки разработки. Возможно, создатели первой Нивы и пошли бы таким путем, но расчеты показали крайнюю хлипкость и плохую геометрическую проходимость 4-дверного кузова на бездорожье. Так ВАЗ-2121 получил крепкий и короткий трехдверный кузов. Так родилась идея Нивы. /m

i-TC.ru
Left Menu Icon