Почему АВТОВАЗ «убил» 1,8-литровый мотор (и правильно сделал)

Причин отставки двигателя ВАЗ-21179 довольно много, но первая очевидна. Первый парень потому и первый, что не похож на других, а это требует серьезных затрат, что в коллективе не приветствуется. Ведь для производства моторов 1,8 л требуются различные оригинальные детали, что может оправдать себя только при крупносерийном производстве.

Сегодня же заводу проще клепать движки 1,6 л – более простые и более дешевые ВАЗ-21129. Мало того – при ближайшем рассмотрении выясняется, что ничего «крутого» в моторе 1,8 л нет. Мощность – всего 122 лошади, хотя те же корейцы Hyundai/Kia G4FC при рабочем объеме 1,6 выдают 123 л.с. Расход – вообще сумасшедший: вазоводы прекрасно знают, что на XRay и Vesta с таким двигателем он может достигать 13 л /100 км. Не уложиться в «десятку» – нет, это несерьезно.

К сожалению, мотор кушает не только бензин, но и масло. Эта тема популярна на форумах: расход масла доходит до 0,5 литра на каждую тысячу километров пробега. Причем это наблюдается на машинах разного возраста – от юных до обкатанных. Конечно, канистра масла в багажнике никогда не помешает, но когда это становится непременным условием эксплуатации, невольно задумаешься: а мне это нужно?

Вторая причина отставки тоже очевидна. Продукцию ВАЗ приобретают не самые обеспеченные люди – это факт. А мотор ВАЗ-21179 тут же добавляет к ценнику примерно 70 тыс. рублей по сравнению с ВАЗ-21129. На фоне вышеупомянутых «успехов» по мощности и экономичности такая трата выглядит неразумной – разве что соседу похвастаться… Мало того, по каким-то скрытым от масс соображениям ВАЗ не предлагает для таких машин автоматическую коробку передач. Так что, похвастаться не получится.

Финансовую тему продолжает стоимость бензина. Вазоводы практически всегда заправляются более дешевым 92-м – тем более, что это разрешено автозаводом. И тут начинает проявлять себя очень неприятное «позвякивание», оно же – детонация. Почему электроника не сдвигает момент зажигания до исключения этой неприятности? Надо думать, что сдвигает, но этого оказывается недостаточно. Почему малофорсированный движок «звенит» – это вопрос не к потребителям. Сделали его таким, вот и звенит…

Следующая проблема – «втыковая». Как известно, при обрыве ремня ГРМ поршни на ряде моторов могут столкнуться с клапанами – привет, капремонт мотора! Обрыву ремня могут способствовать как его естественный износ, так и замасливание вследствие утечки масла, поломка водяного насоса и т.п. На моторах 1,6 л завод перешел на конструкцию поршней, предотвращающих их соударение с клапанами при нарушении фаз газораспределения. А вот двигатель 21179 так и остался втыковым.

Понятно, что за машиной надо следить, обеспечивая ей своевременное обслуживание, но, опять-таки, специфика вазовских потребителей такова, что регламент частенько игнорируется. Поэтому все технические решения должны быть как можно более «дуракоустойчивыми», а в данном случае этого нет. Отметим, что замена ремня ГРМ на моторе 21179 – это длинная процедура. Надо снимать впускной трубопровод, клапанную крышку, задающий диск датчика положения распредвала и т.п. А вот «плебейский» мотор с рабочим объемом 1,6 л позволяет обойтись без разборки половины двигателя.

Более редкий, но очень неприятный дефект, вызывающий разрушительные последствия, – это заклинивание редукционного клапана масляного насоса. Индикатор давления масла не горит, а у мотора – масляное голодание. Опять-таки – привет, капремонт.

На фоне всего вышесказанного получается, что отставка мотора (сейчас он ставится только на Lada XRay Cross) выгодна и заводу, и потребителям. Обидно: ведь ему всего лишь пять лет от роду. Однако налицо тот случай, когда лучшим лекарством от перхоти является гильотина…