Наш ДзенМой аккаунтПоделись ссылкойВход / РегистрацияУдалить из закладокПоиск по сайтуДобавить в закладкиМои закладки
Почему дешёвый бензин в СССР – это миф. Сравниваем цены и зарплаты тогда и сейчас

Почему дешёвый бензин в СССР – это миф. Сравниваем цены и зарплаты тогда и сейчас

Аналитики уверенно заявляют, что 70-е годы относятся к наиболее стабильному периоду в истории нашей страны. Цены относительно стабильны, дефицит – дело привычное, тунеядцев отслеживали и наказывали, а разовый проигрыш хоккейной «Красной машины» на чемпионатах мира и Олимпиадах считался катастрофой. Средней зарплаты уверенно хватало на продукты, коммуналку и на путевки в дома отдыха и санатории через профсоюзы по месту работы – а работали в те времена все. Слов типа «олигарх» практически никто не знал, а жулики старались не афишировать свои прибыли. Что до личного автомобиля, то он однозначно считался предметом роскоши. Позволить его себе могли далеко не все – как из-за высокой стоимости, так и потому, что в свободной продаже никаких машин не было – только по предварительной записи. Блатные и большие начальники – не в счет. 

Почему дешёвый бензин в СССР – это миф. Сравниваем цены и зарплаты тогда и сейчас

Сколько тогда зарабатывали? Официальные цифры такие: средняя зарплата в городах составляла примерно 120 – 150 рублей в месяц. При этом традиционно нищими считались инженеры, получавшие по 110 – 130 рублей – квалифицированные рабочие могли зарабатывать рублей по 300 – 400, а на предприятиях дальнего Севера – еще больше. Профессор мог получать рублей 500, известный клоун с Цветного бульвара – вдвое больше.

Что до цен, то они были следующими. Килограмм картошки – примерно 10 коп за кило, мандарины с апельсинами – около полутора рублей, батон хлеба – 20 копеек, молоко – 25 копеек за литр, вафельный стаканчик мороженого с кремовой розочкой – 19 копеек. Черно-белый телевизор – примерно 220 рублей, первый цветные телеприемники – 1200 рублей (позднее цена цветных «Рубинов» и «Радуг» постепенно снизилась до 650 рублей). А машины…

А машины были еще дороже. Примерный расклад такой: «Запорожец» – 3500 рублей, «Москвич» – 4500 рублей, ВАЗ-2101 – 5500 рублей, ГАЗ-24 – 9150 рублей. Для жигулей требовался бензин АИ-93, некоторые модификации остальных машин переваривали еще и А-76. Стоимость литра А-93  – 10 копеек, А-76 – 8 копеек. Заправка полного жигулевского бака обходилась в 3 руб 90 коп, а волговского – в 5 руб 50 коп ( или в 4 руб 40 коп, если дефорсированный мотор потреблял А-76).

Почему дешёвый бензин в СССР – это миф. Сравниваем цены и зарплаты тогда и сейчас

Теперь пересчитываем это применительно к зарплате. На 150 рублей можно было приобрести 1500 литров АИ-93 или 38 раз заправить Жигули.

А сегодня? Средняя зарплата россиян в ноябре 2020 года составила 49 тысяч 274 рубля – с округлением – 50 тыс. рублей. Цена АИ-92 на момент подготовки материала составляла в Москве примерно 45 рублей за литр. Значит, можно купить примерно 1111 литров АИ-92 – применительно к древним «Жигулям» получится 28 с лишним полных баков. На мой взгляд, это цифры одного порядка.

Почему дешёвый бензин в СССР – это миф. Сравниваем цены и зарплаты тогда и сейчас

А вот с ценами на автомобили ситуация все-таки поменялась. Лада Гранта стоит примерно пол-лимона – это в сто раз больше, чем жигули. А средняя зарплата поднялась ощутимее, чем в сто раз: сравните упомянутые выше 150 рублей и 50 000 рублей. Таким образом, получается, что машины стали ощутимо доступнее. Собственно, последствия этого мы и ощущаем через пробки и прочие оттенки поголовной автомобилизации населения. 

Те, кто не согласен с используемыми цифрами касательно зарплат, могут воспользоваться статистическими данными из любых источников, вызывающих доверие, и провести собственные расчеты.

i-TC.ru
Left Menu Icon