Почему мы неправильно называем автомобильные кузова

Классификация кузовов — самый несистематизированный раздел автомобильной энциклопедии. Обо всем другом — от единиц измерения мощности до стандартов экологичности — удалось договориться. По кузовам мир всё еще не может прийти к общему знаменателю. И всё таки мы поможем разобраться.

Даже пустяковый спор о хэтчбеках и лифтбеках может запылать холиваром. Попробуем добавить логики в этот хаос, а заодно объясним, почему вы, скорее всего, ошибаетесь в определении типа кузова.

Странная история мистера седана

Ответьте на простой вопрос. Что такое седан? Лес рук, конечно же… Почти никто не сомневается — это автомобильный кузов, который можно условно разделить на три части (объема) — капот, пассажирский салон, багажник.

Представительские седаны девяностых — современная классика

Вот вазовская «Копейка», например, типичный седан. И Mercedes-Benz W140 тоже. Как, впрочем, BMW 7-й серии, Daewoo Nexia и сотни других моделей.

ВАЗ-2109, он же Лада Самара
Почему мы неправильно называем автомобильные кузова
АЗЛК-2141 или Москвич Алеко
Почему мы неправильно называем автомобильные кузова

Вроде бы несложно. Теперь скажите, можно ли отнести к седанам ВА3-2109 и АЗЛК-2141 «Алеко»? «Разумеется, нет! — воскликнет возмущенное большинство. — Это же хэтчбеки! Кузов здесь скорее двухобъёмный — трюм не отделен от салона, а вместо крышки багажника — застекленная дверь».

Другими словами, мы только что определили разность кузовов автомобиля по форме задней части. В этой логике получается, что если багажник отдельный, как на классических «Жигулях» — перед нами седан. Автомобиль с покатой/вертикальной задней частью, как Лада Самара или VW Golf — это хэтчбек. Верно?

Почему мы неправильно называем автомобильные кузова
ГАЗ М1

Усложним задачу. Как определить тип кузова автомобиля ГАЗ М1? У знаменитой «эмки» вообще-то нет никакого «отдельного багажника» или «третьего объема». При этом во всех справочниках она проходит как седан. Гммм…

Citroen Traction Avant 11CV Commerciale, конец 1930-х годов
Почему мы неправильно называем автомобильные кузова
Citroen Traction Avant 11CV Commerciale, конец 1930-х годов
Почему мы неправильно называем автомобильные кузова

Никто не называл хэтчбеком и Citroen 11CV Commerciale. Хотя именно этот вариант «Траксьон Авана» отличался задней покатой двухстворчатой дверью вместо крышки багажника. Сегодня задним числом «Коммерсьяль» называют первым хэтчбеком в истории. Только в 1938-м такого слова никто не знал. «Хэтчбек» постучится в автомобильный вокабуляр только в 1960-х вместе с другими французом — Renault 16.

Renault 16, 1965 год
Почему мы неправильно называем автомобильные кузова
Renault 16, 1965 год
Почему мы неправильно называем автомобильные кузова
Renault 16, 1965 год
Почему мы неправильно называем автомобильные кузова

Как-то необычно это все, согласитесь. Предмет и определение, которое описывает его свойства, разделяет три десятка лет. Такое вообще возможно?!

У позднего Traction Avant 11CV Commerciale задняя дверь уже была не двухстворчатой, а цельной, как у современного хэтчбека
Почему мы неправильно называем автомобильные кузова
Citroen Traction Avant 11CV Commerciale 1955–1957 годы
Почему мы неправильно называем автомобильные кузова

Citroen всячески расхваливал многофункциальность 11CV Commerciale, но подходящего имени новаторскому кузову почему-то не потрудился найти. Не заморачивались и американцы из фирмы Frazer. Модель Vagabond 1951 года с двухстворчатой задней дверью и ниспадающей линией крыши считают первым американским хэтчем. Но 70 лет назад «Вэгабонд» значился в каталоге как Utility sedan — что-то вроде «универсальный седан».

Модель также выпускали под именем Kaiser DeLuxe Vagabond 4-door Utility Sedan
Почему мы неправильно называем автомобильные кузова
Kaiser DeLuxe Vagabond 4-door Utility Sedan, 1949 год
Почему мы неправильно называем автомобильные кузова
Kaiser DeLuxe Vagabond 4-door Utility Sedan
Почему мы неправильно называем автомобильные кузова

Почему? Вы удивитесь, наверное, но и Frazer Wagabond, и Renault 16, а также «девятка» и Volkswagen Golf — хэтчбеки лишь во вторую очередь. Прежде всего, все они именно седаны.

Посчитаем стулья

Не упали сразу на пол? Вы там держитесь — а мы попробуем все объяснить. Начнем, пожалуй, с этимологии, то есть самого значения слова седан.

Оно произошло от итальянского sedia (стул) или sieda (сидеть). Кому как нравится. Еще в XVII веке седанами в Европе называли носилки с кабиной для пассажира. В русском языке такое транспортное средство, передвигающееся с помощью «двигателя» мощностью в две человеческие силы, известно как паланкин.

Почему мы неправильно называем автомобильные кузова
Слово «седан» нередко фигурировало в названиях моделей наряду с другими обозначениями кузовов, значение которые также еще не затвердилось окончательно. На фото Studebaker Standard Six 4-door Sedan, 1925 год

Вот она, точка отсчета. Закрытая кабина (можно сказать, кузов) и место, а иногда и не одно, для сидения. Приделать к этому паланкину/седану колеса, добавить мотор и руль — получится автомобильный кузов.

В начале XX века, когда машин на дорогах становилось все больше и больше, начались робкие попытки систематизации кузовов. Седаном стали называть любой автомобиль с закрытым кузовом, в котором предусмотрено как минимум два ряда полноценных сидений. Всё то же самое, но в открытом варианте условились называть фаэтоном.

Городская легенда

Существует довольно популярная версия, мол, седан как тип кузова назван в честь французского города Седан, в котором якобы существовали именитые кузовные мастерские. Что сказать — ерунда, конечно. Седан, во-первых, славился прежде всего текстилем, а не каретами. А в главных — кузов седан во французском языке называется совсем иначе — berline.

Согласитесь, автомобиль прежде всего транспортное средство для перевозки людей и грузов, а уже во вторую, если не в третью очередь художественный объект. Во всяком случае, так было на заре автомобильной эры. Потому и классифицировать автомобильные кузова логичнее не по количеству дверей или форме багажника, а именно по прямому назначению машины.

Пятьдесят оттенков серого

Думаете, это все наши выдумки? Ничего подобного. На самом деле отраслевой стандарт министерства автомобильной промышленности СССР еще несколько десятилетий назад предписывал определять кузов автомобиля по назначению, а не дизайну.

И какой бы непривычной ни казалась эта классификация (а другой внятной системы в любом случае не существует), её логика близка к безупречной. Если взять за базис количество сидений, определять тип автомобильного кузова куда проще.

Почему мы неправильно называем автомобильные кузова
ГАЗ М20 «Победа»

По сути, и «копейка», и «девятка», и «Октавия», и «Победа» — это седаны, ведь имеют пассажирский кузов с двумя рядами сидений. Разница в форме кормы только уточняет разновидность седана. Скажем, ВАЗ-2101 — это классический седан, он же нотчбек. Покатая задняя дверь «восьмерки» или «девятки» делает их седан-хэтчбеком.

Почему мы неправильно называем автомобильные кузова
Skoda Octavia, 1996 год

Любители измерять угол наклона крыши считают, что пологая нисходящая линия задней двери, которая заканчивается небольшой ступенькой, делает автомобиль не хэтч-, а лифтбеком. Типичный пример — Skoda Octavia последних четырех поколений или «Иж-Комби». Есть ещё седан-фастбек — тот же ГАЗ М20 «Победа» — линия крыши которого плавно, ничем не прерываясь, опускается до самого заднего бампера. Фастбеком также неофициально называют в AMG свой 4-дверный GT.

В каждом из этих случаев первично количество рядов для сидения. Именно оно определяет все перечисленные модели как седаны. Форма задней части, повторимся, лишь указывает на один из многочисленных оттенков: нотчбек, хэтчбек, лифтбек или фастбек.

Почему мы неправильно называем автомобильные кузова
Двухдверный седан Ford V8 Standard Tudor Sedan, 1935 год

Кстати, количество дверей роли не играет. Поэтому седаны могут быть двухдверными — Ford Tudor, BMW E21, Skoda 1100 MBX, шестидверными — Mercedes-Benz V124 и даже восьмидверными — Checker Aerobus. Помните, минимум — два ряда сидений, ну а максимум никто не ограничивал.

Почему мы неправильно называем автомобильные кузова
Checker Aerobus

Может ли купе быть четырехдверным?

Привыкнуть к такой классификации непросто. Наверняка, ваше первая реакция — отрицание. Но когда вы, наконец, доберетесь до принятия ситуации сами поймете — в системе рекомендованной министерством автомобильной промышленности СССР больше разумного, чем сомнительного.

Например, классификация по назначению дает ответ на вопрос, бывают ли вообще четырехдверное купе? Он очень легкий — нет, конечно.

Почему мы неправильно называем автомобильные кузова
Mercedes-Benz CLS, 2004 год

Помните, как с легкой руки мерседовских маркетологов четырехдверным купе стали называть первый CLS в кузове C219? Потом этой же дорожкой пошли VW Passat CC, Audi A5 Sportback, BMW 8-series Gran Coupe…

Почему мы неправильно называем автомобильные кузова
Mazda RX-8 — четырехдверное купе в буквальном смысле, и это хорошее напоминание о том, что не всегда надо пытаться разложить все исключения по полочкам правил. Ведь создание автомобильного кузова — это не в последнюю очередь художественное творчество

Но вот заковыка: купе — это двухдверный легковой автомобиль с одним основным или одним основным и одним дополнительным (так называемым детским) рядом сидений. Значит и 4-дверное купе — оксюморон, а все перечисленные модели — седаны.

(С другой стороны, обсуждать «четырехдверное купе» как термин — дело зануд. Пуристы, у вас ведь нет проблем с сухим вином? — прим. ред.)

Разберем по полочкам

Количество мест решает если не всё, то многое. Именно этим, например, родстер отличается от кабриолета. Родстер — автомобиль с откидным верхом и двумя сиденьями, а кабриолет — с четырьмя. Причем неважно, полноценный задний ряд или «детский». (В классическом определении кабриолетом называется открытый кузов с фиксированными рамками боковых окон, а родстером — кузов без этих рамок. Однако кабриолеты в этом строгом понимании давно исчезли, и сегодняшнее устоявшееся разделение между кабриолетом и родстером по числу мест представляется логичным и удобным — прим. ред.)

Эти Мерседесы — 100-процентные кабриолеты без всяких трактовок
Почему мы неправильно называем автомобильные кузова
Это кабриолет в современном понимании
Почему мы неправильно называем автомобильные кузова
А вот такая открытая «Победа» — пример кузова кабриолет в его устаревшей версии, которая сегодня только вносит путанницу с фаэтоном
Почему мы неправильно называем автомобильные кузова

Определить разницу между универсалом и хэтчбеком сложнее. Здесь на помощь придет объем багажного отсека — обычно в универсале он заметно вместительнее. Есть и косвенная подсказка: пятидверные хэтчбеки с двумя боковыми окнами встречаются сплошь и рядом, а вот у пятидверного универсала их всегда три.

Почему мы неправильно называем автомобильные кузова
Универсал и хэтчбек Volkswagen Golf

А что отличает лимузин от седана? Думаете, длина кузова или количество дверей? Нет. Лимузин — это пассажирский кузов, в котором водительский ряд сидений отделен от пассажирского салона перегородкой — сплошной или подъемной.

Mercedes-Benz 600 (W100) — настоящий лимузин. Пассажирский салон отделен от переднего ряда сидений перегородкой
Почему мы неправильно называем автомобильные кузова
Mercedes-Benz 600 (W100) — настоящий лимузин. Пассажирский салон отделен от переднего ряда сидений перегородкой
Почему мы неправильно называем автомобильные кузова
Mercedes-Benz 600 (W100) — настоящий лимузин. Пассажирский салон отделен от переднего ряда сидений перегородкой
Почему мы неправильно называем автомобильные кузова
Mercedes-Benz 600 (W100) — настоящий лимузин. Пассажирский салон отделен от переднего ряда сидений перегородкой
Почему мы неправильно называем автомобильные кузова

Что мешает назвать лимузином, например, коммерческий фургон вроде Fiat Ducato или «Газели»? Ответ тоже прост. Фургон, в отличие от лимузина — это грузопассажирский, а не легковой кузов. По той же, кстати, причине пикап, даже со сдвоенной кабиной и двумя рядами сидений, никак не может считаться седаном. Всё логично, всё по полочкам.

Что ты такое?

Даже столь прозрачная и четкая система, как классификация автомобильных кузовов по назначению, иногда сталкивается со сложными случаями.

Например, разница между купе и двухдверным седаном сводится к размерам заднего дивана. Если считать его основным — седан, если — дополнительным — купе. Таким образом, в славные ряды купе прямиком в компанию к Porsche 911 или Ferrari Testarossa формально можно записать, например, «Оку» или «Таврию». Закон суров, но это закон.

Почему мы неправильно называем автомобильные кузова
Этот Volkswagen Polo скорее двухдверный седан, чем купе

А как определить принадлежность, например, Jeep Wrangler? Что он такое: универсал, как и большинство внедорожников? Или все-таки фаэтон — раньше так называли автомобили со съемным, но нескладываемым верхом, пристяжными окошками и минимум двумя рядами сидений? Второй вариант кажется более предпочтительным, учитывая минимальный объем багажника и съемную крышу американца. Ему вполне подходит.

Jeep Wrangler c его возможностями трансформации не показывает никакого пиетета по отношению к попыткам классифицировать его кузов
Почему мы неправильно называем автомобильные кузова
Jeep Wrangler c его возможностями трансформации не показывает никакого пиетета по отношению к попыткам классифицировать его кузов
Почему мы неправильно называем автомобильные кузова
Jeep Wrangler c его возможностями трансформации не показывает никакого пиетета по отношению к попыткам классифицировать его кузов
Почему мы неправильно называем автомобильные кузова
Jeep Wrangler c его возможностями трансформации не показывает никакого пиетета по отношению к попыткам классифицировать его кузов
Почему мы неправильно называем автомобильные кузова

На самом деле редких кузовов и затруднительных определений ещё очень и очень много. Сегодня мы только приоткрыли первую страничку нашего кузовного ликбеза. В следующий раз отдельно поговорим о сложных случаях. Про универсалы повышенной вместимости, таргу, ландоле и прочие брогэмы. /m

i-TC.ru
Left Menu Icon