Почему Webasto начала делать аккумуляторы и подогреватели для электромобилей и причём здесь Россия

В развитых странах политика еще жестче: уже с августа 2021 г. в ЕС введена обязательная квота на электробусы, а к концу 2025 г. 45 % всех вновь зарегистрированных транспортных средств должны быть «не эмитирующими». Многие страны, такие как Германия и Норвегия, рассчитывают полностью запретить продажу новых автомобилей с ДВС уже в 2025–2030 годах. Бурно развивается рынок электротранспорта в Китае и США, раньше не отличавшихся борьбой за экологию. Но сегодня более 90 % мирового парка электробусов сосредоточено в КНР, а в Америке отдельной отраслью бизнеса стал перевод грузовых автомобилей на электропривод (примерно как у нас – на газ).

Производство батарей Webasto CV.

В связи с этими трансформациями Webasto предлагает ряд весьма интересных прогрессивных решений. Так, лидером рынка стал высоковольтный подогреватель HVH (High Voltage Heater), который используется не только для отопления салона, но и для поддержания температурного режима батарей. А в последние годы «Вебасто» активно осваивает новую для себя продукцию – тяговые батареи для электромобилей и электробусов.

Высоковольтный подогреватель HVH используется не только для отопления салона, но и для поддержания температурного режима батарей.

На выставке «Электротранс» в мае этого года компания впервые представила в России тяговые батареи собственного производства Webasto CV. Они разработаны на базе никель-марганцево-кобальтовых ячеек Samsung с учетом огромного опыта работы «Вебасто» в автомобильной промышленности и консультаций с клиентами компании, а это практически весь топ мировых автопроизводителей.

Батареи Webasto CV разработаны на базе никель-марганцево-кобальтовых ячеек Samsung.

Главная особенность батарей Webasto CV – модульный подход. Они поставляются в виде полностью работоспособных, сертифицированных и оттестированных модулей. Объединив несколько модулей с помощью коннектора Webasto VIB, можно создать систему мощностью до 350 кВт, рассчитанную на напряжение 400 или 800 В (возможна конфигурация до 10 батарейных блоков, сформированных из элементов любого форм-фактора). Такая концепция рассчитана, прежде всего, на мелкосерийные проекты и стартапы, не предполагающие высокозатратную разработку батарей с нуля. Webasto CV воплощает в жизнь принцип Plug-and-Play. Это позволяет устанавливать ее в качестве источника тока как при производстве, так и при переоборудовании транспортных средств.

Объединив несколько модулей с помощью коннектора Webasto VIB, можно создать систему мощностью до 350 кВт.

Потенциальных клиентов заинтересует и комплексность предложения немецкой компании. Ведь наряду с батареями Webasto предлагает и системы терморегуляции для них, а здесь опыт и возможности у нее колоссальные! Кроме того, в ее ассортименте есть источники тепла для обогрева как салона транспортного средства, так и самих батарей – это проблема, с которой мировые производители сталкиваются в немногих странах, а в России она стоит наиболее остро. Это традиционные дизельные подогреватели, а также уже снискавшие популярность высоковольтные нагреватели с нагревающим слоем на основе нанотехнологий, обеспечивающим КПД более 95 %.

Высоковольтный подогреватель имеет плоский корпус размером с тарелку.

Большое преимущество «Вебасто» в России – широкое непосредственное присутствие на российском рынке. Компания наряду с центральным офисом имеет 4 филиала и более 50 региональных представителей, каждый из которых готов оказать поддержку в электрификации.

Принцип Plug-and-Play позволяет устанавливать батарею Webasto CV в качестве источника тока как при производстве, так и при переоборудовании транспортных средств.

Но сегодня в Европе основное направление работы «Вебасто» – электробусы и коммерческий электротранспорт. Клиенты особо ценят «автомобильные гены» компании и ее огромный опыт в производстве отопителей и кондиционеров, а главное – в создании сложных климатических систем. Ведь «Вебасто» может не только предложить отдельные элементы, но и разработать систему, включающую в себя модули тяговых батарей, коммутатор, через который они управляются электроникой автомобиля, аппаратуру поддержания теплового режима и источник тепла – уже упомянутый подогреватель HVH. Кстати, поддержание теплового режима высоковольтных аккумуляторов является определенной проблемой для электромобилей. Ведь уже при +5 оС и ниже ее отдача начинает существенно снижаться. Поэтому даже на «чистых» электромобилях используются жидкостные системы отопления, позволяющие распределить тепло для обогрева и салона, и батарей. А значит, нужен надежный и эффективный источник тепла.

Прибор объемом 1,7 л и весом 2 кг вырабатывает 7 кВт – сравните с размерами и весом киловаттного «дедушкиного» кипятильника!

Еще несколько слов о HVH. Инновационный высоковольтный подогреватель имеет плоский корпус размером с тарелку, внутри которого заключен теплообменник с поверхностью сложной формы, покрытой тонким слоем специального вещества, выполняющего функцию нагревательного элемента. Сочетание сложной топологии поверхности и нанотехологий покрытия обеспечивает фантастические характеристики. КПД нагревателя превышает 97 %, то есть почти вся расходуемая им электроэнергия не просто превращается в тепло, но и передается теплоносителю, а не рассеивается в окружающее пространство. Прибор объемом 1,7 л и весом 2 кг вырабатывает 7 кВт – сравните с размерами и весом киловаттного «дедушкиного» кипятильника! При этом в конструкции не используются дорогие и вредные для экологии редкие металлы и свинец. В настоящее время отопители HVH устанавливаются исключительно на заводах-производителях автомобилей. При этом Webasto работает в этом направлении не только с крупными компаниями, такими как Ford Motors, но и с небольшими, которые занимаются переоборудованием, например, грузовиков на электрический привод. Это направление становится все более популярным как за рубежом, так и в России. О некоторых наших проектах с HVH мы расскажем в ближайшем будущем.