Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия

Мир почти не заметил исчезновения марки Datsun: подумаешь, закрылся производитель бюджетных машинок для стран третьего мира! А ведь полвека назад этот бренд был одним из символов японского экономического чуда — вместе c бытовой электроникой Sony и Panasonic, мотоциклами Yamaha и Kawasaki, или скоростными поездами Shinkansen. В семидесятые марка Datsun со своими надёжным практичными машинам заслужила уважение западных покупателей, а их харизматичные недорогие спорткары и вовсе приобрели поистине культовый статус. Правда, уже в восьмидесятые компания Nissan отказалась от этой марки, а попытка в наше время возродить бренд на развивающихся рынках стала бесславным провалом. Мы прощаемся с легендарной маркой и вспоминаем их ключевые модели.

На самом деле, история марки уходит корнями в самое начало прошлого века — к фирме DAT Motorcar Co. Аббревиатуру составили из фамилий отцов-основателей компании: Ден, Аояма, Такеучи.

К Ниссану она не имела тогда ровным счётом никакого отношения, и занималась в основном лёгкими грузовиками. А когда в 1931 году взялась за производство легковушек с крохотными полулитровыми моторчиками, то дочернему подразделению выбрали название Datson — «сын DAT».

Спустя два года название немного подрихтовали для благозвучности — ведь «son» по-японски было созвучно со словом «потеря». Примерно тогда же, в 1933 году, DAT попал под контроль металлургической фирмы Tobata Casting, входившей в группу компаний Nissan.

Первые дни

Первые Датсуны были скромны — мягко говоря. Что Datson 10 образца 1931 года, что его обновлённый вариант Datsun 11 образца 1932 года были маленькими примитивными машинками — всего 2,7 метра длиной, с поллитровым нижнеклапанным моторчиком мощностью всего 10 лошадиных сил.

Datson 10, 1931 год

Объём двигателя был ограничен законодательно, а после изменений в нормативах его увеличили до 749 «кубиков». По всей видимости, японцы ориентировались на конструкцию английского Austin 7 — популярной и недорогой машинки.

Промышленное производство

Поначалу нормального промышленного производства у Датсуна, по сути не было — так что объёмы выпуска были невелики. Всё изменилось в 1935 году, когда открылся завод в Йокогаме, организованный по фордовским принципам производства. Фактически, это можно считать моментом рождения настоящего промышленного производства автомобилей в Японии.

На новом заводе освоили выпуск модели Datsun 14 — симпатичной, хоть и примитивной машинки длиной всего 2,8 метра. Которая, кстати, получила новый мотор объёмом 722 кубических сантиметра — по-прежнему нижнеклапанный, но мощнее прежнего (15 лошадиных сил).

Datsun 14
Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия
Datsun 14
Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия
Datsun 14
Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия

Прямо ли японцы скопировали британский Austin 7 Ruby, или сделали свою собственную машину «по мотивам» — историки спорят до сих пор. Но сходство было настолько велико, что британский автомагнат Герберт Остин попросил своего представителя в Австралии купить и доставить машину в Англию. Впрочем, судебного разбирательства не последовало: свидетельство ли это оригинальности японской разработки, или мудрости бизнесмена — мы не знаем. Но уже после Второй мировой войны японцы заключили с англичанами соглашение и приступили к выпуску по лицензии седанов Austin A40 и A50.

Послевоенное развитие

Перечислять все модели, выпускавшиеся под маркой Datsun после окончания Второй мировой войны, мы, конечно, не будем: они лишь наследовали довоенным машинам. Но для Датсуна 110 серии, вышедшего в 1955 году, просто обязаны сделать исключение. Ведь это был первый полностью новый легковой автомобиль, разработанный компанией Nissan после Второй мировой войны!

Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия

Безусловно, эта крохотная модель длиной всего 3,9 метра не была новым словом в технике: рамная конструкция, много заимствований у английского Остина (например, коробка передач), и даже некоторое внешнее сходство с ним — в те времена Nissan выпускал по лицензии Austin A40 и A50.

А уж двигатель был воплощением архаики: 860-кубовый четырёхцилиндровый моторчик мощностью 24 силы восходил к конструкции тридцатых годов — имел нижнеклапанное газораспределение и двухопорный коленвал.

Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия
Пикап Datsun 120

Наиболее массовым был кузов седан, но небольшими партиями выпускались также универсалы и кабриолеты. Кроме того, на усиленном шасси этой модели были созданы фургоны и пикапы 120 серии. Не исключено, что именно пикапы «L123», партию которых изготовили для заказчика на Ближнем Востоке, стали первыми Датсунами с левым расположением руля.

Американская авантюра

Новый мотор в прежнем кузове — вот что представлял собой Datsun 210 серии, вышедший в 1957 году. Разрабатывать двигатель C-серии помогал консультант из Детройта — инженер Дэвид Стоун, убедивший японцев взять за основу 1,5-литровый двигатель Austin B-серии. Литровый верхнеклапанный «мотор Стоуна» развивал 37 лошадиных сил. У себя на родине новая модель впервые получила имя собственное — Bluebird. Впрочем, за рубежом он продавался просто как Datsun 1000 или Datsun 1200 — это был экспортный вариант с двигателем 1.2 мощностью 48 сил.

Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия
Datsun 1000

Этой моделью Datsun впервые заявил о себе в Америке. Весной 1958 года машину показали на автовыставке в Калифорнии, а в июне малолитражки начали поставлять в США: американцам предлагался четырёхдверный седан за 1616 долларов, трёхдверный универсал за 1818 и пикап за 1588 долларов. Сенсации Датсуны не совершили, но в первый же год удалось продать 1300 машин — помог спад в американской экономике, повысивший спрос на дешёвые машины.

Datsun в ходе пробега по Австралии
Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия
Datsun в ходе пробега по Австралии
Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия

В том же 1958 году команда Datsun приняла участие в 19-дневном пробеге по Австралии протяжённостью 16 тысяч километров, победив в младшей категории «до 1 литра» — что помогло старту продаж на Зелёном континенте. В общей сложности в 1958 году за пределы Японии было поставлено 3200 Датсунов.

Встречай, Европа

Новый Bluebird 310 серии, производство которого наладили в 1959 году, сохранил рамную конструкцию, прежние двигатели и коробки передач, но получил новый кузов в американском духе. Впрочем, продажам в США это не особенно помогло.

Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия
Datsun Bluebird 310 серии

Важность этой модели в другом: с ней японцы принялись осваивать рынки европейских стран, в 1962 году начав поставки в Финляндию. Недорогой автомобиль пришёлся ко двору небогатым финским автомобилистам: его простая и прочная конструкция подходила для страны Суоми с её многочисленными грунтовками и минимальным количеством асфальтированных шоссе. Так, уже на второй год Datsun вышел на четырнадцатое место по объёму продаж на финском рынке.

Родстер по английскому рецепту

Японцы экспериментировали с маленькими спорткарами ещё с конца пятидесятых годов. Впрочем, маломощные родстеры с полукустарным кузовом из пластика не стали популярны — всего было выпущено чуть больше пяти сотен машин типа S211 и SPL212/SPL213.

Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия
Datsun Sports S211

А вот новый родстер, представленный на Токийском автосалоне в 1961 году, был гораздо более совершенной машиной — и смог заинтересовать американских покупателей, тогда только входивших во вкус маленьких родстеров из Англии.

Datsun 1500 Roadster
Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия
Datsun 1500 Roadster
Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия
Datsun 1500 Roadster
Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия

Datsun Roadster вышел на американский рынок в октябре 1962 года — практически одновременно с английским MG B. Рецепт спорткара был очень прост: немного усиленное рамное шасси от Datsun Bluebird 310 серии (с двухрычажной подвеской спереди и обычным мостом на рессорах сзади) и сравнительно мощный 71-сильный мотор 1.5 от большого седана Nissan Cedric, накрытые элегантным кузовом работы Хидехиро Иизуры.

Машина была оснащена богаче европейских конкурентов и продавалась дешевле их — благодаря чему пользовалась хорошим спросом у американских покупателей. У себя на родине родстер продавался под названием Fairlady, но в США шёл с обычным цифровым индексом.

Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия
Datsun 2000 Roadster

С 1965 года родстер получил новый мотор 1.6 мощностью 90 лошадиных сил, полностью синхронизированную коробку и дисковые тормоза спереди, за счёт чего стал пользоваться спросом у гонщиков-любителей. А в 1967 года машина получила двухлитровый верхневальный мотор мощностью 145 лошадиных сил и пятиступенчатую коробку передач, которые вывели родстер на новый уровень по динамике. В общей сложности с 1962 по 1970 год в США было продано 38 557 родстеров!

Синяя птица взлетела

Новое поколение Datsun Bluebird стало для компании серьёзным шагом вперёд: вышедшая в 1963 году машина «410 серии» получила несущий кузов, интересную внешность от ателье Pininfarina и линейку моторов объёмом от 1,0 до 1,6 литра мощностью 48–90 лошадиных сил (самый мощный ставился на спортивную версию Bluebird SSS).

Datsun Bluebird 410 серии
Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия

Журналисты американского издания Car and Driver отмечали невероятный прогресс Датсуна, хотя и жаловались на слишком жёсткую подвеску, а авторы Motor Trend писали о бодром моторе. Новинку даже сравнивали с BMW 1600!

Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия
Пожалуй, Datsun Bluebird 410 серии можно счиатть первым Датсуном, который массово шёл на экспорт

Благодаря новой модели продажи Датсуна в США всего за три года выросли в семь с лишним раз, к 1966 году достигнув 29 239 машин. А, скажем, в Финляндии новый Bluebird вывел японскую марку на шестое место в рейтинге популярности за 1964 год.

Японский BMW

А вот следующее поколение Datsun Bluebird (510 серия), представленное в 1967 году, стало настоящим прорывом. Команда шеф-инженера Нобору Ота проектировала машину с оглядкой на лучшие образцы европейской техники. Пожалуй, главной особенностью модели была очень продвинутая для конца шестидесятых конструкция шасси — с подвеской на стойках MсPherson спереди и независимой схемой на косых рычагах сзади (нормой в те годы был неразрезной мост даже для гораздо более дорогих машин).

Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия
В Японии Datsun Bluebird, в Европе — Datsun 1600, в США — Datsun 510

Плюс современные и мощные моторы — верхневальные «четвёрки» L-серии объёмом 1,3, 1,4 и 1,6 литра мощностью от 72 до 109 лошадиных сил, в зависимости от уровня форсировки (топ-версия SSS оснащалась парой горизонтальных карбюраторов Hitachi). В США поставлялся только вариант с мотором 1.6 мощностью 96 лошадиных сил.

Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия
Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия

Удачная внешность, угловатая и с динамичными пропорциями — работа Теруо Учино. Предлагалось три типа кузовов: четырёхдверный седан, двухдверное купе и пятидверный универсал. Американские автожурналисты не скупились на комплименты в адрес Datsun 510 (именно так он назывался в США), отмечая его динамику, хорошее оснащение, доступную цену (от 1996 долларов) и в целом высокий уровень конструкции. В США с 1967 по 1973 реализовали более 300 тысяч машин, а во всём мире — под 400 тысяч. «Пятьсот десятые» пользовались спросом в Австралии и Южной Африке.

Datsun 510 команды Brock Racing Enterprise
Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия
Datsun 510 команды Brock Racing Enterprise
Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия

Кроме того, благодаря мощным моторам и совершенному шасси модель оказалась крайне популярной у спортсменов. В Австралии этот Datsun долгие годы был самым популярным автомобилем для ралли, а в США его полюбили гонщики-кольцевики. Символом гоночных успехов Датсуна стала команда BRE (Brock Racing Enterprises) американского гонщика Питера Брока, которая два года подряд выигрывала чемпионат Trans-Am в классе до 2,5 литра.

Самый популярный спорткар семидесятых

Серия двухдверных «Z-каров» — живое олицетворение маркетингового гения «Мистера К», главы американского подразделения Ютаки Катаямы. Эффектный и элегантный дизайн — работа Акио Йошида и Кумео Тамура под руководством шеф-дизайнера Йошихико Матсуо. Пожалуй, главный секрет этого спорткара — невероятно удачное сочетание стильной внешности, высоких характеристик, простой и надёжной механики с низкой ценой (3500 долларов).

Datsun 240Z
Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия
Datsun 240Z
Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия
Datsun 240Z
Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия
Datsun 240Z
Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия
Datsun 240Z
Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия

Японцы проявили мудрость, вместо экзотических решений совместив в своём спорткаре элементы массовых моделей: например, переднюю подвеску взяли у седана Nissan Laurel, а рядную «шестёрку» — от представительского Nissan Cedric.

Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия
Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия

При этом 150 сил от мотора 2.4 давали Датсуну 240Z энерговооружённость как у Porsche 911, а технологии массового автопрома делали машину надёжной и дешёвой — в США она продавалась всего за 3500 долларов. В свою очередь, недорогие спорткары вроде Chevrolet Camaro не могли сравниться с Датсуном в проработанности конструкции и качестве исполнения.

Длиннобазный вариант получил второй ряд сидений — конечно, маленьких, детских
Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия
На этом фото можно сравнить внешность длиннобазной версии с базовой машиной
Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия
Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия

В 1974 году объём двигателя нарастили до 2,6 литра и начали выпускать длиннобазный вариант с маленькими задними сиденьями, в 1975 году появилась версия с двигателем 2.8. C 1969 по 1979 год Datsun продал за пределами Японии невероятные 459403 спорткара — 90% из которых поглотил американский рынок.

Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия
Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия

Японское купе засветилось в кольцевых гонках — американские команды Bob Sharp Racing и Brock Racing Enterprises неоднократно добивались успеха в чемпионате SCCA. Гораздо удивительнее, что спорткар отлично подошёл и для многодневных африканских ралли. Благодаря прочной конструкции машина выживала в самых суровых условиях — свидетельством тому победа Шехара Мехта в Ралли Сафари 1973 года.

Мода на мини

Если в США ударной силой Датсуна стали спорткары, спортседаны и пикапы, то в Европе были востребованы совершенно другие автомобили — компактные и экономичные.

Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия

Так что европейцам Datsun запомнился в семидесятые по крохотным переднеприводным седанчикам и хэтчбекам Cherry странноватого дизайна. А точнее, Datsun 100A и 120 A — ведь именно под такими индексами они поставлялись на экспорт.

Поговаривают, что это была разработка фирмы Prince, которую Nissan поглотил в 1966 году: отсюда прогрессивная конструкция с независимой подвеской всех колёс и поперечным расположением силового агрегата (правда, коробка передач располагалась под двигателем, как у Mini, но работала в собственной масляной ванне).

Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия

Компактные и недорогие машинки с моторами 1.0 и 1.2 неплохо продавались — особенно в Великобритании, где местный автопром трясло от кризиса, постоянных забастовок и ужасного качества машин. А Cherry второго поколения с индексом F10, производство которых началось в 1974 году, даже продавались в США — когда из-за нефтяного кризиса там нежданно возник спрос на экономичные машины. Кстати, эта модель — прямой предшественник компактного Nissan Micra/March.

Легенда Африки

А вот компактные седанчики Datsun Sunny были настоящим оплотом консерватизма: задний привод, рессорная подвеска сзади… Машины второго поколения с заводским индексом В110 продавалось в Японии, Австралии, США, Южной Африке, Португалии и Финляндии.

Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия

Но настоящим феноменом стал пикап, созданный на их основе. Маленький заднеприводный грузовичок выпускали на протяжении 37 лет! В 1971 году началось производство в Японии, в 1976-м сборку перенесли в Южную Африку, а в середине восьмидесятых производство было полностью локализовано, и машину производили на заводе в пригороде Претории без перерывов вплоть до 2008 года. Более долгой карьерой может похвастать разве что уазовская «буханка».

Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия

Как и все пикапы в Южной Африке, Datsun называли «bakkie» — от голландского «bak», «кастрюля». Но японский грузовичок получил и имя собственное — двусмысленную кличку kanniedood, что на африкаанс означает «не может умереть».

Простой как три рубля

Datsun Sunny B210 был одной из первых моделей Datsun, широко продававшихся по всей Европе. И хотя это была зауряднейшая малолитражка очень консервативной конструкции — заднеприводная, с мостом на рессорах, но оказалась настоящим хитом. Потому что появилась вовремя: как раз к началу нефтяного кризиса 1973 года.

Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия
Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия

В одной только Великобритании за пять лет, с 1973 по 1978 год, было продано 150 тысяч машин с индексом 120Y. Надёжностью и дешевизной Datsun переманил на свою сторону английских автомобилистов, уставших от причуд родного автопрома.

Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия
Купе Datsun Sunny — в данном случае это «заряженный» вариант 160Z для южноафриканского рынка

А всего в мире было продано около двух миллионов машин! Машинка с простым нижневальным мотором объёмом 1,2 или 1,4 литра отличалась хорошим оснащением и была очень надёжна, но имела посредственную управляемость и вдобавок очень страдала от коррозии.

Исключение из правил

Легковые машины под маркой Nissan начали выпускать лишь в 1960 году — первенцем стал большой и престижный седан Cedric. С тех пор внутри Японии параллельно продавались автомобили двух брендов — Datsun для машин поменьше и Nissan для более крупной и престижной техники.

Но вот для экспорта всю продукцию решили брендировать как Datsun. Руководство компании опасалось, что марку Nissan могут встретить враждебно, поскольку в годы Второй мировой войны компания поставляла военную технику Императорской армии Японии.

Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия

Из этого правила было одно-единственное исключение — Nissan Patrol. Например, в США в шестидесятые годы эти внедорожники спокойно стояли в шоу-румах среди «Датсунов». Но в ряде регионов была обратная ситуация: внедорожник знали как Datsun Patrol — скажем, как в Австралии или большинстве стран Европы. Впрочем, к 1984 году Patrol на большинстве рынков вновь стал Ниссаном.

Жизнь после смерти

В начале восьмидесятых компания Nissan взялась масштабнейший ребрендинг: было решено постепенно выводить марку Datsun из употребления. На это потратили около полумиллиарда долларов!

Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия

В 1986 году бренд окончательно исчез: все машины стали называться Nissan. За одним исключением — на внутреннем рынке Японии слово «Datsun» стало названием модели пикапа Nissan D21. В большинстве стран мира этот грузовичок знали как Nissan Navara или King Cab. А вот в Японии его продавали как Nissan Datsun — и именно в таком качестве он знаком автомобилистам с Дальнего Востока. Кстати, и следующее поколение пикапа продавалось в Японии под тем же названием, но всего год: в 2002 году продажи были свёрнуты, и до возрождения марки Datsun в 2012 году о ней никто не вспоминал.

Отвечает команда знатоков

Мало кто знает, что под маркой Datsun некоторое время официально продавался легендарный Nissan Skyline! Это были машины с левым рулём, полноценно адаптированные для рынка Европы.

Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия
Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия

Правда, модель C110 1972 года вместо красивого названия Skyline шла под безликими индексами 160К / 180K / 240К. А вот модель С210 1978 года в зависимости от рынка могла нести либо цифро-буквенный индекс, либо название Datsun Skyline.

Неудачное возрождение

Исторический бренд Datsun возродили в 2013 году специально для рынков развивающихся стран: России, Беларуси, Казахстана, Индии, Индонезии, Непала и ЮАР. Инициатором проекта был тогдашний руководитель альянса Renault-Nissan Карлос Гон.

Datsun Go
Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия
Datsun Go+
Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия
Datsun Cross
Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия
Datsun redi-Go
Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия

Специально для нового-старого бренда была разработана оригинальная линейка бюджетных моделей: хэтчбек Go на основе модели Nissan Micra, семиместный универсал под названием Go+, паркетник Datsun Cross, ультрабюджетный микрокар Datsun redi-Go.

Datsun mi-DO
Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия
Datsun on-DO
Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия

Эти автомобили выпускали в Индии и Индонезии, а вот в России Datsun работал совершенно автономно. Здешняя линейка состояла из седанов Datsun on-DO и хэтчбеков mi-DO. Которые представяли собой… немного переделанную Ладу Гранту и Ладу Калину.

Nissan Magnite
Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия
Nissan Magnite
Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия
Nissan Magnite
Прощай, Datsun! Знаменитый бренд закрыли в год 90-летия

Увы, отличий Датсунов от исходных моделей Лады оказалось недостаточно, чтобы оправдать заметную разницу в цене. Не случилось успеха и в других частях света. А после ареста Карлоса Гона в 2018 году новое руководство признало проект бесперспективным — и судьба марки была предрешена. Последним приветом от этого бренда стал маленький кроссовер Nissan Magnite для индийского рынка: машина разрабатывалась как Datsun, но вышла уже после ликвидации марки, получив ниссановские эмблемы. /m

i-TC.ru
Left Menu Icon