Шампань или Прованс: обзор Гран-при Франции

Вся интрига сезона 2022 года в Формуле-1 сводится к сражению Шарля Леклера с Максом Ферстаппеном, Red Bull Racing, а также собственной командой Ferrari. На французской трассе Поль-Рикар в Провансе, где прошёл 12-й этап чемпионата мира, к числу соперников монегаска присоединился он сам. Удивительная ошибка претендента на титул почти что лишила его этого статуса, а ведь гонка к тому моменту шла по его сценарию. Или это всё-таки была не ошибка?

С высокой вероятностью, это был последний Гран-при Франции, который мы увидели на ближайшие несколько лет, и почти наверняка — последняя гонка Формулы-1 на трассе Поль-Рикар в обозримом будущем. На фоне беспрецедентной популярности чемпионата выстроилась большая очередь из городов, желающих принимать у себя Гран-при, а даже в самых смелых мечтах никто не говорит о проведении более чем 25 гонок за год. Это значит, что для появления новых трасс каким-то придётся освободить место, и главные претенденты тут — Франция, Монако и Бельгия.

Но если против исключения гонок в Монако и Бельгии протестуют хотя бы гонщики и болельщики, искренне любящие эти самобытные трассы, то за Поль-Рикар вступиться некому. Пилотам и командам надоело приезжать во французскую глубинку, где нет нормальных дорог и гостиниц, а зрителям не нравятся откровенно скучные гонки. На Поль-Рикар множество вариантов конфигурации трассы, но нет ни одной интересной — за исключением, разве что, той, что включает в себя полную версию прямой Mistral длинной два километра. Однако использовать её в Формуле-1 так и не решились, в версии Гран-при прямую разбивает большая эска, и это лишь подчеркнуло заурядность автодрома и тривиальность задач, стоящих перед инженерами и гонщиками здесь.

Некоторое разнообразие, правда, внесла небывалая жара — весь уик-энд столбик термометра не опускался ниже 30 градусов, а асфальт нагревался выше 55 С. Впрочем, в Ле-Кастелле солнцем никого не удивишь — пару раз Гран-при проходил здесь при близких, хотя и чуть меньших температурах, так что по факту это мало на что повлияло.

Жару каждый переносил по-своему, но у Ferrari хватало и более серьёзных проблем — уже в пятницу стало ясно, что на машине Карлоса Сайнса придётся менять силовую установку, а значит, он будет стартовать с конца стартовой решётки. Это превращало его участие в квалификации в формальность, но в Скудерии всё же решили разыграть эту карту — испанец принял участие в заездах и пробился в финал, где его главной задачей было не показать какое-то время, а «разогнать» Леклера на прямой, чтобы помочь ему завоевать поул.

Шампань или Прованс: обзор Гран-при Франции

Непростой манёвр на такой трассе, как Поль-Рикар, где самая длинная прямая не совпадает со стартовой. Перед прямой старт-финиш на круге выезда из боксов ты можешь ехать как угодно — можно подождать напарника, занять чёткие позиции на правильном расстоянии, а потом уже начать круг. Но в середине круга, на «задней» прямой, делать это гораздо сложнее — нужно точно рассчитать позиции машин, сохраняя достаточную скорость, и малейшая ошибка приведёт к тому, что манёвр либо окажется бесполезен, либо даже может помешать лидеру.

Первая попытка закончилась неудачей — Сайнс был слишком далеко от Леклера, слипстрима не получилось. Но пилоты Ferrari решились на вторую — и на этот раз всё прошло как по маслу. Необходимость всей этой игры, правда, осталась под вопросом: по оценкам Red Bull Racing, слипстрим позволил Леклеру отыграть примерно 0,2 секунды, но ближайшему преследователю, Максу Ферстаппену, Шарль привёз 0,3 секунды.

Шампань или Прованс: обзор Гран-при Франции

Поул немного облегчал задачу Леклеру, но ситуация для него всё равно была непростой. Прямо за ним стартовали две машины Red Bull, а напарник оказался в хвосте пелотона и на этот раз ничем помочь не мог. При этом машины Red Bull Racing оказались очень быстры на прямых, что делало задачу по удержанию позиции крайне сложной. Но даже если бы монегаск сумел остаться впереди, это ещё не гарантировало ему победу — всё должен был решить износ шин, и в этом компоненте на пятничных тренировках машины RBR выглядели явно лучше.

Тем не менее, старт и начало гонки сложились для лидера Ferrari просто идеально — он удержал первую позицию, а Льюис Хэмилтон помог разбить дуэт Red Bull Racing, опередив Серхио Переса. Макс Ферстаппен не отставал, но даже с DRS опередить Леклера не мог — сказывался очень хороший выход Ferrari из поворотов и, конечно же, характер трассы. И более того — преследование вплотную соперника не лучшим образом сказалось на состоянии шин чемпиона, он начал отставать, и стратегам Red Bull пришлось применить последний козырь — зазвать Макса в боксы, чтобы попытаться на свежих шинах превзойти соперника, а затем удержаться впереди.

Шампань или Прованс: обзор Гран-при Франции

План был довольно сомнительным — шёл лишь 16-й круг гонки, на комплекте Hard Ферстаппену нужно было проехать 37 кругов, и при этом сдержать Леклера, который в конце гонки должен был оказаться намного быстрее. В этот момент стало ясно, что тактически в Скудерии переиграли соперников, и всё, что им нужно сделать — задержать Шарля как можно дольше на трассе, постаравшись не слишком проигрывать по скорости. Ферстаппен неизбежно должен был выйти вперёд, но удержать первое место ему было бы очень сложно.

Было бы — потому что уже на 17-м круге все эти построения пошли прахом. В 11-м повороте на машине Леклера возникла сильная избыточная поворачиваемость, его развернуло и бросило в стену. Удар получился несильным, но на Ferrari отключился электронный дроссель, и вернуться в гонку было уже невозможно.

Шампань или Прованс: обзор Гран-при Франции

i-TC.ru
Left Menu Icon