Наш ДзенМой аккаунтПоделись ссылкойВход / РегистрацияУдалить из закладокПоиск по сайтуДобавить в закладкиМои закладки
Штрафы, мотивация и контроль: как дальнобойщики работают «на дядю» – взгляд со стороны работодателя

Штрафы, мотивация и контроль: как дальнобойщики работают «на дядю» – взгляд со стороны работодателя

Те, кто часто ездит по трассам, наверняка видели, как на бортах фур красуются объявления о трудоустройстве. Пересменка по месту жительства, выкуп сэкономленного топлива, суточные в командировке — на какие только ухищрения не идет работодатель, чтобы привлечь опытного водителя. Ведь сегодня нехватка профессиональных водителей в России составляет порядка 25 %. Сюда накладывается демографическая ситуация — 15–20 % водителей выйдут на пенсию в ближайшие пять лет, а приток новых специалистов — всего 7 % в год. Есть риск, что в перспективе кадровый дефицит достигнет 40 %.

Штрафы, мотивация и контроль: как дальнобойщики работают «на дядю» – взгляд со стороны работодателя
Штрафы, мотивация и контроль: как дальнобойщики работают «на дядю» – взгляд со стороны работодателя

Вторая сложность — отсутствие целостной системы подготовки водителей-профессионалов. Сия история тянется еще с 90‑х годов, с реформы профтехобразования. Сегодня водители, получившие в автошколе категорию С или Е, могут не знать, как правильно использовать моторный тормоз, крепить груз.

Наконец, третья проблема в том, что многие водители идут в междугородние перевозки с желанием уехать подальше от начальства. Отсюда тянется цепочка нюансов, связанных с отсутствием контроля. Диспетчер транспортной компании вынужден смотреть, чтобы водитель не уклонился от маршрута, не слил топливо, не продал запасное колесо, а руководство АТП применяет воспитательные меры.

Штрафы, мотивация и контроль: как дальнобойщики работают «на дядю» – взгляд со стороны работодателя
Штатной системой мониторинга FMS с 2012 года оснащают все новые автомобили Scania.

Нарушителей штрафуют, а образцовых сотрудников мотивируют. Причем для работодателя, заинтересованного в развитии бизнеса, второе в приоритете. Известно, что правильный стиль вождения повышает операционную эффективность, уменьшает расход топлива, снижает риски аварий и простоев, минимизирует количество ремонтов. Но для разработки мотивационных программ нужен строгий контроль и учет. Удобно, когда параметры для анализа исходят непосредственно от автопроизводителя — сегодня такие программы предлагают практически все европейские, а также крупные российские бренды.

ТЕЛЕМАТИКА В ПОМОЩЬ

Не нужно путать программы, предлагаемые OEM-производителями, с мультибрендовой телематикой. Если посмотреть решения независимых интеграторов, их основной функционал — определение объема топлива в баке плюс местоположение и история передвижения машины. Например, в бак залито 100 л, израсходовано 80 л, автомобиль проехал 200 км. Теперь скажите: это топливо потрачено с толком? Ни одна внешняя система не отвечает на этот вопрос. А сервисы автопроизводителей внесут ясность.

Штрафы, мотивация и контроль: как дальнобойщики работают «на дядю» – взгляд со стороны работодателя
Контроль техсостояния грузовика и работы по его обслуживанию находятся в зоне ответственности официального дилера.

Например, Scania имеет в линейке пакетных предложений для управления автопарком опцию «Оценка водителя». Ее функционал основан на системе FMS (Fleet Manager System) — штатной программе мониторинга, которой с 2012 года оснащаются все автомобили Scania. Система измеряет эффективность одного водителя по сравнению с другими водителями за рулем техники с одинаковой транспортной задачей, хотя работать они могут в разных компаниях и разных регионах. Действия анализируются по шести параметрам — превышение скорости, режим холостого хода, движение накатом, движение с круиз-контролем, предвидение и езда по холмистой местности. По каждому параметру водитель получает оценку (A, B, C, D, Е).

«Система не просто выставляет оценки, а дает индивидуальные рекомендации, что нужно сделать для улучшения показателей, даже если водитель работает не на одном, а на нескольких автомобилях, — отмечает менеджер направления подготовки водителей ‘‘Скания-Русь’’ Алексей Олин. — Клиент имеет доступ к программе, может смотреть, в какую категорию ранжирован его водитель и что делать, чтобы поднять оценку и стать лучше».

Доступ к показателям водителей есть и у закрепленных за ними инструкторов Школы водительского мастерства Scania, которые тоже дают полезные советы, проводят индивидуальные консультации. Кстати, спрос на коучинг резко увеличился в период карантинных ограничений, когда водители не могли посещать очные занятия и общались с наставниками удаленно. По итогам 2020 года количество коучинг-сессий с инструкторами «Скания-Русь» составило 1464, почти втрое больше по сравнению с 2019‑м (554).

Систему FMS опробовали в компании «Белый камень» из Пермского края. Большая часть автопарка этого перевозчика — газомоторные Scania, задействованные в перевозке инертных материалов. «Благодаря системе топливо стало расходоваться экономичнее, стиль вождения изменился, что отметили даже водители с многолетним опытом работы», — рассказал Максим Хижняк, владелец ООО «Белый камень».

СЕРВИС ПО КОНТРАКТУ

Приобретая новый грузовик, здравомыслящие бизнесмены не только смотрят на его цену, но и просчитывают совокупную стоимость владения. В итоговую сумму затрат непременно входят ремонт и сервисное обслуживание. Но при нестабильной экономике, плавающем курсе валют и высокой инфляции нет гарантий, что заложенные показатели оправдают себя через пару-тройку лет. Чтобы зафиксировать стоимость затрат и исключить внезапные простои техники, все актуальнее становятся сервисные контракты. Сегодня такие продукты послепродажного сервиса есть у каждого уважающего себя автопроизводителя.

Штрафы, мотивация и контроль: как дальнобойщики работают «на дядю» – взгляд со стороны работодателя
Штрафы, мотивация и контроль: как дальнобойщики работают «на дядю» – взгляд со стороны работодателя
Штрафы, мотивация и контроль: как дальнобойщики работают «на дядю» – взгляд со стороны работодателя
Связка импортер — дилер — клиент хранит всю историю посещений СТО.

И вновь для примера возьмем марку Scania, предлагающую своим клиентам широкий выбор сервисных контрактов для новых автомобилей и машин с пробегом.

Если говорить о новых машинах, самый продвинутый — контракт «Премиум», который заключается на ТС возрастом не более 6 месяцев, с пробегом не более 50 000 км. Продукт включает в себя регламентное тех-обслуживание по гибкому плану Scania Flex (план ТО адаптируется под условия эксплуатации, подробнее см. «Автопарк» № 4/2018) и покрывает ремонт деталей и узлов по причине их нормального износа или дефектов — без ограничения по стоимости. Стоимость ремонтной части по контракту формируется исходя из условий эксплуатации и статистики по объемам ремонтов при схожих условиях и может меняться в зависимости от изменения этих факторов.

Поскольку «Премиум» охватывает большую часть компонентов грузовика, контракт позволяет своевременно проводить обслуживание и ремонты, не теряя времени на заключение отдельных договоров под каждый заезд в сервис. Немаловажно, что финансовый документооборот и администрирование по сервисному контракту ведутся дистанционно.

Штрафы, мотивация и контроль: как дальнобойщики работают «на дядю» – взгляд со стороны работодателя
Разница в цене между сервисным контрактом «Премиум» и разовыми посещениями дилерской СТО может достигать 40 %.

В русле современных тенденций ведения бизнеса «Премиум» позволяет сделать эксплуатацию автопарка более эффективной. Например, контроль над техническим состоянием ТС и планирование работ по его обслуживанию находятся в зоне ответственности специалистов сервисного центра. Они заранее уведомят о необходимости проведения сервисных работ и согласуют удобное время для заезда.

Оплачивается сервисный контракт ежемесячно, платежи распределяются на весь срок его действия — для «Премиума» это от 2 до 5 лет. Равномерная оплата избавляет от одномоментных высоких трат на ТО и помогает избежать непредвиденных расходов на ремонт. К тому же удобно заранее планировать расходы на обслуживание.

В 2019 и 2020 годах, в сравнении с 2018‑м, спрос на сервисные контракты увеличился на 20 % и продолжает расти. Только в 2020 году более 3 тысяч контрактов было заключено на новые автомобили, более тысячи — на технику с пробегом. В 2021 году этих цифр удалось достигнуть уже по результатам 9 месяцев. Покупатели видят преимущества услуги. Главным образом — финансовые. К примеру, рассмотрим стоимость регламентного ТО двухосного магистрального тягача с годовым пробегом 230 тыс. км. Разница в цене между обслуживанием по контракту «Премиум» и посещениями сервиса дилерской СТО по разовым договорам обслуживания может достигать 40 % за счет более правильного графика ТО и скидок в рамках сервисного контракта. Дополнительное преимущество при продаже техники, обслуживаемой по контракту, — сохранение высокой остаточной стоимости.

Штрафы, мотивация и контроль: как дальнобойщики работают «на дядю» – взгляд со стороны работодателя
Штрафы, мотивация и контроль: как дальнобойщики работают «на дядю» – взгляд со стороны работодателя

«Сегодня обслуживать технику по сервисному контракту значительно дешевле, чем оплачивать разовые заезды на СТО», — говорит специалист по продажам сервисных решений «Скания Сервис Ногинск» Лилия Гепард. Причем клиент, заключивший контракт, может обращаться на любую дилерскую станцию Scania по всей России. Для этого Scania создала единое цифровое пространство: импортер — дилер — клиент. Цифровая платформа Scania Digital Dealer хранит историю посещений СТО, проводит операционный анализ, помогает дистанционно обнаруживать технические проблемы.

В общем, цифровые технологии позволяют точно выявить потенциал для повышения рентабельности автопарка, как в техническом плане, так и в отношении кадрового состава. Последнее — хорошее дополнение к заманчивой рекламе на бортах автопоезда.

i-TC.ru
Left Menu Icon