Тахограф: что это, для чего нужен, штрафы за отсутствие

Тахограф: что это, для чего нужен, штрафы за отсутствие

Если вы собираетесь войти в сферу грузовых или пассажирских перевозок, нужно будет установить тахограф на автомобиль. Что это за устройство и чем грозит его отсутствие в кабине транспортного средства, узнаете из материала «Автокода».

Тахограф – что это?

Тахограф – это электронное устройство, которое фиксирует и сохраняет информацию о местонахождении и скорости движения автомобиля, а также данные о пройденном расстоянии, времени работы и отдыха водителя.

Иными словами, тахограф – это устройство контроля и учета параметров движения и работы водителя, проще говоря, «бортовой самописец». Он сохраняет историю рабочего дня, которая доступна специалистам контролирующих органов. Информация хранится в зашифрованном виде, и это исключает ее подмену.

На какие автомобили нужен тахограф

Тахограф: что это, для чего нужен, штрафы за отсутствие

Тахограф обязателен для установки на автомобили, используемые для коммерческих перевозок:

  • грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 тонн, принадлежащие физическим или юридическим лицам и ИП;
  • автобусы, предназначенные для перевозки более 8 пассажиров.

Таким образом, самописцами следует оборудовать микроавтобусы и автобусы, которые перевозят людей по городским и междугородним маршрутам, спецтехнику, грузовики массой от 3,5 до 12 т и от 12 до 15 т.

Часть автобусов и грузовиков освобождена от установки тахографов. Речь идет о транспорте, принадлежащем юрлицам и ИП.

На каких автомобилях не устанавливают тахографы

военный грузовик

Согласно Приказу от 28.10.2020 №440 Минтранса РФ, тахограф для водителя не нужно устанавливать в следующих случаях:

  • Если транспорт используется для международных перевозок, и на нем стоит тахограф европейского образца.
  • Если техника военная.
  • Если на автомобиле осуществляются оперативно-розыскные мероприятия по линии ФСБ, ФСИН, МВД.
  • Если ТС используется только на территории предприятия и не курсирует по дорогам общего пользования.

От установки тахографов также освобождены учебные автомобили, троллейбусы, тракторы и самоходки (если стоят на учете в Гостехнадзоре) и автомобили, используемые на официальных дорожных тестах (прототипы).

Для чего нужен тахограф

С целью наживы или иных меркантильных побуждений водитель коммерческого транспорта может пойти на переработки или другие нарушения, например: гнать в нарушение всех правил, пренебрегать санитарными остановками и отдыхом в принципе.

зеленый грузовик едет по дороге

С помощью тахографа работодатель или другая ответственная третья сторона дистанционно контролирует работу водителя:

  • соблюдение режима труда и отдыха;
  • соблюдение правил дорожного движения;
  • простои автомобиля;
  • совершение «левых» рейсов;
  • несанкционированный расход топлива.

С другой стороны, если прибор покажет, что рабочее время в табеле отличается от фактического, Госинспекция по труду привлечет работодателя по статье о нарушении трудового законодательства.

Тахограф помогает предотвратить чрезмерную усталость водителя, что в свою очередь снижает риск дорожно-транспортных происшествий. Таким образом, для водителя тахограф служит инструментом безопасности, а для работодателей/нанимателей – дополнительной гарантией сохранности груза.

Также тахографы помогают в разрешении споров. Например, если водитель попадет в ДТП, тахограф может стать ему прокурором (докажет переработки, нарушение режима труда-отдыха, виновность), так и адвокатом (если переработки ни при чем, и были другие обстоятельства возникновения аварийной ситуации).

Сколько часов можно ездить по тахографу в РФ

будильник стоит на столе

В России, согласно Постановлению Правительства РФ №318 от 25.04.2011, водитель может находиться за рулем не более 9 часов в сутки, из них без перерыва – только 4,5 часа. На отдых отводится 45 минут. Это время может быть увеличено до 10 часов не более двух раз в неделю.

За календарную неделю водитель может ездить не более 56 часов, а две недели подряд – не больше 90 часов. На непрерывный отдых отводится 45 часов в неделю, отсчет недель идет каждые 6 дней.

Что будет, если превысить время работы по тахографу

За превышение времени работы по тахографу назначат штраф по ч. 3 ст. 11.23 КоАП РФ:

  • водителю – от 1 500 до 2 000 рублей;
  • должностному лицу – от 7 000 до 10 тыс. рублей;
  • индивидуальному предпринимателю – до 25 тыс. рублей;
  • юридическому лицу – от 20 тыс. до 50 тыс. рублей.

Скидки 50% на оплату штрафа не предусмотрено.

Проверка и оплата штрафов ГИБДД по госномеру ТС доступна на «Автокоде». Средства списываются с банковской карты, квитанция приходит на е-мейл.

автокод штрафы

Штраф за тахограф – не самое страшное. Водитель, нарушающий режим труда и отдыха, увеличивает риск возникновения аварийной ситуации, а это опасно не только для него и груза в кузове, но и для других участников дорожного движения.

Какой тахограф разрешен к использованию в России

Для использования в России тахограф должен быть сертифицирован в соответствии с требованиями Евразийского экономического союза. Также он должен соответствовать техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011).

С 2018 года все тахографы в России должны быть исключительно цифровыми с записью информации на карту памяти. Ранее допускалось использование аналоговых тахографов, фиксирующих данные на бумажный носитель.

Современные записывающие устройства также должны иметь встроенный блок криптозащиты информации (СКЗИ). Это российская разработка, адаптированная для использования только на территории нашей страны.

тахограф меркурий та-001

Блоками СКЗИ оснащены такие модели тахографов, как:

  • Меркурий ТА-001;
  • КАСБИ SMART;
  • МИКАС 20 3840 10 000;
  • DTCO 3283;
  • Штрих ТАХОRUS.

Блок СКЗИ можно использовать три года, после чего поменять на новый. Выезжать на дороги с просроченным или неисправным блоком запрещается.

Существуют также тахографы ЕСТР. Такие приборы имеют международные сертификаты соответствия, и ездить с ними можно не только по России (с лицензией на международные перевозки), но и по странам Евросоюза, в Беларуси и Казахстане. В 2022 году из-за отсутствия комплектующих в нашей стране перестали выпускать карты для тахографов ЕСТР.

Таким образом, тахограф для России должен быть цифровым и оборудованным блоком СКЗИ. Также он должен быть поверен и откалиброван.

Как пользоваться тахографом

тахограф в кабине дальнобойщика

Установкой тахографов занимаются сертифицированные мастерские. Чтобы начать им пользоваться, водитель должен получить тахокарту. Оформить ее можно в аккредитованной организации (при личном визите или онлайн) или в МФЦ. Услуга платная. Цены на нее в разных регионах варьируются от 3 000 до 5 000 рублей. Если карта нужна сотруднику компании, расходы на ее получение несет работодатель.

Для использования тахографа водителю необходимо вставить в него карту и ввести пин-код. Если водителей несколько и они ездят посменно, то каждый, заступая на свою смену, использует свою карту и свой пин-код. Затем он выбирает режим работы («Вождение», «Отдых», «Другая работа», «Готовность к работе»). При включении зажигания режим «Вождение/Работа» включается автоматом, при остановке мотора тахограф, соответственно, входит в режим «Отдых».

Все данные о работе водителя записываются. Например, если начать движение, а личную карту не вставить, тахограф зафиксирует ошибку в памяти устройства. Данные из устройства выгружаются каждые 28 дней.

Часто задаваемые вопросы

Нужен ли тахограф, если едешь пустой, без груза?

Да. Если автомобиль используется для коммерческих перевозок, тахограф нужен, независимо от того, с грузом едет водитель или нет.

Нужен ли тахограф на личный грузовик и автобус?

Все грузовики тяжелее 3,5 тонн и автобусы с количеством мест от 8 независимо от формы собственности должны оснащаться тахографами. Если ваше ТС не соответствует данным требованиям, ставить тахограф не нужно.

Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?

Если личный автомобиль используется для коммерческих перевозок, то тахограф может пригодиться. В обязательном порядке он нужен, если вес ТС превышает 3 500 кг.

Как быть, если в пути сломался тахограф?

Если тахограф сломался в пути, нужно немедленно сообщить об этом работодателю. До восстановления работоспособности устройства следует вести ручной учет времени работы.

Автор: Владимир Андрианов

Источник: avtocod.ru

i-TC.ru
Left Menu Icon