Наш ДзенМой аккаунтПоделись ссылкойВход / РегистрацияУдалить из закладокПоиск по сайтуДобавить в закладкиМои закладки
В России все больше машин переводят на газ: почему это выгодно и какие есть нюансы

В России все больше машин переводят на газ: почему это выгодно и какие есть нюансы

В России все больше машин переводят на газ: почему это выгодно и какие есть нюансы

Объем реализации газомоторного топлива (ГМТ) в нашей стране, по данным Минэнерго, увеличился с 1,00005 млрд м3 в 2019 году до 1,1 млрд м3 (+10 %) в 2020 году. Рост произошел на фоне уменьшения потребления бензина (–5,6 %, до 32,8 млн тонн) и дизельного топлива (–6,7 %, до 35,5 млн тонн). Число автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) в прошлом году достигло 601 единицы (в 2019‑м — 502).

В России все больше машин переводят на газ: почему это выгодно и какие есть нюансы

Модели развития объектов инфраструктуры ГМТ включают три типа. Сетевой — решает задачу охвата площади (города, региона), когда для любого пользователя доступна заправочная станция. Точечный — создает инфраструктуру под потребности крупных клиентов в рамках конкретного актива (депо, порт, карьер и др.). Магистральный — способен покрыть основные транспортные магистрали.

Перевод транспорта на природный газ имеет серьезные преимущества для владельцев парков техники.

Объемы реализации сжиженного углеводородного газа (СУГ), под которым подразумевается пропан-бутан, в 2020 году уменьшились на 1–2 %, тогда как продажи КПГ на АГНКС увеличились на 22 %.

В России все больше машин переводят на газ: почему это выгодно и какие есть нюансы

Прогнозные объемы потребления ГМТ на автомобильном транспорте в 2022 году для КПГ составят 1,243 млрд кубов, а для сжиженного природного газа (СПГ) — 163 млн кубов, при выделении бюджетных ассигнований на сумму 21,93 млн руб. Прогнозное количество АГНКС и автомобилей, имеющих возможность использовать КПГ в качестве топлива, в 2022 году, соответственно, составит 896 и 357 618 единиц. Аналогичные показатели для автомобилей, работающих на СПГ (сжиженном метане) — 134 криогенных автозаправочных станции (КриоАЗС) и 4127 машин. К концу 2024 года с учетом доли «Газпрома», «Роснефти» и других участников рынка число АГНКС, согласно госпрограмме, достигнет 1273 единиц, а объем потребления ГМТ — 2,72 млрд кубов.

Уже несколько лет КАМАЗ использует газовые двигатели Weichai WP7NG в своих автобусах.

96 % легковых автомобилей на КПГ владеют физические лица, их доля в категории LCV, работающих на ГМТ, составляет 71 %, в то же время 91 % грузовиков и 88 % автобусов на ГМТ приходится на юридические лица. Причем 40 % транспорта на КПГ владеют торговые и газовые компании. Интересно, что в нашей стране СУГ используют 93 % легковушек, 3 % LCV, 3 % грузовиков, 1 % автобусов. У КПГ по тем же видам транспорта аналогичные показатели соответственно — 12, 46, 20 и 22 %. А вот СПГ пока прижился только на грузовиках.

Сегодня в России действует 531 АГНКС, из которых 341 принадлежит группе компаний «Газпром». В текущем году общее число заправок достигнет 645 единиц.

Прогнозное количество АГНКС в 2022 году составит 896 единиц.

Основной драйвер популярности ГМТ — низкая цена (в среднем 19,48 руб. за 1 куб, что в 2,5–3 раза дешевле бензина), а также меры господдержки. С 2013 г. действуют федеральные субсидии на перевод транспорта на ГМТ, а весной 2020 г. ввели новую программу до 2024 г. в объеме 19,3 млрд руб. Она гарантирует возврат автовладельцу 60 % затрат на установку газобаллонного оборудования. Также «Газпром газомоторное топливо» компенсирует ее участнику еще 30 % затрат (в итоге общая скидка — 90 %). В среднем, переоборудовать машину обойдется от 90 тыс. руб. для легковушек и до 300 тыс. руб. для грузовиков.

Для автомобилей, работающих на СПГ, будет построено 134 криогенных автозаправочных станции.

Ожидается, что по итогам госпрограммы к 2024 г. объем потребления ГМТ количество автотранспорта на газе вырастет со 155 тыс. единиц в середине 2020 года до около 200 тыс. к 2024‑му.

Стратегия «Газпрома» по раз-витию газозаправочной инфраструктуры заключается в создании коридоров с газовой инфраструктурой СПГ и КПГ для магистрального транспорта вдоль таких трасс, как М-10, М-11, М-4, М-1, М-7 и М-5.

Стимулами для расширения использования ГМТ наряду с другими факторами служат: рост цен на традиционное топливо; расширение модельного ряда коммерческой техники, развитие газозаправочной инфраструктуры; повышение информационной осведомленности потребителей. К препятствиям можно отнести более высокую цену на новые ТС с ГМТ, стоимость переоборудования, а также затраты на подготовку персонала и сервисной базы при эксплуатации и обслуживании ГМТ техники.

ЕДЕМ НА МЕТАНЕ

«Группа ГАЗ» приступила к серийному выпуску низкопольного автобуса большого класса ЛиАЗ-5292 LNG, использующего СПГ.

«Группа ГАЗ» приступила к серийному выпуску низкопольного автобуса большого класса ЛиАЗ-5292 LNG, использующего СПГ.

Машина на 111 пассажиров комплектуется 280‑сильным газовым двигателем ЯМЗ-536 (Евро-5). Сжиженный метан хранится в криобаке объемом 375 л (140 кг) под давлением не выше 19 атм. Это обеспечивает запас хода на одной заправке не менее 320 км в городском цикле и 450 км — в загородном. Современные технологии сохраняют постоянную температуру топлива в границах –160 °С и гарантируют отсутствие чувствительности СПГ к температуре окружающей среды. Топливный бак, расположенный в заднем свесе машины, полностью и безопасно изолирован, что обеспечивает быстрый и удобный доступ для техобслуживания элементов топливной системы без необходимости демонтажа емкости.

ЛиАЗ-5292 LNG хорошо зарекомендовал себя в тестовой эксплуатации осенью 2020 года в Челябинске и на испытаниях, которые в последнее время проходят в Санкт-Петербурге. Так, среднесуточный пробег в Челябинске составил 229 км, средняя скорость на маршруте — 19 км/ч, общий пробег — 14 тыс. км. При этом средний расход СПГ: 42 кг/100 км в городском цикле и 33 кг/100 км — в загородном. Среднесуточный пробег в Санкт-Петербурге составил 200 км, средняя скорость на маршруте — 15 км/ч, общий пробег — 30 тыс. км. Средний расход топлива — 44 кг/100 км (городской цикл), 34 кг/100 км — загородный цикл.

Ведущие производители грузовых автомобилей по-разному оценивают перспективы альтернативной энергетики для коммерческого транспорта.

Общая стоимость владения газовыми автобусами такого класса, работающими на КПГ и СПГ, за период эксплуатации с учетом затрат на их приобретение и эксплуатацию составила, соответственно, 34,7 и 32,7 руб./км. Эксплуатационные расходы на 1 км пробега в год (в руб.) у модели на СПГ ниже, чем у автобуса с КПГ, на 11 %, а общая стоимость владения (в руб./км), соответственно, меньше на 6 %.

КПД НИЖЕ, РЕСУРС ВЫШЕ

Важнейшей характеристикой автомобильного двигателя является крутящий момент — у газового двигателя он меньше, чем у дизеля, примерно на 7 % вследствие более низкого КПД. Зато ресурс газового мотора в 1,5 раза выше, чем у дизеля. Причина — в меньших ударных нагрузках и лучших условиях для смазки: масляная пленка не смывается со стенок цилиндров газовоздушной смесью, газ не содержит серы, которая сокращает срок службы масла. Именно поэтому для газового двигателя требуется моторное масло с особыми свойствами — в частности, с высоким щелочным числом. Такое специальное масло входит в комплексные сервисные программы по газомоторной технике, также как свечи зажигания и газовый фильтр. Неудивительно, что крупнейшие мировые нефтехимические компании наращивают ассортимент смазочных материалов, отвечающих всем специфическим требованиям газовых моторов, в том числе по щелочному числу. Недавно на российском рынке появилась линейка масел Total RUBIA GAS. Это малозольные моторные масла, отвечающие всем требованиям газовых двигателей, обеспечивая надежную работу и защиту всех компонентов.

Объемы реализации сжиженного углеводородного газа (Liquid Petroleum Gas, LPG), под которым подразумевается пропан-бутан, в 2020 году уменьшились на 1–2 %.

Французский концерн Total, как и другие известные производители смазочных материалов, делает ставку на рост популярности природного газа на транспорте в мировом масштабе. Между тем, недостаточно развитая инфраструктура (как в России, так и за рубежом) оказывается серьезной сдерживающей причиной, мешающей газомоторному топливу резко наращивать популярность по всей планете. Вторая сдерживающая причина носит маркетинговый характер. В свое время ведущие мировые автопроизводители решили сделать ставку на электромобили и теперь не спешат что-то менять.

КАК ПО МАСЛУ

В пресс-службе компании Total ответили на вопросы «Автопарка».

— Есть устоявшееся мнение, что обслуживание газомоторных ТС существенно дороже, чем дизельных. Это связано с необходимостью применения специального инструмента, соблюдения повышенных мер безопасности. А что можно сказать о стоимости смазочных материалов? Масло Total RUBIA GAS дороже обычного дизельного?

— Моторное масло Total RUBIA GAS сопоставимо по стоимости с маслами для стандартных дизельных двигателей, при этом его использование снижает стоимость владения в долгосрочной перспективе благодаря бесперебойной работе техники и отсутствию дополнительных простоев на обслуживание.

— Каковы особенности работы масла в газовом моторе?

— Чтобы понять особенности работы масла в двигателе, работающем на газу, давайте разберемся в особенностях работы двигателя, устанавливаемого на магистральные тягачи и городские автобусы. Принцип работы такого двигателя заключается в следующем, поскольку газ не воспламеняется в камере сгорания от сжатия, как дизельное топливо, поэтому воспламенение происходит от искры свечи зажигания.

Бензин и дизель — это высококалорийное топливо, обеспечивающее максимальную мощность двигателя. У газа теплотворная способность ниже, поэтому мощность двигателя на газу будет меньше, чем на бензине или дизеле. И температура в камерах сгорания у бензина и у дизеля отличается от температуры сгорания газа. На бензине и дизеле — меньше, на газе — выше. Это приводит к локальному перегреву клапанов, седел, верхней части цилиндров и поршней. Моторное масло также нагревается до более высоких температур именно на газу.

Но есть и приятные моменты. Газ содержит значительно меньше, чем бензин или дизель, соединений серы и совсем не содержит ароматических углеводородов. То есть кислот от сгорания топлива образуется меньше и не требуется масло с высоким запасом щелочности для нейтрализации кислотных продуктов горения. Все эти особенности позволяют сформулировать требования к моторному маслу, оптимально подходящему под автомобили, двигатели которых большую часть времени работают на газу. Масло должно обладать запасом термостойкости для длительного противостояния повышенным температурам, а также сниженной щелочностью. Высокая щелочность при работе на газу просто не нужна, а высокая зольность щелочных масел, напротив, может привести к повышенному износу двигателя. То есть для работы на газу нужны малозольные масла с высокой температурой вспышки и хорошей высокотемпературной стабильностью.

— Правда ли, что у газовых моторов сервисный интервал меньше, чем у дизеля?

— Межсервисный интервал у газового двигателя при правильно подобранном смазочном материале не будет отличаться от дизельного двигателя.

— Кто обычно выдает одобрение на использование масла в двигателе — производитель силового агрегата или завод-изготовитель ТС?

— Одобрения на применение смазочных материалов в том или ином двигателе всегда дает производитель двигателя, потому что двигатели могут устанавливаться на различную технику или оборудование.

— Какие одобрения имеет масло Total RUBIA GAS?

— Total RUBIA GAS 5М 15W-40 соответствует требованиям Cummins CES 20085, Total RUBIA GAS 7М 20W-50 соответствует требованиям Cummins CES 20074.

— Какие масла Total можно еще посоветовать для использования в газовых моторах? Есть ли среди них продукты, предназначенные для смешанных парков?

— В линейке смазочных материалов компании Total представлен широкий перечень смазочных материалов, которые можно использовать в двигателях, работающих на газу. Сюда относятся узкоспециализированные продукты, такие как Total RUBIA GAS 5М 15W-40 и Total RUBIA GAS 7М 20W-50, а также допускается использование таких продуктов, как RUBIA TIR 7900 5W-40, RUBIA TIR 9900 FE 5W-30, RUBIA TIR 8900 10W-40. Для правильного выбора смазочного материала необходимо обратиться к инструкции по эксплуатации техники и посмотреть, какие требования предъявляет изготовитель оборудования к смазочным материалам.

i-TC.ru
Left Menu Icon