Наш ДзенМой аккаунтПоделись ссылкойВход / РегистрацияУдалить из закладокПоиск по сайтуДобавить в закладкиМои закладки

Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в суде

Осуществление защиты юридических лиц и частных предпринимателей осуществляется в соответствии с предусмотренными законом принципами. Согласно ст. 3 ФЗ № 294-ФЗ установлено несколько основных начал, позволяющих обеспечить интересы субъектов бизнеса.

Относят к ним следующее:

  • Уведомительный порядок.

То есть о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности необходимо извещать. Такой процесс позволит соблюсти и обеспечить права субъектов бизнеса еще на начальном этапе работы.

  • Презумпция добросовестности.

Речь идет о предположении честности и законности действий юридических лиц и предпринимателей.

  • Открытость и доступность нормативной базы для осуществления деятельности субъектов предпринимательства.

Законы предусматривают требования, предъявляемые к субъектам бизнеса, чтобы те могли их соблюдать и самостоятельно обеспечивать свою защиту в случае проверок, а также ограничения для органов власти, осуществляющих надзорные мероприятия.

  • Проведение надзорных мероприятий только в рамках установленных законом полномочий.

Любое злоупотребление со стороны должностных лиц потребует юридической защиты прав предпринимателей, в том числе в судебном порядке. Ни один представитель бизнеса не должен страдать из-за действий госорганов, реализующих полномочия за пределами своей компетенции.

  • Проведение проверок по конкретному вопросу только одним уполномоченным органом.

Защита прав предпринимателей предполагает надзорные действия в рамках определенного предмета со стороны только государственного или муниципального органа. Одни и те же проверочные мероприятия не могут исходить сразу от нескольких субъектов власти.

  • Недопустимость требования от субъектов предпринимательства получения разрешений для осуществления деятельности.

Только действующее законодательство может предусматривать конкретный перечень работ, предполагающий наличие лицензий и иных разрешительных документов. Если НПА подобное не предусмотрено, органы власти не могу требовать это.

  • Ответственность органов государственной власти, осуществляющих проверочные мероприятия в отношении предпринимателей.

Обеспечение контроля над деятельностью уполномоченных субъектов рассматривается так же, как защита прав предпринимателей и юридических лиц. Это гарантирует устранение фактов самоуправства и злоупотребления со стороны органов власти, что особенно важно при проведении проверок.

  • Безвозмездный характер осуществления проверок.

Предприниматели должны помнить, что никакие надзорные мероприятия не предусматривают оплаты. Все осуществляется в рамках закона, согласно определенным планам проверок.

Финансирование всех мероприятия проводится из средств бюджета. Какого бы рода не была проверка, юридическое лицо или ИП не имеют отношения к ее материальному обеспечению. Требования о передаче денег можно расценивать, как вымогательство взятки.

  • Разграничение полномочий органов власти.

Надзорные действия выполняются конкретными субъектами власти, имеющими определенную компетенцию. Это могут быть государственные и муниципальные органы, должностные лица регионов. Субъект проверки определяется согласно ее предмету и опирается только на положения федерального и регионального законодательства.

Таким образом, защита прав предпринимателей при осуществлении контроля полностью регулируется законом. Несмотря на обширные полномочия, органы власти ограничены в своих возможностях и также могут подвергаться ответственности при нарушении установленных правил.

Защита прав предпринимателей и юридических лиц

Первая группа прав реализуется, при участии в проверочных мероприятиях. Их перечень исчерпывающий и установлен ст. 21 ФЗ № 294-ФЗ.

Защита прав индивидуальных предпринимателей и организаций осуществляется в этом случае посредством следующих возможностей:

  • личное присутствие при проведении надзорных мероприятий, дача непосредственно на месте пояснений по вопросам проверки;
  • получение без ограничений информации о ходе и состоянии проверки, а также основном ее предмете у государственных органов и их должностных лиц;
  • ознакомление с документацией, которая была получена и сформирована в ходе проведения надзорных действий;
  • передача сведений должностным лицам о предмете проверки по собственному желанию для уточнения тех или иных вопросов;
  • изучение акта проверки, дача оценки, выражение согласия или несогласия при подписании документа;
  • подача жалобы в целях оспаривания действий и решений органов власти и их должностных лиц, в том числе за счет обращения в судебные органы.
Также законом определена возможность привлекать уполномоченного при Президенте РФ, либо конкретного субъекта страны, благодаря которому обеспечивается защита прав предпринимателей и юридических лиц.

Согласно ст. 22 ФЗ № 294-ФЗ у предпринимателей и юрлиц есть право обращаться за взысканием причиненного проверкой ущерба.

Действия должностных лиц, которые повлекли убытки для субъекта бизнеса, должно быть доказаны и рассчитаны.

Сюда же относят и упущенную выгоду предпринимателей. Процесс возмещения осуществляется согласно положениям Гражданского кодекса РФ из средств соответствующего бюджета.

Если действия надзорных органов потребовали со стороны субъектом малого и крупного бизнеса правовой помощи и иных материальных затрат, то эти расходы также могут быт возмещены в последствии обращения в соответствующие органы. В большинстве случаев вопрос взыскания ущерба предполагает судебную защиту прав предпринимателей путем подачи жалоб и исков.

В случае, если действия уполномоченных органов признаются правомерными, но причиняют ущерб деятельности субъекта предпринимательства, то возместить убытки в установленном законом порядке будет уже нельзя.

Исключения могут определяться отдельными нормативно-правовыми актами. Однако на практике только при реальном причинении вреда можно получит возмещение и средств бюджета.

Защита прав предпринимателей: формы и особенности

Необходимость в защите интересов предпринимателей появляется, когда конкурент, или государство, или потребитель нарушают законные права ИП. Если возникает спорная ситуация, помощь от знающего юридические тонкости защитника просто необходима. Малый бизнес в России может испытывать сильное давление, а потому перед открытием собственного дела стоит ознакомиться с предпринимательскими правами и обязанностями. Но неопытный бизнесмен не всегда с первого взгляда понимает, что его права были нарушены. Нарушения также происходят со стороны сотрудников, и предприниматель-новичок зачастую не осознает этого.

Защита происходит с привлечением судебных органов или как предупреждение, когда судебные органы не привлекают. Во втором случае нарушенные права восстанавливают посредством переговоров, заявлениями в различные органы надзора. Во многих случаях, особенно если нарушителями являются сторонние преступные лица, требуется судебное разбирательство. Предприниматель подает иск в суд, после чего может защищать себя в процессе судебного разбирательства сам или привлечь обученных юристов. Судебная защита предпринимателей происходит в закрепленных законом формах с использованием различных способов.

Воздействовать на нарушителя или группу нарушителей можно с использованием определенных механизмов, которые должны носить законный характер. Результатом такого воздействия должно быть восстановление прав, если юридическое или физическое лицо их нарушает, оспаривает. Предпринимательские права бывают следующих типов: имущественные, неимущественные и организационные. Первые два касаются активов разного типа, а пункты последнего правового комплекса нарушают, когда возникают препятствия в процессе организации деятельности ИП.

Итак, способы защиты бывают нескольких разновидностей:

Защиту обеспечивают согласно нормам материального права. В эту группу входят несколько более конкретных способов:

  • штраф – нарушитель получает штрафные санкции в виде взысканной неустойки или определенного процента за распоряжение чужими деньгами, также могут конфисковать имущество;
  • восстановление – под восстановлением понимают возвращение предпринимателю того положения, которое существовало до нарушения, а также признание оспариваемого или нарушенного права с возмещением убытков;
  • пресечение – действия, противоречащие законодательству в РФ или угрожающие нарушением прав предпринимателя, пресекают и противоправный акт признают недействительным.

Такие виды защиты прав применяются в процессе судебного разбирательства. Законом предусмотрены следующие защитные действия:

  • устанавливают с помощью договора, какой компетентный орган будет разрешать спорную ситуацию (к примеру, арбитражный суд);
  • обращаются к органу, имеющему нужные для защиты предпринимателя компетенции (можно посмотреть федеральный закон № 78 об уполномоченных по защите прав ИП в России).

Предприниматель, согласно российскому законодательству, может защищать себя самостоятельно, но только если этот способ соответствует масштабу нарушения. Самостоятельная защита возможна не только для восстановления нарушенного права, но и как предупредительная мера. Организация защиты предпринимателей зависит в том числе от правонарушителя. Нарушать права ИП могут госструктуры, персонал, конкуренты, клиенты или преступные лица, желающие поиметь материальную выгоду из правонарушения. Так, главным документом для защиты предпринимателя от нарушений со стороны персонала будет трудовой кодекс.

Спорные ситуации решают без обращения в суды или в судебном порядке. Свои особенности имеет и защита предпринимателей при проведении проверок – это мероприятие вызывает у многих ИП беспокойство. Здесь предпринимательские права и интересы закреплены в федеральном законе № 294 «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля». Госконтроль должен осуществляться после уведомления, недопустимы проверки одного типа различными органами, а все необходимые предпринимателю в ведении бизнеса правовые акты должны быть доступны.

Судебная форма защиты проходит через следующие инстанции:

  • Конституционный Суд Российской Федерации. В Конституционный Суд ИП может обратиться, когда властные органы и органы самоуправления на местах нарушают его права и свободы, закрепленные в российской конституции.
  • Арбитражные суды. Обратиться в арбитражный суд можно, если спор возник между предпринимателем и вторым юридическим лицом, но только в целях защиты экономических прав, деятельности ИП.
  • Суды общей юрисдикции. В компетенцию судов общей юрисдикции входят вопросы, касающиеся нотариальных действий, в том числе в случае отказа их совершения, а также восстановления прав по ценным бумагам, которые были утрачены.

Если спор решают без судебного разбирательства, актуальны такие формы:

  • Третейский суд. Любые спорные ситуации, вытекающие из гражданских правовых отношений, рассматриваются в третейском суде.
  • Нотариальная защита. Такая защита проходит согласно «Основам законодательства Российской Федерации о нотариате» – в ее процессе закрепляют гражданские права или восстанавливают право, которое было нарушено.
  • Досудебное урегулирование. Принципы защиты здесь следующие: ИП должен выступить с письменной претензией к нарушителю, перед тем как обратиться в суд. В подавляющем большинстве договоров этот пункт прописывают.

Особенности защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Рассмотрим подробнее законы о защите прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Главные права и обязанности ИП в России закреплены в конституции. Определить права предпринимателя как плательщика налогов можно в Налоговом кодексе. Например, предприниматель имеет право запросить данные у представителей госорганов контроля, использовать выбранную систему налогообложения, подавать жалобы на решения и действия представителей налоговых служб.

Как участник хозяйственных отношений ИП имеет права, которые закреплены в контракте или соглашении, подписанном сторонами этих отношений. контрагента. В большей мере правомочия и обязательства здесь определяются контрактом, соглашением между сторонами. Но предприниматель всегда имеет право на прибыль и выбор контрагентов. Трудовой Кодекс Российской Федерации, в свою очередь указывает, какие права ИП имеет как работодатель и границы прав сотрудников. Предприниматель имеет право нанять сотрудников, создавать должностные инструкции, а также прочие документы с требованием придерживаться их.

ИП вправе самостоятельно выбрать, каким делом заниматься, определить рыночный сегмент, заключать сделки. В федеральном законе № 294 «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» описано, какие права имеет предприниматель при проверках. Например, ИП имеет право присутствовать, когда осуществляется госконтроль, а также объяснять вопросы, которые возникают по предмету контроля. Предварительно предпринимателя информируют о проведении госконтроля, а затем органы надзора должны уведомить его о результатах. Результаты можно обжаловать, а в случае нарушения прав потребовать возмещения убытков.

В декабре 2012 года Президент РФ подписал закон федерального значения «О защите прав предпринимателей» (294-ФЗ). Нормативный акт содержит свод обязательных норм и правил, регулирующих отношения бизнес-субъектов с контролирующими органами. Документ направлен на обеспечение соблюдения законности и объективного подхода при проведении проверок компаний различного масштаба и ИП.

В законодательном акте указаны основания для проверок бизнеса, характер, форма, сроки и методы проведения контрольных мероприятий. Пренебрежение нормами данного законодательного акта могут трактоваться как нарушение прав предпринимателя. В большинстве случаев результат проверки аннулируется, а сотрудники контролирующих органов, допустившие нарушения регламента НПА, привлекаются к ответственности. На страже прав предпринимателей стоят и другие законы и правовые акты РФ.

Коммерческая деятельность и предпринимательство связано с определенными рисками и угрозами. Условно их можно поделить на группы по субъектам, совершающих в отношении бизнесмена неправомерные деяния. К таким потенциальным источникам угрозы относятся:

  • сотрудники государственных структур;
  • персонал;
  • партнеры и контрагенты;
  • конкуренты;
  • клиенты;
  • злоумышленники и преступные элементы.

Для защиты прав предпринимателей от потенциальных угроз существуют правовые инструменты. Например, для защиты имущественных прав ИП или юридического лица существуют, помимо Закона 294-ФЗ, Гражданский кодекс РФ. При возникновении споров с сотрудниками в действие вступает Трудовое законодательство. При совершении со стороны злоумышленников преступных деяний в отношении товарно-материальных ценностей, права бизнесмена защищают нормы Уголовного кодекса. Предприниматель в Москве и других городах России может рассчитывать на юридическую комплексную защиту своего бизнеса.

Привлеченный юрист при проведении проверок государственными контролирующими органами отслеживает соблюдение норм Закона «О защите прав предпринимателей», а именно:

  • уведомительный характер;
  • полномочия проверяющих;
  • правомерность истребования информации, носителей и документов, раскрытия коммерческой тайны и т. д.

Адвокат до начала проверки, во время проведения проверочных мероприятий и после них консультирует своего доверителя, предупреждает о возможных последствиях, проверяет результаты.

Особенности защиты прав предпринимателей

Предприниматель может быть и истцом, и ответчиком в суде. Защищать свои права он может самостоятельно либо с привлечением адвоката соответствующей квалификации. Субъекты бизнеса пользуются общими правилами обращения в судебные органы. Перед тем как подать заявление в суд, необходимо собрать доказательства нарушения прав, провести подготовку, выполнить необходимые процедуры досудебного урегулирования.

Права и интересы субъектов предпринимательства, нарушенные в ходе рассмотрения дел в судах разных юрисдикций, могут быть защищены Конституционным судом РФ. Обращение в конституционную судебную инстанцию должно быть мотивированным и основываться на нарушении конкретных прав и свобод предпринимателя. Привлеченный юрист находит аргументы для обращения в КС РФ, составляет жалобу и участвует в рассмотрении дела по существу. Конституционный суд рассматривает жалобы предпринимателей о несоответствии главному закону страны конкретных нормативно-правовых актов или их отдельных положений.

По Арбитражному кодексу РФ суды данной юрисдикции рассматривают экономические претензии и споры между хозяйствующими субъектами, другими организациями и частными лицами. Порядок обращения в арбитражный суд предусматривает досудебную претензионную процедуру по исковым заявлениям. Другие категории дел, связанные с коммерческой деятельностью предпринимателя, рассматриваются в заявительном порядке.

Для рассмотрения дела по существу в арбитраже следует основательно подготовить пакет документов, которые доказывают нарушение прав и интересов бизнеса.

Государственные органы и здравый смысл призывают стороны самостоятельно искать точки соприкосновения. Законодательство предусматривает, что все аспекты взаимодействия регламентирует заключенный договор. Любые аспекты, не нашедшие своего отражения в подписанном документе, решаются в соответствии с федеральным или региональным законодательством. Если самостоятельно сделать это не удается, последнее слово остается за судебными органами.

После любых проверок государственными органами формируется статистика, отражающая законопослушность компании. При любых нарушениях делается соответствующая отметка в акте проверки. Если проведение проверки или ее результаты вызвали у юрлица или ИП вопросы, то порядок действий здесь следующий:

  • в составляемом акте сделать соответствующую отметку;
  • если проверяющие запрещают сделать запись, ИП обращается в орган, которым и проводится контроль;
  • если речь идет об изъятии документов для углубленного изучения, закон предусматривает возможность получить ИП или юрлицу копию описи бумаг;
  • закон не допускает изъятие бумаг, не относящихся к сфере или возможному правонарушению, которое и послужило основой ревизии.

О практике применения законодательства о защите прав предпринимателей

Статьей 8.1 ФЗ №294 закреплен так называемый риск-ориентированный подход. Смысл его заключается в следующем: количество проверок контролирующих органов, их характер, периодичность, напрямую зависят от степени предполагаемого вреда, который может нанести субъект предпринимательства, если не будет соблюдать те или иные законодательные нормы. Критерии классификации по этому признаку устанавливаются Правительством, а контролирующие органы присваивают определенный признак фирме или ИП.

Предприниматель может обратиться с заявлением о пересмотре присвоенной ему категории (ст. 8.1-6 ФЗ). Правительственное Постановление №806 от 17-08-16 г. утверждает виды контроля, которым может подвергаться фирма или ИП: земельный, пожарный надзор, жилищный, строительный, в области защиты прав потребителей и др. Всего видов контроля 39. Проверки органами, не включенными в список, противозаконны.

Утверждаются 6 категорий риска и 6 категорий опасности.

Такие юридические лица или индивидуальные предприниматели освобождены от плановых проверок.

Если риск высок (чрезвычайно высок) или значителен, а категория опасности присвоена 1-3, сведения о таком предпринимателе обязательно публикуются на официальном сайте органа, осуществляющего контроль (надзор).

Проверки малых предприятий до окончания 2018 года находятся под запретом (ст. 26.1 ФЗ №294, ст. 4 ФЗ №209 от 25-12-08 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»).

Если предприниматель не допускал грубых нарушений законодательства, не лишался лицензии, его деятельность не приостанавливалась контролирующими органами по причине нарушений, он не был дисквалифицирован, то и проверка его деятельности вплоть до 31-12-18 г. будет незаконной.

Уполномоченный назначается Президентом РФ, и сам может назначать помощников в регионах. Омбудсмену вменяется в обязанность рассмотрение жалоб предпринимателей на действия контролирующих органов. Отказать в принятии жалобы он может лишь в трех случаях: если существует угроза разглашения гос.тайны, если текст обращения нет возможности прочесть либо по обозначенному в нем вопросу уже давались разъяснения раньше.

Решение о принятии жалобы в работу или отказе должно быть принято течение 13 дней. Для осуществления своих функций уполномоченный обладает широкими возможностями в соответствии с законом: от участия в выездных проверках, до обращения в суд.

  1. Предприниматели (юридические лица и ИП), руководствуясь положениями ФЗ №294, могут эффективно отстаивать свои права перед органами контроля и надзора.
  2. Помощь бизнесу призваны оказать уполномоченные по правам предпринимателей в центральном аппарате этой структуры и в регионах.
  3. Защита прав предпринимателей осуществляется как в досудебном, так и в судебном порядке.

Защита нарушенных прав в арбитражном суде

После подачи искового заявления и принятия его судом к производству стороны приступают к защите своих интересов непосредственно в рамках заседаний в арбитражном суде. Именно в ходе судебного заседания сторонам предстоит грамотно и аргументированно изложить суду свою позицию, чтобы осуществить защиту нарушенного права.

Гражданский кодекс РФ предусматривает перечень допустимых способов защиты гражданских прав. К ним, согласно ст.12 ГК РФ, относятся:

  • признание права;
  • восстановление положения, существовавшего до нарушения права;
  • признание оспоримой сделки недействительной;
  • признание недействительным решения собрания, акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  • самозащита права;
  • возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда и др.

Осуществлять защиту нарушенных прав в арбитражном суде юридического лица может генеральный директор организации или индивидуальный предприниматель самостоятельно вне зависимости от образования. В иных случаях защищать интересы в судах могут только адвокаты или представители с дипломом о высшем юридическом образовании.

После принятия арбитражным судом решения по делу сторона, не согласная с данным решением, имеет процессуальное право на его обжалование. Чтобы оспаривать решение суда, следует подготовить апелляционную жалобу. В ней со ссылками на законодательство описываются причины несогласия с решением арбитражного суда первой инстанции. Как правило, заявитель апелляционной жалобы просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

Срок подачи апелляционной жалобы составляет один месяц со дня принятия решения судом первой инстанции. Для отдельных категорий дел предусмотрены иные сроки подачи жалобы. Она подается в канцелярию арбитражного суда первой инстанции.

Если арбитражный апелляционный суд приходит к тому же выводу по делу, что и суд первой инстанции, то лицо, право которого нарушено, вправе обратиться в кассационную инстанцию с кассационной жалобой. Она должна содержать в себе аргументированную позицию, поясняющую суду неверное толкование и применение норм права судами нижестоящих инстанций. Срок подачи кассационной жалобы составляет два месяца с даты вступления в силу обжалуемого решения.

Компания VALEN предлагает свои услуги по защите нарушенных авторских прав в арбитражном суде. Наши специалисты проанализируют вашу ситуацию, помогут в разработке стратегии ведения спора, подготовят правовую позицию, соберут и подадут в суд необходимый комплект документов и осуществят реализацию защиты прав компании клиента в суде.

Наша компания специализируется на урегулировании и разрешении экономических, корпоративных, налоговых и иных споров, подлежащих рассмотрению арбитражными судами. Обращайтесь к нам, и мы поможем успешно осуществить защиту нарушенных прав в арбитражных судах всех инстанций.

Точный регламент организации и проведения различных проверок юрлиц, ИП уполномоченными контрольными органами по государственному и муниципальному надзору утвержден в Законе № 294-ФЗ от 26.12.08 г. Этот нормативный документ регулирует правила осуществления плановых, внеплановых, документарных, выездных проверок, включая рейдовые (плановые) осмотры. Здесь установлены сроки проверок, ограничения по их организации, а также порядок оформления итоговых результатов контрольных мероприятий.

Одновременно в Законе № 294-ФЗ перечислены основные права юрлиц и предпринимателей во время контрольных действий надзорных органов. Согласно подп. 4 п. 3.1 стат. 1 сфера действия Закона не распространяется на налоговый контроль, проводимый по глав. 14 НК РФ. На практике эта норма интересна для тех предпринимателей, которые прекращают деятельность, – камеральная проверка ИП после закрытия будет проводиться не по требованиям Закона № 294-ФЗ, а в соответствии с налоговым законодательством. Прочие случаи неприменения Закона № 294-ФЗ указаны в п. 3, 3.1 стат. 1.

Проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Обязанность организации/ИП вести по утвержденной типовой форме журнал по учету проверок установлена в п. 8 стат. 16 Закона № 294-ФЗ. Бланк можно найти в Приказе № 141 от 30.04.09 г. Если компания не будет вести такой документ, на данный момент никаких мер ответственности не предусмотрено, то есть отсутствие журнала нарушением не считается. Но лучше все-таки организовать подобный учет, так как составление этой формы, прежде всего, защищает интересы предприятий и предпринимателей. Ведь без точного подсчета числа часов проверок в год сложнее доказать, что проведение новых контрольных мероприятий уже неправомерно.

Как же правильно формируется журнал? Записи в хронологическом порядке делают проверяющие – порядок внесения данных утвержден в п. 9 стат. 16 № 294-ФЗ. Журнал в обязательном порядке прошивается, страницы нумеруются, удостоверение проводится с помощью печати юрлица или ИП (при ее наличии у предпринимателя). Если в компании журнал не ведется, этот факт фиксируется в соответствующем акте проверки.

  • Даты контрольного мероприятия – начало и завершение надзорной проверки.
  • Совокупное время контрольного мероприятия – по СМП и микропредприятиям данные приводят в часах; для всех прочих субъектов – в днях (рабочих).
  • Наименование надзорного органа (государственного или муниципального).
  • Номер и дата распорядительного документа на выполнение проверки.
  • Вид, предмет и цели проверки с обязательными ссылками на план или согласование.
  • Номер и дата заключительного акта о результатах, дата вручения его проверяемому субъекту.
  • Перечень выявленных при проверке нарушений с законодательными ссылками.
  • Реквизиты предписания на предмет устранения выявленных нарушений.
  • ФИО/должность уполномоченного проверяющего лица.
  • ФИО/должность эксперта (при его привлечении).
  • Личная подпись уполномоченного должностного лица.

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

В ходе своей работы вы как ИП вступаете в различные правовые отношения. Это и отношения с партнерами, контрагентами, арендодателями или арендаторами, собственными сотрудниками и т.д. И в каждом случае может возникнуть ситуация, когда вам понадобиться защищать собственные права.

Права ИП не ограничиваются одним лишь его имуществом. В это понятие входит и неимущественное право, так как, например, авторство, и организационное право, которое касается регистрации ИП, права на получение ряда выписок и т.д. Кроме того, не стоит забывать, что права ИП сложно отделяются от обычных прав физического лица.

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

2. Настоящим Федеральным законом устанавливаются:

  • 1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • 2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;
  • 3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;
  • 4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

3. Положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются:

  • 1) к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также — органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля;
  • 2) при проведении оперативно-разыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия;
  • 3) при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования;
  • 4) при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации;
  • 5) при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу;
  • 6) при расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий;
  • 6.1) при проведении проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности;
  • 7) к мероприятиям по контролю, направленным на противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
  • 8) к мероприятиям, проводимым должностными лицами пограничных органов при осуществлении своих полномочий во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях.

При проведении проверки на контролирующие органы возлагаются ограничения, несоблюдение которых может повлечь недействительность результатов проверки. Субъекты при осуществлении государственного контроля не вправе распространять информацию, доступ к которой был получен в процессе проведения проверки и которая представляет собой:

  • государственную тайну;
  • коммерческую тайну;
  • служебную тайну;
  • иную охраняемую законом тайну.

Законодатель выделяет определенных лиц, имеющих права при проведении проверок:

  • руководитель юридического лица;
  • иное должностное лицо юридического лица;
  • уполномоченный представитель юридического лица;
  • индивидуальный предприниматель;
  • уполномоченный представитель индивидуального предпринимателя.
  • Вышеперечисленные лица обладают правом присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, но не обязанностью (ст. 51 Конституции РФ для индивидуального предпринимателя). При этом контролирующий субъект обязан письменно зафиксировать данные заявления, так как иначе у проверяемого лица возникает корреспондирующее право на обжалование данных действий в соответствии с Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ к участию в проверке.

Орган государственного контроля обязан предоставлять информацию, относящуюся к предмету проверки. К ней можно отнести приказ о назначении выездной проверки; документы, подтверждающие компетентность лиц, проводящих выездную проверку; цели, задачи, основания проведения выездной проверки; вид и объем мероприятий по контролю; состав экспертов, представителей экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке; сроки и условия проведения проверки; ознакомление с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, используемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности; разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.

Проверяемое лицо имеет право потребовать внести в акт проверки запись о согласии или несогласии с результатами проверки. А также проверяемому субъекту предоставлено право административного или судебного обжалования результатов проверки, процедуры, действий проверяющих лиц и признать их незаконными, включая возможность инициировать привлечение должностных лиц проверяющих органов к административной ответственности. Если при проведении проверки проверяемому субъекту был причинен вред, то понесенные убытки подлежат возмещению из федерального, регионального или муниципального бюджета.

Организация вправе оспорить в суде решение либо действие (бездействие) органа государственной власти, если имеются доказательства, что нарушены их права и свободы.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными — решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, — если есть основания полагать, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предусмотрено административное обжалование ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц соответствующими нормами: организация вправе обратиться в суд или в иной вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, к должностному лицу.

Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» установлены сроки, в течение которых юридическое лицо или индивидуальный предприниматель могут обратиться в суд с заявлением об обжаловании:

  • 3 месяца со дня, когда стало известно о нарушении права;
  • 1 месяц со дня получения письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если не был получен на нее письменный ответ.

АПК РФ установила, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Данный срок пресекательным не считается, в случаях пропуска срока по уважительным причинам есть возможность восстановить его по ходатайству заинтересованного лица.

294-ФЗ от 26 декабря 2008 г.

Принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года

Одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

  1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
  2. Настоящим Федеральным законом устанавливаются:

Структура ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля» состоит из 27 статей, распределенных по четырем главам. Материал сгруппирован для точного и грамотного понимания:

  • 1 часть — вводные принципы. Закон подробно излагает применяемые понятия и термины, устанавливает контрольные полномочия государственных и местных органов власти. Для частных фирм приведены защитные положения и обязанность об уведомлении инспекций о начале и завершении проверки;

Отстоять каждый свой интерес без обращения в судебные ведомства предприятие может на основании п. 12 ст. 16 закона. Получив на руки акт проверки, руководитель организации или его представитель могут направить в государственную службу надзора (руководству ведомства или в вышестоящее учреждение) в 15-дневный срок письменные возражения на тему проведенной инспекции.

Если защита ИП и юридическим лицам своих прав путем обращений в контрольные службы не принесла успеха, предприятие имеет право обратиться в суд. Такую возможность предусматривает Конституция (ст. 46), Арбитражный процессуальный кодекс (ст. 1 и 2 АПК), ФЗ № 294 (ст. 24). Рассмотрением неправомерных указаний и распоряжений проверяющих органов занимаются суды общей юрисдикции, экономические споры решаются в арбитражных судах.

Важно! В судебных ведомствах оспариваются только требования и предписания комиссий, но не акты проверки, являющиеся простой констатацией хода и результатов ревизии без обязательств к подписавшим. Свое несогласие с итоговой ведомостью представитель фирмы выражает письменно, оставив замечание рядом с росписью, подтверждающей ознакомление.

Процесс начинается с подачи заявления в суд (ст. 125 АПК) письменно или в электронном формате. В документе указываются:

  • названия: ведомства-получателя иска, фирмы-истца (с адресами местонахождения, почтой и телефонами для связи) и учреждения-ответчика, совершившего спорные действия;
  • данные нормативного акта, ставшего причиной обращения в суд: дату, номер, полное наименование, а также законы, противоречащие принятому решению;
  • требования истца и сведения о соблюдении досудебного порядка;
  • перечень прилагаемых документов.

Защита прав предпринимателей – новое, достаточно молодое направление в политике Президента Российской Федерации.

Не секрет, что до недавнего времени в нашей стране контроль над деятельностью малого и среднего бизнеса сводился к обычной финансовой договоренности. Как такового, контроля практически не было.

Взаимоотношения с чиновниками по принципу «плати и работай, не платишь – закрывайся» истощали частный бизнес.

Предметом защиты являются законные права и интересы предпринимателей, если они нарушаются или оспариваются.

Существует два способа защитить оспариваемые или нарушенные права юрлиц и ИП.

  • Материально-правовой способ – защита материального права. Данный способ подразделяется на следующие виды:
    • пресекающий – вынуждающий прекратить незаконные действия;
    • восстановительный – благодаря которому происходит восстановление или признание оспариваемых прав;
    • штрафной – осуществляющий взыскания материальных компенсаций за незаконные действия (бездействие).
  • Процессуальный способ – защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соответствующими органами в судопроизводстве.
  • Существует еще один способ, защищающий права бизнесменов – самозащита. Этот способ необходимо применять заранее, не дожидаясь нарушения прав. Единственное условие, которое необходимо учесть при самозащите – соразмерность предполагаемому нарушению.

    Формы защиты прав предпринимателей:

    • Судебные. К ним относится восстановление и сохранение прав такими органами, как Конституционный Суд РФ, арбитражные суды, суды общей юрисдикции.
    • Внесудебные: досудебное мировое соглашение, третейский суд, нотариальная помощь.

    Одной из основных форм осуществления контроля над деятельностью предпринимателей является проведение проверок. До недавнего времени процедура проведения проверок имела хаотичный характер. Контрольные проверки проводились тогда, когда данная мера была выгодна чиновникам. Да и вся процедура проверок сводилась к вымогательству денежных средств у бизнесменов.

    Это не только ослабляло предпринимателей, но и способствовало увеличению нарушений с их стороны. Чиновники же, получив «откат», закрывали глаза на любые нарушения, в том числе и достаточно грубые. С принятием соответствующих правовых актов «кормушка» закрылась. Проверки стали регулироваться государственными службами и назначенными уполномоченными по правам предпринимателей.

    • Признавать недействительными решения госорганов путем судебных разбирательств;
    • Обращаться в органы судопроизводства с исковыми требованиями о защите прав лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
    • Подвергать процедуре обжалования вступившие в законную силу арбитражные судебные акты;
    • Запрашивать в органах госвласти и муниципальных образований любую необходимую информацию;
    • При предъявлении соответствующего удостоверения иметь допуск в органы государственной власти;
    • Посещать заключенных под стражу по соответствующим статьям без разрешительных документов;
    • Принимать участие в выездных проверках;
    • Вносить предложения по улучшению работы в сфере предпринимательства.

    Требования для кандидата на должность уполномоченного:

    • возраст от 30 лет;
    • высшее образование;
    • не является членом Совета Федерации;
    • не является депутатом;
    • не занимается бизнесом.
    i-TC.ru
    Left Menu Icon