Наш ДзенМой аккаунтПоделись ссылкойВход / РегистрацияУдалить из закладокПоиск по сайтуДобавить в закладкиМои закладки
Из‐за чего гудит или воет механическая и автоматическая коробка передач

Из‐за чего гудит или воет механическая и автоматическая коробка передач

Каждый водитель сталкивался с проблемой гула или воя коробки переключения передач (КПП). Этот неприятный звук раздражает, свидетельствует о неполадках в трансмиссии. Игнорировать такие “звоночки” нельзя, ведь они станут причиной дорогого ремонта.

В этой статье мы разберемся, почему коробка начинает шуметь, и что с этим делать. Рассмотрим основные причины возникновения посторонних звуков в механической, автоматической трансмиссии. Узнаем, как диагностировать проблему и устранить ее.

Независимо от типа КПП, любой гул или вой – это повод насторожиться. Чем раньше вы заметите тревожные симптомы, тем больше шансов сохранить агрегат в рабочем состоянии. Поэтому давайте разбираться, какие “сюрпризы” может преподнести КПП и как с ними бороться.

Почему гудит коробка передач

Причины для МКПП и АКПП отличаются. У трансмиссий разная компоновка и принцип действия. Диагностика зависит от режима работы автомобиля. На холостых оборотах гул появляется из-за недостатка масла или жидкости ATF. Поэтому сначала советуем проверить уровень смазки, долить до нормы, если образовался «дефицит». Дальнейшие шаги зависят от типа коробки.

<h2″>МКПП

Механическая коробка передач (МКПП) — один из узлов трансмиссии автомобиля. Она нужна для изменения крутящего момента и частоты вращения, передаваемых от двигателя к ведущим колесам. С помощью рычага водитель может регулировать тяговое усилие, скорость движения машины. Причины шума таковы:

Причина На холодную Разгон Низкие передачи Высокие передачи
Подшипник первичного вала + +
Подшипник вторичного вала + +
Муфты синхронизаторов + +
Шестерни передач + +
Густое масло +

МКПП состоит из первичного, вторичного и промежуточного валов, а также шестерней для регулировки передаточных чисел. При переключении ступеней сначала выжимают сцепление, затем включается шестерня, после сцепление плавно отпускают. Крутящий момент от мотора через первичный вал и синхронизаторы передается на вторичный вал, а с него — на главную передачу, колеса.

Количество ступеней в МКПП – от 3 до 7 и более. Чем их больше, тем плавнее происходит разгон, эффективнее используется мощность двигателя. “Механику” оснащают дополнительными системами. Это синхронизаторы, демпферы крутильных колебаний, самоблокирующиеся дифференциалы. При нормальном режиме движения КПП остается в норме на протяжении 200–300 тысяч километров пробега. Но со временем металл деградирует, ломаются синхронизаторы, стачиваются зубья на валах. Гудит коробка. Тому есть несколько причин.

На холостых оборотах на холодную

Одной из распространенных причин гула или воя МКПП на холостых оборотах двигателя выступает износ подшипника первичного (входного) вала. Он располагается в передней части коробки, служит для фиксации вала, на который передается крутящий момент от маховика через сцепление.

Подшипник первичного вала МКПП
Шарикоподшипник первичного вала

С течением времени подшипник первичного вала подвергается постоянным нагрузкам, постепенно изнашивается. Из‐за этого увеличиваются зазоры между шариками или роликами и обоймами, что приводит к появлению люфта, характерного шума. Он проявляется при нейтральном положении рычага КПП, отпущенной педали сцепления.

Гул или вой изношенного шарикоподшипника первичного вала лучше всего слышно на холостых оборотах, когда шум двигателя минимален. При увеличении оборотов посторонние звуки могут пропадать или сливаться с общим фоном. Подшипник обычно шумит сильнее в начале движения, при трогании с места, пока коробка не прогрелась.

Точно диагностировать неисправный шарикоподшипник первичного вала можно только при снятии КПП, ее разборке. Но предварительно оценить его состояние получится без демонтажа агрегата. Для этого нужно завести двигатель, включить “нейтралку”, прислушаться. Если при нажатии на педаль сцепления шум исчезает, значит проблема кроется в подшипнике первичного вала. Езда с неисправным шарикоподшипником недопустима, так как со временем он разрушится полностью, а его обломки повредят шестерни, другие детали коробки.

При разгоне и отпускании сцепления

Если “механика” издает гул или вой при разгоне автомобиля и отпускании педали сцепления, то велика вероятность износа подшипников вторичного (выходного) вала. Подшипники удерживают вал, на который передается крутящий момент от первичного вала через шестерни включенной передачи. Подшипники вторичного вала испытывают значительные нагрузки, особенно при активном разгоне и переключении ступеней. Из‐за этого постепенно увеличиваются зазоры в подшипниках, нарушается плавность их хода, появляются люфты, посторонние звуки.

Вторичный вал МКПП с подшипником
Вторичный вал с шарикоподшипником

Характерный гул или вой изношенных подшипников вторичного вала обычно проявляется при отпускании сцепления и начале движения на любой передаче. Чем выше ступень, интенсивнее разгон, тем сильнее шумят подшипники. На высоких оборотах двигателя их звук сливается с общим фоном, но при сбросе газа становится отчетливо слышен.

Оценить состояние подшипников вторичного вала можно на слух, по поведению автомобиля. Кроме гула и воя при разгоне, об их износе свидетельствуют вибрации рычага КПП, затрудненное включение ступеней, металлический скрежет при переключении. В запущенных случаях неисправные подшипники приводят к заклиниванию вторичного вала, полному отказу коробки.

Точный диагноз можно поставить только после вскрытия коробки, ревизии ее компонентов. Если подшипники изношены, их необходимо заменить в сборе с сальниками, другими уплотнениями. Иногда нужна шлифовка или замена вторичного вала. Несмотря на трудоемкость ремонта, откладывать его не стоит. Езда с неисправными подшипниками вторичного вала стремительно “убивает” МКПП, провоцируя повреждение шестерней, валов.

На низких передачах

Если “механика” издает гул или вой при включении первой или второй ступени, то причиной могут быть сразу несколько факторов. Чаще всего это комплексный износ подшипников первичного вала, шестерен, муфт синхронизаторов низших передач. Подшипники первичного вала испытывают повышенные нагрузки на первой и второй ступенях, когда крутящий момент от двигателя максимален. Из‐за постоянных рывков и вибраций подшипники быстрее изнашиваются, в них появляются люфты, дефекты, которые вызывают характерный гул.

На шестернях МКПП срезало зубья
Срезанные зубья на шестернях

Шестерни низших передач тоже подвергаются серьезным испытаниям. При резком старте с места и переключении со второй на первую они работают в условиях ударных нагрузок. Со временем зубья шестерней истираются, на них появляются сколы, трещины. В результате при зацеплении шестерней первичного и вторичного валов возникает металлический лязг, вой.

Фактором, усугубляющим шум на низших ступенях, становится износ муфт синхронизаторов. Эти детали обеспечивают плавное, четкое включение первой и второй передач без хруста. Когда зубчатые и блокирующие кольца муфт изнашиваются, синхронизаторы начинают проскальзывать, издавать неприятный гул. Провести диагностику можно только после снятия, разборки, дефектовки МКПП. Не советуем ездить с гулом, рано или поздно детали рассыпятся, металлическая стружка попадет в трансмиссионное масло. Коробка просто заклинит посреди дороги.

На высоких передачах

Вой МКПП на четвертой и пятой ступенях свидетельствует о комплексном износе подшипников вторичного вала, шестерен и муфт синхронизаторов высших передач. Компоненты испытывают повышенные нагрузки при движении автомобиля на высокой скорости. Подшипники вторичного вала на прямых ступенях вращаются с очень большой частотой. Из‐за этого они подвергаются сильному нагреву, теряют свойства, начинают гудеть. Дефектные подшипники вызывают вибрации вторичного вала, которые передаются на шестерни, синхронизаторы.

Синхронизатор механической коробки
Синхронизатор МКПП

Шестерни высших передач при активном движении по трассе работают в напряженном режиме. Постоянное трение приводит к истиранию зубьев, появлению микротрещин, сколов. Особенно страдают шестерни пятой ступени, главной пары, ведь через них проходит максимальный крутящий момент. Изношенные шестерни издают неприятный металлический вой при зацеплении.

Муфты синхронизаторов четвертой и пятой ступени обеспечивают плавное переключение на высоких скоростях. Со временем зубчатые венцы муфт стачиваются, пружины слабеют, нарушается геометрия конусов. Из‐за этого синхронизаторы начинают проскальзывать, гудеть при включении или выключении передачи. Чтобы провести диагностику, надо снимать и разбирать коробку, менять подшипники, шестерни, муфты синхронизаторов.

На конкретной передаче

Если МКПП издает посторонние звуки (вой, гул, треск) только на одной конкретной передаче (на третьей), то причиной становится износ соответствующей шестерни, муфты синхронизатора. Детали работают в паре, подвергаются постоянным нагрузкам при включении, выключении ступени. Шестерни в коробке делают из высокопрочных сталей, подвергают термической обработке. Но со временем на зубьях появляются следы усталостного износа, микротрещины, сколы. Особенно страдают шестерни третьей передачи, ведь они часто используются при обгонах, резких ускорениях. Дефектная шестерня начинает шуметь, вибрировать при зацеплении с парной деталью.

Муфта синхронизатора МКПП
Муфта синхронизатора

Муфта синхронизатора третьей ступени отвечает за плавное, безударное включение шестерней. Внутри муфты находятся блокирующие кольца с косыми зубьями, которые обеспечивают синхронизацию скоростей вращения валов. При активной эксплуатации автомобиля зубья колец истираются, нарушается четкость работы механизма. В результате возникают рывки, посторонние звуки при выборе третьей скорости.

Шумы, вызванные износом шестерни и муфты синхронизатора, проявляются по-разному. Обычно это глухой гул, переходящий в вой и скрежет металла при увеличении оборотов двигателя. Звук может возникать как при включении третьей передачи, так и при движении с постоянной скоростью. Бывают проблемы с переключением: ступень включается с усилием или “выскакивает” самопроизвольно.

Точный “диагноз” можно поставить только после вскрытия коробки передач, ревизии деталей. Судя по нашему опыту, изношенную шестерню и муфту синхронизатора приходится менять в сборе. Если дефекты критические, то потребуется правка или замена валов коробки.

АКПП

Автоматическая коробка передач (АКПП) — это сложный агрегат трансмиссии, который самостоятельно переключает ступени в зависимости от скорости движения автомобиля, нагрузки на двигатель. Водителю не нужно вручную манипулировать рычагом и педалью сцепления, как в механике. Процесс переключения ступеней происходит плавно, незаметно для пассажиров. Основные элементы гидромеханической АКПП:

  1. Гидротрансформатор, передающий крутящий момент от двигателя и умножающий его.
  2. Планетарные ряды с шестернями, которые формируют передаточные числа.
  3. Набор фрикционов и тормозных лент, отвечающих за переключение ступеней.
  4. Клапанная коробка с гидроблоком управления, регулирующая давление масла в системе.

Принцип работы АКПП заключается в автоматическом изменении передаточного отношения в планетарном редукторе за счет блокировки, растормаживания фрикционных элементов. Блок управления учитывает много параметров: положение дроссельной заслонки, скорость автомобиля, обороты двигателя, сопротивление движению. Причины гула:

Причина На холодную Разгон Низкая скорость Конкретные передачи
Подшипник первичного вала +
Подшипник вторичного вала +
Фрикционные пары в ГТД +
Шестерни передач +
Гидротрансформатор + +
Густое масло +

При бережной эксплуатации, своевременной замене масла, АКПП способна надежно служить сотни тысяч километров. Но иногда в ее работе возникают сбои, вызванные износом или поломкой компонентов. Признаки неисправности автомата — рывки, толчки, задержки при переключении передач, посторонние шумы, вибрации. Иногда АКПП пинается. Перейдем к режимам работы.

Сразу после запуска мотора

Если АКПП начинает гудеть или выть сразу после запуска двигателя, особенно в холодную погоду, то причин может быть несколько. Чаще всего это слишком густое масло ATF, износ подшипника первичного вала или поломка элементов гидротрансформатора.

Жидкость ATF — основа работы АКПП. Она передает усилия на фрикционы, смазывает детали. Если масло старое, загрязненное или неподходящее по вязкости, то возникают проблемы с переключением передач, шумы при работе агрегата. На морозе густая жидкость ATF с трудом прокачивается по каналам гидроблока, отчего страдают подшипники, шестерни.

Слив масла из АКПП
Слив жидкости ATF

Подшипник первичного (входного) вала АКПП связан с гидротрансформатором. Он принимает на себя основные нагрузки от двигателя. При холодном пуске на подшипник воздействуют ударные моменты, что приводит к ускоренному износу. Дефектный подшипник издает неприятный гул, особенно заметный до прогрева коробки.

Гидротрансформатор (ГДТ) состоит из комплекса лопастных колес. Он отвечает за передачу крутящего момента от мотора к планетарному редуктору. Поломка крыльчатки насосного колеса, повреждение обгонной муфты или разрушение упорного подшипника вызывают металлический гул, вибрации корпуса АКПП при запуске силового агрегата.

Причинами воя коробки-автомат на холодную могут быть износ уплотнений, деформация поддона картера. Точно определить источник шума можно только после комплексной диагностики АКПП. По результатам проверки будет ясно, нужна ли замена масла ATF, ремонт гидротрансформатора или более серьезное восстановление. Чтобы уберечь автоматическую трансмиссию от проблем, надо вовремя менять масло ATF (каждые 40-60 тыс. км), прогревать двигатель перед поездкой, избегать резких стартов и торможений.

Во время разгона

Если АКПП издает вой или гул при интенсивном разгоне автомобиля, то высока вероятность износа подшипников ведущего (входного) или ведомого (выходного) валов. Эти подшипники работают в условиях больших нагрузок и высоких скоростей вращения, что приводит к их постепенному разрушению.

Гидротрансформатор АКПП
Гидротрансформатор коробки‐автомата

Ведущий вал АКПП связан с гидротрансформатором. Он передает крутящий момент от двигателя на планетарный ряд. Его подшипники испытывают максимальные усилия при старте с места и резком нажатии на педаль газа. Ведомый вал вращается в паре с главной передачей, отвечает за вывод мощности на колеса. При агрессивной манере вождения он подвергается повышенным нагрузкам.

Со временем в подшипниках появляются дефекты: трещины на сепараторах, выкрашивание дорожек качения, разрушение тел качения. Все это приводит к увеличению зазоров, потере плавности хода и возникновению посторонних звуков. Характерный вой изношенных подшипников лучше всего слышно при интенсивном разгоне, когда обороты двигателя и скорость вращения валов максимальны.

Вначале развития дефекта гул подшипников может периодически пропадать, особенно при спокойном движении. Но с каждым днем он становится все громче, навязчивее. Возможно появление вибраций рычага селектора АКПП, рывков и толчков при переключении ступеней. В запущенных случаях разбитые подшипники приводят к заклиниванию валов, полному отказу трансмиссии.

Точную причину воя коробки‐автомат при разгоне можно установить только после вскрытия агрегата и оценки состояния его компонентов. Дефектные подшипники меняют в сборе с сальниками, упорными шайбами. Иногда приходится восстанавливать изношенные шейки валов или даже полностью заменять их.

На определенной ступени

Если АКПП начинает гудеть или завывать при включении конкретной ступени (второй или третьей), то причиной становится износ шестерен планетарного ряда или повреждение фрикционов гидротрансформатора, отвечающих за эту передачу.

Шестерни в АКПП производят из высокопрочных материалов, их закаляют. Но при длительной эксплуатации, особенно в условиях повышенных нагрузок, зубья шестерней истираются, на них появляются сколы, трещины. В результате нарушается плавность зацепления, возникают вибрации и гул, который усиливается при активном разгоне.

Фрикционы АКПП
Фрикционы “автомата”

Фрикционные элементы (диски, кольца, ленты) обеспечивают переключение ступеней в гидротрансформаторе за счет блокировки, растормаживания планетарных рядов. Со временем из‐за перегрева и загрязнения масла ATF, фрикционы теряют свойства: истончаются, коробятся, на них появляются задиры, очаги деструкции. Это приводит к проскальзыванию дисков, пробуксовкам, характерному гулу при включении передачи.

Звуки, вызванные износом шестерен и фрикционов, могут проявляться по‐разному. Обычно это монотонный низкочастотный гул, переходящий в вибрацию и резонанс при определенных оборотах двигателя. Дефект дает о себе знать как при трогании с места, так и при наборе скорости. Возможны рывки, толчки и затянутые паузы при переключениях. Ремонт предполагает замену изношенных шестерен, фрикционных дисков и уплотнений гидроблока. В запущенных случаях восстановление коробки потребует серьезных вложений с перебором всех узлов.

Присадки для снижения уровня шума

Если слышен гул в коробке передач, она начинает гудеть, выть или издавать другие посторонние звуки, то первым делом нужно провести диагностику, выявить причину неполадки. Но когда дефект еще не слишком серьезный, можно попробовать устранить шум с помощью добавки присадок в трансмиссионное масло. Присадки от шума — комплекс активных веществ, которые улучшают свойства масла, восстанавливают изношенные детали. В зависимости от состава, они могут:

  1. Повышать вязкость и несущую способность масла, снижая трение между деталями.
  2. Заполнять микротрещины и неровности на поверхностях, сглаживая зазоры.
  3. Создавать прочную масляную пленку, защищая узлы от износа и перегрева.
  4. Очищать каналы гидроблока от отложений и продуктов окисления.

Можно использовать присадки для борьбы с гулом и воем в таких случаях:

  • износ шестерен и подшипников из‐за некачественного масла или большого пробега;
  • повреждение синхронизаторов и фрикционов вследствие перегрева или загрязнения;
  • вибрации, стуки при переключении передач, вызванные износом деталей;
  • утечки масла через изношенные сальники, уплотнения.

Применять присадки нужно строго по инструкции, не превышая рекомендованную дозировку. Обычно флакон “химии” заливают в коробку через маслозаливную горловину. После этого необходимо проехать 2–3 километра, чтобы состав равномерно распределился, начал работать.

Присадки — не панацея. Они не могут полностью устранить серьезные дефекты КПП. Жидкости лишь временно маскируют звуки, замедляют развитие неисправностей. При критическом износе или поломке деталей придется делать капитальный ремонт с заменой проблемных узлов.

Выводы

Шум в коробке передач – это всегда повод для беспокойства. Независимо от типа трансмиссии (механика или автомат), любые посторонние звуки свидетельствуют о развитии неисправностей, требуют немедленной реакции со стороны владельца. Распространенные причины гула, воя и других “звуковых аномалий” в КПП:

  1. Низкий уровень или некачественное трансмиссионное масло.
  2. Износ подшипников первичного, вторичного или промежуточного валов.
  3. Повреждение шестерен и зубчатых колес из‐за усталости металла.
  4. Дефекты синхронизаторов и фрикционных элементов.
  5. Проблемы с гидротрансформатором или гидроблоком (в АКПП).

Диагностика позволяет выявить истинную причину гула коробки, принять меры до того, как произойдет серьезная поломка. Опытные автомеханики определяют характер неисправности по тембру звука, условиям его возникновения и сопутствующим симптомам (вибрации, рывкам, затрудненному переключению передач). Найти, устранить причину самостоятельно трудно. Вой — только симптом. Докопаться до причины можно лишь после демонтажа, разборки КПП.

Источник: ddcar.ru

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
i-TC.ru
Left Menu Icon