Наш ДзенМой аккаунтПоделись ссылкойВход / РегистрацияУдалить из закладокПоиск по сайтуДобавить в закладкиМои закладки
Как правильно открутить шкив коленвала

Как правильно открутить шкив коленвала

Шкив коленвала — приводной ролик двигателя внутреннего сгорания. Он передает вращение от коленчатого вала к другим системам автомобиля. От правильной работы этого узла зависит работа многих механизмов машины. Это система охлаждения, газораспределительный механизм, рулевое управление.

Ролик привода может повредиться или прийти в негодность. Типичные причины — износ или деформация детали, заклинивание, возникновение люфта. Это вынуждает водителя выполнить демонтаж приводного ролика. Но порой возникают сложности при этой операции.

Дадим подробные и доходчивые инструкции о том, как открутить шкив коленвала. Здесь будет информация о назначении детали, месте ее расположения, причинах демонтажа, проблемах и способах их преодоления.

Что такое шкив и зачем он нужен

Шкив — деталь двигателя, установленная прямо на коленчатом валу. Он работает как передаточный механизм, помогает распределить часть мощности двигателя на другие агрегаты автомобиля.

Шкив коленчатого валаШкив коленвала

Ролик или шестерня обеспечивают привод ременных и цепных трансмиссий, соединяющих коленчатый вал с насосами, генератором, компрессором кондиционера. На “колесе” размещают датчики — скорости, фаз, положения коленвала. Деталь служит опорным элементом для натяжителей, роликов, регулирующих натяжение приводных ремней. Без приводного ролика обойтись нельзя. От его исправности зависит работа многих систем автомобиля. Поэтому периодически надо демонтировать шкив для осмотра, ремонта или полной замены.

Место расположения шкива

Деталь располагается на торцевой части коленчатого вала двигателя. Ее точная локация зависит от компоновки, типа привода автомобиля:

  1. На классической заднеприводной схеме с продольным расположением двигателя деталь находится спереди со стороны вентилятора системы охлаждения.
  2. В переднеприводных машинах с поперечным расположением силового агрегата приводной ролик располагается сбоку, со стороны места крепления колес.

Для доступа к детали на заднем приводе может потребоваться подъемник или эстакада. В переднеприводном автомобиле проще получить доступ через колесный проем, для чего необходимо открутить переднее колесо со стороны расположения шкива. После откручивания колесных болтов, машину нужно раскачать для отделения ступицы от гайки. Затем колесо снимают, получая свободный доступ к ролику привода через образовавшийся проем в арке.

Зачем надо снимать шкив

Демонтаж нужен из‐за таких неприятностей:

  1. Износ или механические повреждения самой детали. Появление трещин, сколов, деформаций не позволяют приводному ролику полноценно работать.
  2. Заклинивание подшипника, повышенный люфт или вибрации тоже становятся поводом для ревизии, замены шкива.
  3. Поломка стопорной шпонки ведет к нарушению синхронности вращения ролика и коленвала.
  4. Протечка масла через сальник коленчатого вала.
  5. Проскальзывание или обрыв приводного ремня вследствие износа канавок ролика.
  6. Повреждение шестерни в шкиве газораспределительного механизма.
  7. Необходимость капитального ремонта двигателя с разборкой, дефектовкой всех деталей.

Во всех случаях без демонтажа не обойтись. Но не все так просто. Есть типичная проблема, с которой мы сталкиваемся постоянно.

Почему шкив трудно демонтировать

Снятие приводной детали может вызвать сложности по ряду причин:

  1. Плохая доступность расположения приводного ролика в подкапотном пространстве, ограниченность места для проведения работ.
  2. Большой крутящий момент затяжки крепежных болтов или гаек, установленный еще на заводе.
  3. Необходимость предварительной фиксации коленвала от проворачивания во время откручивания крепежа.
  4. Прикипание деталей друг к другу в результате длительной эксплуатации.
  5. Вероятность срыва резьбы крепежа не по направлению откручивания, что чревато поломкой болта или гайки.
  6. Сложность снятия плотно сидящей детали без специального съемника, риск повредить коленвал.
  7. Невозможность обеспечить правильную установку и фиксацию шкива без знаний, навыков, оборудования.

Эти факторы могут значительно осложнить задачу для неопытного водителя.

В какую сторону откручивать гайку

Чтобы определить направление откручивания крепежа, необходимо выяснить направление вращения коленчатого вала в рабочем режиме. Для этого достаточно “раскачать” двигатель и на холостых оборотах визуально проследить за вращением ремня приводных агрегатов.

Крепежная гайкаФиксирующая гайка

Если коленвал вращается по часовой стрелке, значит резьба нарезана так, что гайка или болт самозатягиваются в этом направлении. Откручивать крепеж нужно в противоположную от часовой стрелки сторону, как большинство стандартных резьбовых соединений с правой резьбой. Если направление вращения коленчатого вала против часовой стрелки, то и резьба нарезана наоборот. Тогда фиксирующую гайку нужно поворачивать по часовой стрелке для откручивания.

Это простое правило поможет избежать поломки крепежа, облегчит откручивание приводной детали. Чтобы узнать, в какую именно сторону откручивается автомобильный шкив коленвала, надо посмотреть на направление вращения. Если по часовой стрелке, нужно откручивать против и наоборот.

Какие нужны инструменты

Чтобы успешно открутить шкив коленвала, потребуется подобрать, подготовить необходимые инструменты. В числе основных:

  • торцевая головка под крепежную гайку;
  • удлинитель, вороток с храповым механизмом, трещотки лучше избегать, они непрочные;
  • стопор для фиксации коленчатого вала от проворачивания во время откручивания;
  • съемник шкива (приобрести при отсутствии или сделать самостоятельно);
  • проникающая смазка для обработки крепежа накануне демонтажа детали;
  • набор монтажных лопаток, отверток, другого вспомогательного инструмента.

Также потребуются домкрат и противооткатные упоры при работе с переднеприводным автомобилем для снятия колеса, фиксации машины на весу. Не советуем использовать рожковые или тем более раздвижные ключи. Ими легко сорвать грани гаек, болтов.

Способы фиксации коленвала

Главная сложность при демонтаже детали – как полностью застопорить шкив автомобильного коленвала Это порой трудно сделать. На нашей памяти бывали случаи, когда инструмент обламывал зубья на венце, а длинная ручка «фиксатора» разбивала картер силового агрегата. Чтобы не повторять ошибок, советуем применять наименее «травматичный» метод с фиксацией резиновым поликлиновым ремнем.

Намотка поликлинового ремня

Зафиксировать коленвал при откручивании гайки можно с помощью поликлинового ремня привода газораспределительного механизма или генератора. Эти ремни прочные, почти не рвутся. Для реализации метода потребуется взять подходящий по размерам кусок ремня и сделать из него петлю, надев на шкив. Петля должна плотно охватывать ролик.

Как застопорить шкив ремнемФиксация поликлиновым ремнем

Затем, в образовавшийся зазор петли вставляется рычаг — металлический прут или деревянная ручка молотка, упирается в неподвижные элементы подвески, моторного отсека или лонжероны рамы. При такой фиксации коленвал надежно блокируется от проворачивания, что позволяет ключом открутить гайку или болт крепления, не опасаясь его провернуть следом за крепежом. Это простой, доступный для водителя способ.

Включение передачи и тормоза

Относительно безопасный способ остановки коленвала от проворачивания при откручивании крепежа — использование коробки передач, тормозной системы автомобиля. Это применимо на заднеприводных машинах с МКПП. Перед началом демонтажа, водитель должен полностью выжать сцепление, включить первую или вторую передачу, а на стояночный тормоз можно не полагаться.

Включение скорости на механической коробке передачВключение передачи на МКПП

За счет механического зацепления шестерен КПП с ведущими колесами происходит блокировка коленчатого вала от проворачивания при откручивании крепежа ключом или торцевой головкой. Если этого недостаточно, а коленвал все равно медленно прокручивается, надо задействовать дополнительную страховку для полной фиксации от возможного поворота.

Использование съемника

Еще один метод предотвращения проворачивания коленчатого вала при откручивании крепежа — применение съемника шкива. Это металлическая конструкция, которая закрепляется на посадочном месте приводного ролика и упирается в неподвижные элементы двигателя. За счет этого коленвал надежно фиксируется от возможного вращения.

Съемник шкива коленвалаСъемник приводного ролика

Съемник позволяет предохранить резьбу болта или гайки от срыва, повреждения в процессе откручивания. А еще инструмент облегчает демонтирование застрявшего шкива с коленчатого вала. Минус в том, что не у каждого водителя есть такое приспособление. Вот как открутить болт шкива коленвала. Придется либо покупать съемник, либо изготавливать его самому. Хотя в интернете полно готовых чертежей. Понадобится сварочный аппарат, а иногда и токарный станок.

Заклинивание венца

Один из способов фиксации заключается в непосредственном заклинивании коленчатого вала с помощью монтировки или лопатки. Для этого в зубчатый венец коленвала аккуратно вставляют плоский наконечник инструмента так, чтобы он надежно зацепил несколько зубьев разом. Ручку лопатки или монтировки упирают в соседние неподвижные детали двигателя, не давая валу провернуться.

Обломанные зубья на венце коленчатого валаОбломанные зубья венца коленвала

Этот метод сопряжен с рисками: велика опасность сорвать или сломать зуб на коленчатом валу приложением чрезмерных усилий. Можно “нарваться” на дорогой ремонт или замену всего вала. Поэтому способ фиксации рекомендуем применять лишь в самом крайнем случае, при отсутствии других вариантов. И лучше делать это с максимальной аккуратностью, не допуская резких рывков, ударов.

Как стронуть “сложную” гайку

Если не откручивается закисший болт шкива коленвала, можно воспользоваться следующими приемами:

  1. Обработать крепежную резьбу проникающим аэрозолем сначала накануне, а перед снятием ролика — повторно. Это поможет разрушить ржавчину или окислы.
  2. Аккуратно постучать по гайке (болту) через деревянную проставку молотком для разрушения возможного налета.
  3. Максимально удлинить плечо рычага ключа или воротка, для увеличения момента. Зафиксировать коленчатый вал.
  4. Обработать крепеж ударным гайковертом, если есть возможность и навыки с ним работать.
  5. Использовать стартер для проворачивания коленвала, разрушения сцепления резьб, отключив подачу топлива.

Соблюдая меры предосторожности, последовательность действий, удастся сорвать любой крепко сидящий болт или гайку крепления.

Установка шкива на место

После демонтажа приводного ролика и работ с двигателем наступает этап обратной сборки. Чтобы установить приводной ролик на коленчатый вал, нужно придерживаться таких рекомендаций:

  1. Перед установкой проверить состояние посадочных мест на валу. Очистить, устранить любые дефекты (забоины, риски, заусенцы).
  2. В случае наличия, поменять стопорную шпонку. Смазать моторным маслом посадочный конус вала.
  3. Аккуратно надеть ролик на коленвал. Проверить совпадение меток на шкиве и валу при их наличии.
  4. Проверить полное прилегание детали к упорной поверхности, усадить легкими постукиваниями.
  5. Затянуть крепеж до нужного момента (указан в справочнике по автомобилю). Использовать динамометрический ключ.
  6. Оценить легкость вращения ролика от руки после затяжки. Установить ремни, натяжители. Проверить ремень ГРМ.

Правильная установка ролика привода важна для обеспечения долгой эксплуатации коленвала, ременных и цепных приводов.

Выводы

Демонтаж и установка шкива коленчатого вала требует навыков и знаний. В теории все просто. На деле много подводных камней. Главное — это правильно подобрать инструменты, в том числе приспособление для фиксации коленвала. Надо заранее определить верное направление откручивания крепежа.

Если ролик не поддается откручиванию вручную, применение вспомогательных методов, средств поможет справиться с задачей, не повредив резьбовое соединение. Аккуратность и следование инструкциям нужны также при обратной установке приводного ролика — от этого зависит работоспособность многих систем автомобиля.

При дефиците опыта или уверенности лучше доверить демонтаж специалистам автосервиса. Мотористы быстро снимут приводную деталь, а потом установят ее на место без повреждения картера и других частей силового агрегата.

 

Источник: ddcar.ru

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
i-TC.ru
Left Menu Icon