Провал педали тормоза: причины, диагностика

Провал педали тормоза: причины, диагностика

В чем причина? Провал педали тормоза может произойти из-за проблем с тормозной жидкостью (мало или некачественная), износа деталей системы, механических повреждений. Особую опасность эта неисправность представляет на дороге во время маневра.

Как диагностировать? В первую очередь нужно проверить уровень и качество тормозной жидкости. Если с этим все в порядке, следует обратить внимание на колодки и диски, определить степень их износа. Но и это еще не все…

Виды провалов педали тормоза

Прежде всего разберемся в основных видах провала педали тормоза. Симптомы данной проблемы существенно отличаются, поэтому определить причину поломки бывает сложно. Необходимо знать особенности ситуации, в которой произошел провал тормозной педали. Так вы сможете исключить неисправности, не имеющие отношения к данному случаю.

К примеру, когда педаль провалилась при заглушенном моторе, скорее всего, тормоза полностью отсутствуют, придется выполнить сложные ремонтные работы. Но в этой ситуации вы легко обнаружите причину неисправности. Первое, что нужно сделать, – осмотреть автомобиль, и обычно сразу удается найти, какой механизм вышел из строя.

К сожалению, в большинстве случаев провал педали тормоза происходит при нажатии при заведенном двигателе.

Существуют следующие ситуации, когда обнаруживается провал тормозной педали:

  • когда мотор заведен;
  • после установки колодки;
  • после прокачки тормозной системы;
  • резкий провал;
  • плавный провал;
  • провал происходит редко;
  • после 3-4 нажатий поломка исчезает;
  • педаль провалилась, но тормозная жидкость не уходит.

В отдельную категорию стоит выделить поломку после того, как вы установили новые колодки, заменили жидкость или выполнили ремонт тормозов.

Далее подробно рассмотрим каждую из возможных ситуаций. Однако если проблема возникла после того, как вы отремонтировали или обслужили тормоза, найти причину неисправности будет просто.

Если же провалы резкие, плавные, возникающие время от времени и исчезающие после трех-четырех нажатий, то обнаружить неисправность будет сложнее. Прежде всего следует определить, насколько поломка серьезная. Например, если провалы происходят изредка, значит, найти и устранить такую неисправность будет непросто.

Когда педаль проваливается резко, то это может и напугать, однако это один из самых простых случаев, поскольку вы сможете быстро продиагностировать систему и обнаружить проблему.

Последний пункт в нашем списке, когда педаль проваливается, однако тормозная жидкость не уходит, тоже встречается часто. Такой симптом свидетельствует, что система не была разгерметизирована.

Воздух в тормозной системе

Даже если в тормозной системе есть воздух, это не значит, что жидкость утекает и ее недостаточно в расширительном бачке. Случается и такое, что в магистралях образуются воздушные пробки.

При осмотре бачка вы заметите, что тормоза не функционируют и внутри не образуется давление. Воздух заполняет собой большой объем, а уровень тормозной жидкости в бачке оптимальный.

Воздух в тормозной системе

Но при нажатии на тормозную педаль происходит провал, одновременно с этим срабатывают воздушные пробки. Под давлением происходит их сжатие и уменьшение объема. Это приводит к тому, что создаваемое главным цилиндром усилие становится меньше.

При таком минимальном давлении колодки не могут нормально функционировать. Однако разгерметизации системы не происходит. В данной ситуации может быть проблематично обнаружить причину поломки.

Когда уровень тормозной жидкости в бачке нормальный, но происходит провал педали тормоза при нажатии на нее, в первую очередь надо предположить наличие воздуха. Чтобы устранить поломку, нужно прокачать систему. Даже если вы выполняли эту манипуляцию не так давно, следует повторить прокачку еще раз – возможно, предыдущая работа была выполнена не совсем качественно.

Утечка тормозной жидкости

Основная причина провала педали тормоза заключается в утечке рабочей жидкости. При уменьшении количества тормозной жидкости происходит восполнение недостающего объема за счет воздушной массы. При нажатии на тормоз главный цилиндр сжимает воздух в системе.

Если вы разбираетесь в том, как функционирует система, то поймете, что до тормозных колодок усилия не дойдут. Произойдет провал педали, автомобиль не сможет затормозить.

Прежде всего необходимо проверить, достаточно ли тормозной жидкости в расширительном бачке. Когда этот параметр меньше допустимого, значит, вы нашли причину поломки.

Однако могут возникнуть сложности с тем, почему утекает жидкость. Когда случилась утечка и вы тут же заметили, что педаль проваливается, то надо осмотреть место стоянки на предмет подтеков и лужиц под автомобилем. И это самый простой вариант, когда можно локализовать поломку.

Но если вы уехали с парковки, придется провести осмотр всей тормозной системы. Жидкость достаточно маслянистая, вы легко заметите подтеки.

Особое внимание следует уделить области рядом с колесами: жидкость может быть на ступицах, суппортах, патрубках. Также нужно осмотреть подкапотное пространство. Если протечка произошла в этой области, то маслянистые пятна будут на главном тормозном цилиндре. Также расширительный бачок может протечь.

Утечка тормозной жидкости

При обнаружении места протечки необходимо заменить вышедшую из строя деталь. Затем нужно выполнить прокачку системы, чтобы убрать из нее воздух. Обычно протекают рабочие тормозные цилиндры, трубки также могут растрескиваться со временем, особенно если машина эксплуатируется в жестких условиях.

В подкапотном пространстве протечки образуются из-за плохих уплотнителей. Они рассыхаются, портятся из-за низкокачественной рабочей жидкости.

Некачественная тормозная жидкость

Основная составляющая тормозной жидкости – это гликолевые компоненты. Примерно 10 % приходятся всевозможные присадки. Они необходимы для защиты системы от разрушения изнутри. Когда качество тормозной жидкости низкое, в ней отсутствуют присадки, или же они добавлены в недостаточном объеме. Также с течением времени присадки утрачивают свои качества.

Многие автовладельцы, столкнувшиеся с провалом педали тормоза, замечают, что резиновые шланги магистралей изнутри расслоившиеся и разбухшие.

Если проблему не устранить сразу, шланги полностью разрушатся, произойдет разгерметизация системы. Это приведет к тому, что тормозная жидкость начнет вытекать, в систему попадет воздух.

Из-за низкого качества рабочей жидкости портятся не только резиновые патрубки. Из данного материала также сделаны уплотнительные манжеты в главном тормозном цилиндре.

Если манжеты разбухнут и расслоятся, произойдет поломка. Система разгерметизируется, жидкость под давлением вытечет, машина перестанет нормально тормозить, водитель обнаружит, что педаль проваливается.

Тормозная жидкость давно не менялась

Автопроизводители рекомендуют заливать новую тормозную жидкость через 40 тыс. км пробега.

Однако не каждый владелец авто придерживается данного требования, практика показывает, что большинство водителей меняют жидкость через 100 000-200 000 километров. Дело в том, что даже при таком пробеге она может сохранять свои свойства и работать удовлетворительно. Но стоит ли ждать провала педали тормоза, чтобы понять, что пришла пора менять жидкость?

О необходимости замены тормозной жидкости судят не только по пробегу. Прежде всего обратите внимание на цвет и консистенцию. Если она стала мутная и темная, использовать ее нельзя. Тормозная жидкость обладает высокой гигроскопичностью. С течением времени она аккумулирует влагу, в результате меняется ее химический состав.

Конечно, это не приведет к провалу педали, однако на элементах тормозной системы образуется ржавчина. А это станет причиной того, что машина перестанет нормально тормозить.

Многие неопытные автовладельцы ошибочно полагают, что сжатие воды происходит сильнее, чем тормозной жидкости, что в корне неверно.

Неисправный главный тормозной цилиндр

Тормозной цилиндр выходит из строя достаточно редко. Со временем этот механизм изнашивается. В ряде ситуаций его можно восстановить, если приобрести ремкомплект. Однако в большинстве случаев тормозной цилиндр меняют. Кстати, при необходимости можно установить контрактную деталь.

Определить, что провал педали тормоза на маленькой или большой скорости происходит по вине тормозного цилиндра, достаточно сложно. Визуальный осмотр поможет, только если произошла протечка. Увидеть износ механизма вы сможете только после того, как демонтируете тормозной цилиндр, а затем разберете его. К данной манипуляции прибегают в тех случаях, когда с помощью других методов не удалось устранить провал тормозной педали.

Большой зазор между педалью тормоза и усилителем

Когда данный зазор слишком большой, при нажатии на педаль усилие не будет передаваться на главный цилиндр. Определить, что причина неисправности в этом, достаточно просто. Данная проблема встречается редко, кроме того, в этом случае при провале тормозной педали жидкость не будет уходить.

Также из-за того, что зазор большой, тормоза станут срабатывать позднее положенного. Опытный водитель сразу же определит, что причина поломки заключается в неправильно выставленном зазоре.

Большой зазор между педалью тормоза и усилителем

Чтобы отрегулировать зазор, нужно учитывать конструктивные особенности машины. Если вы установили нужный зазор, но проблема не исчезла, возможно, педаль проваливается из-за этого, что элементы тормозной системы износились. В этом случае придется заменить их.

Большой зазор между колодками и барабанами тормозной системы

Когда на автомобиле установлены задние тормоза барабанного типа, причина провала педали заключается в слишком большом зазоре между колодками и барабанами. По этой причине контакт между ними происходит с запозданием. В результате часть тормозной системы срабатывает вхолостую. Это приводит к провалу педали.

В данном случае наблюдается также утечка жидкости и другие признаки поломки. Внимательно осмотрите колодки, возможно, они износились, перекошены либо ослабли. Чтобы отрегулировать зазор, следует учитывать конструктивные особенности тормозной системы, а также изучить руководство по эксплуатации автомобиля. В каждом отдельном случае порядок действий будет отличаться.

Неисправности ступиц

Неисправность ступиц, а именно ослабление креплений этого узла, также приводит к провалу тормозной педали.

В этом случае проблема возникнет при совершении поворотов, поскольку ослабившаяся ступица перекосится и раздвинет тормозные колодки. Провал педали будет больше заметен, если колодки достаточно сильно изношены.

Обнаружить и ликвидировать такую неисправность легко. Необходимо вывесить поочередно колеса, снять диски и осмотреть тормозной механизм. Вы сразу поймете, что ступица ослабла, в этом случае ее нужно затянуть и установить колеса обратно. Нередко случается такое, что во время диагностики вы заметили, что ступица ослабла, однако крепеж затянут достаточно сильно. Это значит, что деталь износилась и придется заменить ее.

Износ тормозных колодок

В редких случаях наблюдается провал педали тормоза, если колодки порядком износились. Чтобы обнаружить эту неисправность, нужно осмотреть рабочую поверхность дисков или барабанов. Если колодки тонкие и стертые, им придется пройти большое расстояние, пока они не проконтактируют с дисками или барабанами. Часть этого расстояния они преодолевают вхолостую, в результате чего проваливается тормозная педаль.

Износ тормозных колодок

В такой ситуации тормоза все-таки срабатывают, но с небольшой задержкой. Обратите внимание на этот нюанс, и вы сможете быстро определить, в чем причина поломки.

Педаль будет ватная или слишком мягкая лишь в начале своего хода, затем она срабатывает нормально. В данном случае следует осмотреть колодки, возможно, они сильно изношены. Помните, что на каждом колесе установлена пара колодок, и осмотрите также те, которые на внутренней стороне, – про них обычно забывают. Возможно, изнутри износ намного больше, чем с наружной стороны.

Чтобы ликвидировать проблему, следует заменить расходники. Установите полный комплект новых колодок. Затем надо прокачать систему. Если этого не сделать, то вы снова столкнетесь с провалом тормозной педали после замены колодок.

Непритертые детали тормозной системы

Провал педали тормоза после замены колодок может случиться и по той причине, что элементы системы не притерлись друг к другу. В таком случае вы ощутите биение при торможении. Ощущается это как сильные вибрации, передающиеся в ногу водителя. Данный признак не указывает на серьезную поломку, если вы недавно поменяли колодки.

По прошествии некоторого времени детали тормозной системы притрутся друг к другу, и проблема исчезнет. Можно встретить рекомендацию проехать 500 км, чтобы все элементы встали на место и педаль перестала проваливаться.

Однако это слишком условно. Ведь если указанную дистанцию вы будете ехать по свободной трассе, провалы не пропадут. А вот во время движения в городских условиях элементы тормозной системы притрутся уже через 100 километров пробега. Также скорость притирки зависит от качества деталей.

Даже если притирка элементов тормозной системы после замены колодок прошла успешно, следует проверить уровень жидкости в расширительном бачке – важно не пропустить этот момент. При необходимости надо долить жидкость, а также стоит еще раз прокачать тормоза.

Перегрев тормозов

Тормоза перегреваются достаточно редко, однако это может стать причиной провала педали. Система перегревается, если вы длительное время двигаетесь в городских условиях по пробкам. Каждая машина имеет свой предел, после которого начинается перегрев тормозов. Необходимо учитывать конструктивные особенности авто, качество колодок, а также специфику охлаждения. Перегрев тормозов и, соответственно, провал педали могут периодически возникать, устранить эту проблему навсегда не получится.

Перегрев тормозов

В частности, вы можете столкнуться с провалом педали тормоза на светофоре после агрессивной езды. Однако появление данных симптомов не указывает на поломку, а значит, необходимость в ремонте отпадает.

Если вы заметили, что педаль проваливается, измените стиль езды, особенно когда вы любите резко разгоняться и тормозить. Рекомендуется припарковать автомобиль, чтобы устранить перегрев тормозной системы.

Важно! Нельзя прикасаться руками к элементам тормозной системы, чтобы проверить температуру колодок, так как можно обжечься. Нельзя трогать тормозные диски, поскольку через них происходит охлаждение. Когда тормоза перегреты, вы заметите, что педаль проваливается, а тормоза гудят.

Устранить провал педали можно своими силами, однако если причина поломки серьезная, следует обратиться в автосервис. От состояния тормозной системы зависит безопасность во время движения, поэтому не стоит экономить на таких процедурах.

Мнения автовладельцев о причинах провала педали тормоза

  1. Шаг первый: экспресс-диагностика«Прежде всего проверяем ГТЦ и вакуумник. Для этого нужно нажать на педаль тормоза и удерживать ее, завести двигатель, в этот момент педаль уйдет вниз. Если этого не произошло, нужно проверить шланг и клапан вакуумника. Скорее всего, их придется заменить. Затем отпускаем педаль на 40-60 сек.

    В большинстве случаев требуется отремонтировать либо заменить ГТЦ, чтобы устранить проблему. Если при удержании педаль не провалилась, это указывает на то, что ГТЦ в нормальном рабочем состоянии, манжеты не перепускают.

    Когда замена тормозной жидкости производилась давно, необходимо залить новую “тормозуху”, поскольку в нее попадает конденсат. В этом случае тормоза работают хуже, происходит закипание жидкости, она утрачивает свои первоначальные свойства».

  2. Проверяем вакуумный усилитель«Вакуумный усилитель легко продиагностировать. Для этого нужно нажать на педаль на заглушенном двигателе и зафиксировать ногу на тормозах. Затем следует завести ДВС. Заметили, что педаль утопилась, значит, вакуумный усилитель тормозов функционирует нормально. И если утечка отсутствует, значит, проблема кроется в рабочих цилиндрах».
  3. Диагностика в полевых условиях«Прежде всего нужно проверить ступичный подшипник и тормозной диск. Когда подшипник люфтит, вместе с колесом будет шататься также тормозной диск. В результате колодки в суппорте разожмутся. В этом случае вы заметите, что первое нажатие на педаль длинное, тормоза ватные, поскольку колодки только сошлись на диске, при втором нажатии они прижмутся.

    Порядок действий следующий: съезжаем с асфальта на плохую дорогу, если тормоза стали работать еще хуже, значит, проблема в подшипнике и диске.

    Дело в том, что по бездорожью колесо ходит в стороны. Если при нажатии на тормоз ощущается биение, значит, подшипник разболтался или же диск помят».

При обнаружении провала педали тормоза, даже в небольшой степени, необходимо прекратить движение – езда с плохо работающими тормозами чревата ДТП. Однако стоит помнить о том, что нажатие на тормоз – не единственный способ исключить аварийную ситуацию. В ряде случаев нужно, напротив, прибавить скорость. Так считают опытные водители.

 

Источник: rad-star.ru

i-TC.ru
Left Menu Icon