Руль мастера боится или где улучшить свои навыки вождения.

Можно выделить три основных направления, в которых предлагается пройти школу мужества, совершенствуя свое водительское мастерство (особенно, когда до мастерства оно далеко). Первое – экстремальное вождение. Если отбросить всю красивую маркетинговую мишуру, зачастую, к сожалению, не имеющему никакого отношения к фактическому наполнению учебных программ, школы экстремального вождения должны учить именно экстремальному (вдумайтесь в смысл этого понятия) вождению.

Это что-то среднее между каскадерскими трюками базового уровня и начальной предспортивной подготовкой. Пригодятся ли вам в повседневной жизни резкие перестроения, управляемые заносы и крутые полицейские развороты? Ну, романтически настроенных девочек они, безусловно, сразу же лишают чувств, поэтому тем, кому не хватает внимания противоположного пола, можно и разучить пару фокусов. А если процесс понравится – попробовать выучиться на каскадера или гонщика.

Более приближена к бытовым запросам среднестатистических автолюбителей – контраварийная подготовка. Это не про пыль в глаза, это про реальные условия, с которыми каждый из нас сталкивается регулярно. Как не растеряться на скользкой дороге? Как в тех или иных обстоятельствах управляться с тягой, когда автомобиль теряет контроль? Как вообще научиться чувствовать свою машину, органы управления, рулевое колесо?

В чем-то контраварийная подготовка и экстремальное вождение схожи. Здесь тоже есть место спорту, а некоторые элементы абсолютно идентичны, но в первую голову контраварийная подготовка – это именно про повседневность. Поэтому тот же управляемый занос здесь – это не способ произвести впечатление, а реальный прием для прохождения поворота.

Третье направление – скажем так, восстановление навыков. Направление довольно нишевое и специфическое. Ориентировано на тех, кто по каким либо причинам долгое время не практиковал вождение и подзабыл полученные уроки. Сюда же можно отнести и восстановительную терапию после ДТП. С вами скрупулезно вспоминают азы, проходят основные нюансы, учат не бояться руля. И вообще – не бояться.

Кроме этих трех основных направлений существует масса разнообразных дополнительных программ, формируемых вольной прихотью их любознательных авторов (вплоть до отдельной самостоятельной программы по парковке), поэтому в каждом конкретном случае надо очень подробно изучать предлагаемые курсы и знакомиться с отзывами.

А теперь подробнее о возможных школах.

Ребята с нашего двора

Курсы экстремального вождения или контраварийного или и того и другого вместе (а кто-то еще и крючком вышивать умеет) сегодня существуют чуть ли не при каждой автошколе и не только. Каких-либо объективных рейтингов или государственной системы оценки, как, например, в гостиничном бизнесе – не существует. Поэтому ваш выбор  исключительно на вашей совести. Чем собственно энергично и пользуются… нет, не мошенники, их даже и мошенниками-то сложно назвать, потому что это абсолютно непрофессиональные люди – непрофессиональные и в мошенничестве и, к сожалению, в автомобильном вождении.

Они берут за свои услуги от 1-1,5 тыс. руб. в час (в зависимости от степени наглости) и показывают некие фигуры, которые при определенной смелости фантазии человеком несведущим могут быть восприняты и как контраварийная подготовка и как экстремальное вождение. Но чаще всего, что особенно обидно, прилагаемые обеими сторонами усилия в итоге выливаются в совершенно бессмысленную профанацию, не приносящую абсолютно никакой пользы.

Стало быть, повторимся еще раз – внимательно читайте отзывы, знакомьтесь с преподавателями, не стесняйтесь задавать каверзные вопросы, проверять документы, сертификаты и т. д. и прямо четко в лицо спрашивать: чем тот или иной курс лично вам с вашим опытом, знаниями и проч. бэкграундом может быть полезен?

Настоящих специалистов – а таких в этом бизнесе тоже немало – это нисколько не удивит и не смутит. Они не хуже вашего знают о неквалифицированных конкурентах, с которыми уже устали бороться. Поэтому рады каждому ответственному клиенту, способному в дальнейшем подтвердить их авторитетность.

Авторские школы

Ваша мечта освоить продвинутые драйверские навыки под руководством матерого профи, обладателя громких международных титулов, и колоссального раллийного опыта?  Да, никаких, проблем, она вполне может осуществиться в одной из авторских школ водительского мастерства. «Broslavsky Racing Academy» Геннадия Брославского, «Vasin Driving School» Евгения Васина, «Гоночная академия Антона Захарова» (понятно кого) – это, пожалуй, наиболее авторитетная тройка прославенных, уважаемых имен. Правда, заполучить личную аудиенцию самого маэстро сложно, но по дополнительной договоренности вполне возможно

Стоит обучение в таких школах недешево. За самое бюджетное 2-часовое индивидуальное занятие на своей машине придется отдать минимум 6700 руб., за групповые программы – от 15-20 тыс. руб. в зависимости от времени года. Но качество программ, равно как и профессионализм тренеров, конечно же, не вызывает никаких сомнений. Курсы самые разнообразные: естественно экстремальное вождение и контраварийная подготовка на самом высоком уровне, но так же в зависимости от школы могут быть предложены специальные занятия  для женщин и для детей, для восстановления водительских навыков после длительного перерыва или ДТП, для обучения дрифту и т. д.

Обучаться можно на машинах автошкол, однако все авторские автошколы однозначно рекомендуют проходить тренинг на тех автомобилях, которые затем предполагаются для повседневного использования .

Школы автопроизводителей

Брендовые школы автопроизводителей сторонятся радикальной терминологии, вроде «экстремального вождения» или «контраварийной подготовки», апеллируя к более нейтральному и широкоформатному «водительскому мастерству». Но сути это не меняет, хотя, несомненно, подобные автошколы имеют свою четкую специфику, что вполне  закономерно ввиду их брендовости. «Jaguar Land Rover Experience», «Школа водительского мастерства Audi quattro», «Академия вождения Mercedes-Benz» – это в первую очередь школы конкретных автопроизводителей, которые учат обращению со своей продукцией.

Безусловно, есть общие моменты в базовой теоретической подготовке, – законы природы для автомобилей всех марок абсолютно одинаковы (они по ним, собственно, и движутся), да, и компоновка, в общем, идентична – те же педали, рулевое колесо, селектор управления КПП, но нюансы и особенности – здесь фактор определяющий.

Системы привода, эргономика, обзорность, расположение и реакция органов управления и проч.– индивидуальных моментов действительно немало и со всеми ими надо познакомиться, освоить и понять, как использовать в различных дорожных ситуациях. Чтоб не просто отключил электронную систему стабилизации и вперёд как вырулишь, а конкретно понимая траекторию и прогнозируя свои перемещения.

Индивидуальна и политика ценообразования. «Jaguar Land Rover Experience», например, начинает с бесплатного вводного занятия. А у «Академии вождения Mercedes-Benz» все курсы по 30 тыс. руб. «Школа водительского мастерства Audi quattro»  – занимает некое промежуточное положение.

текст:Михаил Калинин

фото производителей