«Моторы войны»: какие редкие машины и уникальную технику показали на выставке за Рогожской заставой

Когда-то здесь располагался Автомобильно-экспедиционный комбинат №4, а до недавнего времени музей «Московский транспорт». В экспозиции, разместившейся в трёх залах, показано полторы сотни не только колёсной, но и гусеничной техники, а также гужевые повозки, полевые кухни, пушки, снаряды, системы залпового огня, мотоциклы, прицепы военного назначения, пехотные тележки изготовленные не только в нашей стране и Германии, но и Франции, Италии, Великобритании, США, Японии, Австрии, Швеции, Канады, отражающей развитие автомобилестроения в период с 1918 года до начала Великой Отечественной войны в нашей стране и Германии, технике разных стран, принимавшей участие в боевых действиях по обе стороны фронта в 1942-1945 годах. Один из разделов выставки посвящён первому году Великой Отечественной войны и битве за Москву. В центральной части экспозиции показана техника, принимавшая участие в военном параде, проходившем 7 ноября 1941 года. Дополняют экспозицию баннеры с историческими фотографиями. Рассказывать о том, что показано на «Моторах войны» – это всё равно, что пытаться объять необъятное, гораздо интереснее пойти на выставку, и увидеть своими глазами.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 13-Foto-6.-Unikalnye-nyne-tyagach-Komintern-i-transportnyj-traktor-STZ-5-1024x768.jpg
Уникальные ныне тягач «Коминтерн» и транспортный трактор СТЗ-5.

Некоторые экспонаты, как, например, лёгкие бронеавтомобили Д-8 и Д-12, разработанные в инициативном порядке  Н. И. Дыренковым, и принимавшие участие в боевых действиях в самом начале Великой Отечественной войны, автобус ГАЗ-05-193, использовавшийся как штабной автомобиль для высшего командного состава, топливозаправщик на шасси грузового автомобиля ГАЗ-ААА, санитарный автобус ЗИС-44, система залпового огня М-8-36, фургон FIAT-SPA Dovunque 35, существуют в единственном экземпляре. По пальцам можно пересчитать оставшиеся первые отечественные легковые автомобили повышенной проходимости ГАЗ-61-73 и ГАЗ-64, лёгкий бронеавтомобиль БА-64, средний бронеавтомобиль БА-10, полугусеничный тягач ЗИС-42, немецкий “кюбельваген” – Horch 830 R. По праву, можно назвать уникальными тягач для противотанковой артиллерии «Комсомолец», артиллеристский тягач «Коминтерн», транспортный трактор СТЗ-5.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 3-Foto-2.-Pervye-otechestvennye-legkovye-avtomobili-povyshennoj-prohodimosti-–-GAZ-61-73-i-GAZ-64-1024x768.jpg
Первые отечественные легковые автомобили повышенной проходимости – ГАЗ-61-73 и ГАЗ-64.

Большинство машин, представленных на выставке – на ходу, в выходные их можно увидеть в движении. Но есть и такие, с которыми реставрационные работы не проводились, показаны они в том виде, в каком были найдены. Это сделано для того, чтобы показать, из чего приходится их восстанавливать. Добавим, что в работе над экспозицией принимали участие коллекционеры и реставраторы Вячеслав и Людмила Лен, Евгений и Наталья Шаманские, Игорь Шишкин, Святослав Петрушко, а также военно-исторические клубы «Капонир» и «Дивизион».

214 | 0,536s. | 34.76mb