От паромобиля до «Руссо-Балта»: что интересного показали на выставке в честь 115-летия императорского гаража

От паромобиля до «Руссо-Балта»: что интересного показали на выставке в честь 115-летия императорского гаража

Организатор выставки Илья Сорокин отметил, что подготовка выставки заняла пять лет. Он же добавил, что экспонаты выставки собраны из 30 частных и музейных коллекций России и Европы.

Российский император Николай II с интересом относился к последним того времени достижениям техники, в том числе и к автомобилям, хотя уговорить его пересесть из конных экипажей в автомобиль удалось не сразу.

Одна из первых таких попыток была предпринята в 1901 году и закончилась неудачей. Тогда министр императорского двора барон Владимир Борисович Фредерикс предложил прокатиться царю на своём паровом автомобиле Gardner-Serpollet. Немного отъехав, паромобиль заглох, пришлось послать за лошадьми, чтобы оттащить машину в гараж. Сам барон оказался под градом насмешек, и больше никаких попыток увлечь царя автомобилями не предпринимал.

От паромобиля до «Руссо-Балта»: что интересного показали на выставке в честь 115-летия императорского гаража
Гвоздь выставки – паровой автомобиль Gardner-Serpollet.

Позже граф Владимир Николаевич Орлов прокатил императора на своём автомобиле вокруг Александровского сада. Часовая поездка произвела на царя неизгладимое впечатление, и в феврале 1907 года в структуре Министерства императорского двора был образован Собственный Его Императорского Величества гараж, руководителем которого был назначен В. Н. Орлов. К 1917 году в Императорском гараже насчитывалось 56 автомобилей, в штате числилось 30 шоферов. Некоторые из автомобилей, числившихся в Императорском гараже, а также популярных в годы правления Николая II можно увидеть на выставке «Царский выезд».

От паромобиля до «Руссо-Балта»: что интересного показали на выставке в честь 115-летия императорского гаража
Руссо-Балт K12/20 – единственно сохранившийся автомобиль Русско-Балтийского завода в Риге.

«Гвоздём» выставки является паровой автомобиль Gardner-Serpollet с заводским №140, предположительно 1901 года выпуска, найденный несколько лет назад в одном из сараев во Всеволожском районе Ленинградской области. Этот паромобиль выкупила у прежних хозяев реанимационная автомастерская «Камышинмаш», привезла в Москву, отмыла, но реставрировать не стала, оставив в таком виде, в каком нашла. Теперь предстоит выяснить, как этот «Гарднер-Серполле» попал в Российскую Империю, его дальнейшую судьбу. Возможно, у него возникла какая-то неисправность, устранить которую не представилось возможным, его поставили в сарай, и он несколько десятилетий простоял без движения, в результате чего и сохранился. Не исключено, это тот самый «Гарднер-Серполле», на котором барон В. Б. Фредерикс хотел прокатить императора Николая II.

От паромобиля до «Руссо-Балта»: что интересного показали на выставке в честь 115-летия императорского гаража
Лимузин Berliet 50 HP 1906 года выпуска

А вот «Руссо-Балт К12/20», выпущенный в 1911 году, из коллекции автомобилей Политехнического музея можно было видеть на XIX и XXVI Олдтаймер-галереях, но это никак не уменьшает его уникальность. Это единственный сохранившийся автомобиль Русско-Балтийского вагонного завода в Риге. Автомобили, изготовленные этим предприятием числились в гараже Его Императорского Величества, но по разряду свитских, а не императорских.

От паромобиля до «Руссо-Балта»: что интересного показали на выставке в честь 115-летия императорского гаража
Rolls-Royce 40/50 HP – автомобиль для президентов и королей.

Ранее, на XXVI Олдтаймер-галерее, можно было видеть и Berliet 50HP 1906 года с кузовом лимузин, в который можно было войти не снимая цилиндра, и дополнительными откидными сиденьями. Автомобили БЕРЛIЭ, как тогда писали их название, были популярны благодаря хорошей репутации, победах в спортивных соревнованиях, «невысокой цене и бесспорной прочности вместе с большой скоростью» – как характеризовали эти автомобили журналы тех лет. Присутствовали эти автомобили и в списках Его Императорского Величества гаража.

От паромобиля до «Руссо-Балта»: что интересного показали на выставке в честь 115-летия императорского гаража
Benz 820 HP Sport Wagen.

Нельзя не отметить «автомобили для президентов и королей» – Rolls-Royce, их приобретали представители высшего общества, промышленники, финансисты. К выдающимся моделям этой компании, бесспорно, относится 40/50НР. Автомобили этой модели славились высоким качеством изготовления, высоким уровнем комфорта, бесшумностью. Кузова для этой модели по заказу изготовляли специализированные фирмы. Были автомобили Роллс-Ройс и в гараже Николая II, а после Великой Октябрьской революции, этими автомобилями пользовались В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, И. В. Сталин.

От паромобиля до «Руссо-Балта»: что интересного показали на выставке в честь 115-летия императорского гаража
Спортивный Renault AX.

Стоит отметить, что автомобильная жизнь нашей страны во времена правления Николая II была весьма насыщенной: первые российские автосалоны, гонки, автопробеги. Автомобили в нашей стране не только изготовляли, но и ввозили из-за границы. Ввоз автомобилей в Россию привёл к тому, что таможенные органы ввели графу «Привоз автомобилей и их частей».

Первым автомобилем, появившимся в Москве, а это было в 1894 году, был Benz. На следующий год автомобиль этой фирмы появился в Санкт-Петербурге. Было время, когда автомобили Benz были самыми распространёнными в Москве. На автомобилях этой фирмы были одержаны победы в спортивных соревнованиях, проводившихся в нашей стране. Принимали автомобили Benz и в пробегах на Императорский приз в 1910, 1911 и 1912 годах. Не случайно спортивный Benz 8/20НР Sports Wagen показан на фрагменте гоночной трассы вместе со спортивным Renault AX – тоже весьма популярной маркой в нашей стране.

От паромобиля до «Руссо-Балта»: что интересного показали на выставке в честь 115-летия императорского гаража
Популярный в нашей стране в начале ХХ века de Dion-Bouton с кузовом Vis-a-vis.

Большой популярностью в нашей стране в начале ХХ века пользовались автомобили французской компании de Dion-Bouton с кузовом Vis-a-vis – в котором пассажиры на передних и задних сиденьях сидели друг напротив друга – лицом к лицу, получившие за форму рулевой колонки прозвище «Кофейная мельница». За 4 года – с 1899 по 1902 таких автомобилей изготовили около 3000 экземпляров. Журнал «Автомобиль» в 1903 году писал о таких автомобилях: «Каждый проходивший по Невскому видел четырёхместные коляски Дион-Бутон, то и дело мелькающие взад и вперёд, пропагандируя идею механического передвижения».

От паромобиля до «Руссо-Балта»: что интересного показали на выставке в честь 115-летия императорского гаража
Hispano-Suiza 12/15НР Double Phaeton, способный разогнаться до 60 км/ч.

В отличие от доступных de Dion-Bouton, компания Hispano-Suiza выпускала дорогие автомобили высшего класса, приобрести которые могли члены королевских семей, аристократы, элита. Спрос на эти автомобили был небольшой. К таковым относится Hispano-Suiza 12/15НР Double Phaeton, способный разогнаться до 60 км/ч, что для 1908 года было выдающимся результатом. Представленный автомобиль показан на шинах Мишлен, считавшихся эталоном надёжности. В 1914 году компания Мишлен получила почётное звание «Поставщик Собственного Его Императорского Величества Гаража». В России Испано-Сюиза получила известность в 1912 году, когда автомобиль этой компании принял участие в пробеге по маршруту Санкт-Петербург – Варшава – Киев – Москва – Санкт-Петербург, и в результате – 1-й индивидуальный приз от Императорского Российского автомобильного общества. В 1913 году автомобили Испано-Сюиза появились в Санкт-Петербурге, одним из первых их владельцев был сотрудник редакции журнала «Автомобиль» Вадим Александрович Михайлов.

От паромобиля до «Руссо-Балта»: что интересного показали на выставке в честь 115-летия императорского гаража
Studebaker 30 с четырёхместным кузовом дубль-фаэтон.

А если упомянуть американскую компанию Studebaker, то сразу вспоминаются грузовые автомобили US6, поставлявшиеся в нашу страну во время Великой Отечественной войны по Ленд-лизу. Между тем, автомобили этой компании появились в России в 1913 году, когда в Одессе ими начал торговать Гуго Грунерт, гараж которого находился на углу Греческой и Ришельевской улиц, а в Москве – Сергей Николаевич Быков, адресом которого указывалась Большая Садовая улица, дом 14. «Американский автомобиль для туризма» – так рекламировал автомобили Студебекер Сергей Николаевич Быков. К таким автомобилям можно отнести Studebaker 30 с четырёхместным кузовом дубль-фаэтон. В 1914 году представительства Studebaker работали уже в одиннадцати городах Российской Империи, а в годы Первой Мировой войны автомобили этой компании закупались для санитарных отрядов и штабных служб.

От паромобиля до «Руссо-Балта»: что интересного показали на выставке в честь 115-летия императорского гаража
Популярный в годы Первой мировой войны мотоцикл Indian.

Выставка «Царский выезд» является главным событием весеннего сезона 2022 года в Музее гаража особого назначения ФСО России. Сам Гараж особого назначения ФСО России 1 января 2021 года отпраздновал своё 100-летие.

i-TC.ru
Left Menu Icon