Витрина, холодильник, банкомат: обзор автолавок на базе российских фургонов

Вспомнились не только наработки, но и опыт организации выездной торговли. Правда, машины нынче другие, а возможности – шире. Когда-то в селах выглядывали ГАЗ-51 с «будкой» или ПАЗ-659 в магазинном исполнении автобусного салона, а чуть позже ГАЗ-52.

Автолавка ПАЗ-659 в свое время считалась писком моды, постоянно совершенствовалась, но комфорта в торговом салоне вагонной компоновки так и не появилось.

Сейчас на регулярных маршрутах начинают работать более шустрые легкие коммерческие автомобили с надстройками кузова или вагонного исполнения на шасси ГАЗ-3302, «Газель Next», УАЗ-330365-901, УАЗ «Профи». Есть и среднетоннажные «Газон Next». Автолавки на шасси российской сборки Ford Transit и техника с маркировкой зарубежных производителей на дорогах РФ тоже встречаются.

Автолавки обычной конструкции имеют один существенный недостаток: продавцу при  отпуске товара приходится постоянно нагибаться, а покупателю – тянуться к прилавку.

Лидерство, как и 50 лет назад, удерживают машины Горьковского автозавода, которые дешевле техники других производителей. Они в основном и тянут на себе всю выездную розничную торговлю. Таким трудягам в будущем даже памятник не грешно поставить. Впрочем, почетное место на пьедестале вполне обоснованно вскоре могут занять и другие отечественные производители, в том числе работающие с клеймом «Сделано в России» иностранные бренды, чьи автолавки в хорошем спросе. К слову, скрупулезное изучение «Автопарком» темы мобильной торговли показало, что на всем постсоветском пространстве есть всего один памятник автолавке. Он установлен в белорусском городке Столин у въезда в автопарк местного райпо.

Единственный памятник автолавке на всем постсоветском пространстве стоит в городе Столин Брестской области.

Автолавка на шасси ГАЗ-51А стала символом выездной торговли всей советской потребкооперации. Столинский памятник ухожен, шасси и надстройка находятся в прекрасном состоянии. По тем временам кузов типа КУНГ нареканий не вызывал, но с позиций сегодняшнего дня такое исполнение даже врагу не пожелаешь: зимой как в холодильнике, а летом словно в духовке. В грузопассажирском автобусе-автолавке ПАЗ-659 Павловского завода была аналогичная картина.

Правда, сельчанам нравились «автобусные» магазины, в которых ниже четырех стандартных окон от пассажирских версий ПАЗ появились маленькие витринные окошки с выложенным товаром и ценниками, что позволяло рассмотреть предлагаемую продукцию и прицениться. Мода на витрины в автолавке дошла до нынешних дней. При этом площадь остекления становится все больше и больше.

БЕЗ ТОПТАНИЯ НА МЕСТЕ

Несомненными лидерами дизайна современной конструкторской школы можно назвать ПКФ «Луидор» и альянс компаний «Форвард» и «Фабрика композитов» из Нижнего Новгорода, чьи магазины на шасси «Газель Next» и других производителей прекрасно вписались в нишу мобильной торговли. Большие витринные окна по правому борту каркасного кузова автолавки дают прекрасное естественное освещение в салон и великолепный обзор покупателям: весь товар прекрасно просматривается на витринных раскладках, полках и в открываемых холодильных шкафах.

По продажам в сегменте выездной розничной торговли «Группа ГАЗ» лидирует за счет цены самой автолавки и стоимости ее владения.

В настоящее время автолавки нижегородских производителей, как и машины такого предназначения других брендов, соответствуют самым современным стандартам выездной розницы. Помимо холодильных шкафов и витрин, магазины на колесах получили автономные системы энергообеспечения, что делает их независимыми в местах торговли. Комфорт продавца обеспечивают инновационные системы отопления, вентиляции, собственного водоснабжения и даже имеющийся на борту санузел.

Красивый эстетический вид автолавке завода «Форвард» на шасси «Газель Next Citiline» придает витринное остекление по правому борту.

Главное, нынешняя техника проектируется под российские условия эксплуатации с учетом региона, его климатической карты и состояния дорог. Производители создают не столько магазин на колесах, сколько инструмент для зарабатывания денег с полным комплектом торговых, почтовых и даже финансовых услуг. Уже появились автолавки с отсеками для размещения банкоматов, окошки выдачи и приема денежных переводов. Налицо полный комплекс выездных торгово-финансовых услуг. Пора уже и автопарикмахерские салоны на села пускать.

Интерьер мобильного магазина “Газель City”.

Есть еще один привлекательный постулат: практически все российские изготовители машин такого предназначения облюбовали универсальный стиль обустройства своих надстроек с множеством вариантов комплектации под классическую и специализированную торговлю, фудтраки (передвижные пиццерии, кофейни, кондитерские) и даже мобильные универсамы.

В частной пивоварне «Молеон» из Подмосковья не согласны с мнением, что автолавка создана для обслуживания села. Целый автопарк выездной торговли каждый день едет из села к горожанам.

К примеру, в начале года «Группа ГАЗ» передала в АНО «Центр 800» первый экземпляр мобильного магазина, созданного на базе низкопольного автобуса «Газель City». Производителем надстройки является компания «Форвард». В числе главных отличий этого магазина на колесах – компактные размеры (длина всего 6,6 м), низкий уровень пола и большой объем внутреннего пространства. В отличие от традиционных автолавок, в которых торговля ведется через открытую витрину, а покупатель находится снаружи, в «Газель City» есть просторная торговая зона, где покупатели могут не только рассматривать продукцию, но и примерять одежду перед зеркалом, находясь в хорошо освещенном теплом и кондиционированном помещении.

В числе главных отличий этого магазина на колесах – низкий уровень пола и большой объем внутреннего пространства.

Чуть ранее к заказчику ушли пять специализированных автомобилей для доставки комплектов питания дорожникам, работающим «в поле» на строительстве автомагистралей. Были даже маникюрные салоны. И хотя для села и особенно глубинки это торгово-кулинарное направление вряд ли подойдет, разветвленная специализация уже налицо.

Автолавка на базе “УАЗ Профи”.

Важным условием удачного гешефта работники прилавка считают бережную доставку всей товарной номенклатуры к месту реализации: расфасованные в пакеты, стеклотару, коробки и ящики продукты не должны терять товарный вид, свежесть и качество. Потому в первую очередь заказчики обращают внимание на надежность торгового оборудования, наличие вместительной зоны хранения и, понятное дело, не стесняющее движение пространство торгового салона с удобной эргономикой рабочего места продавца.

Налицо «два в одном» – и автолавка, и отделение финансовой организации с баноматом.

Наши производители впервые начали получать заказы на автолавки целевой продуктовой группы. Свежий пример редакция «Автопарка» нашла в Елабуге, где новизной похвалился «Соллерс Форд». В нынешнем году это предприятие не раз давало значимые информационные поводы. К примеру, в феврале автолавка на базе Ford Transit получила диплом престижной премии «100 лучших товаров России». Это совместная разработка «Соллерс Форд» и кузовостроительной компании СТ «Алабуга».

Белорусская «Купава» позаботилась даже о мелких деталях сервиса: у окошка выдачи и расчета такой фартук под козырьком магазина в межсезонье лишним не будет.

И вот к осени премьера, о которой наша редакция удостоилась чести сообщить первой: появилась автолавка для выездной торговли рыбной продукцией. Создана она на шасси Ford Transit. Если точнее, то «Рыбная автолавка» является автопоездом, к которому на сцепке подключен изотермический прицеп с холодильной установкой. Оба салона получили всю необходимую атрибутику для удобной транспортировки, хранения рыбной продукции в мобильных условиях.

“Рыбная лавка” в составе автопоезда.

Конкретно под отпуск товара приспособлен Transit – рабочее место продавца там. Внутри поместились холодильный стол, холодильная витрина с подсветкой для демонстрации товара и вертикальный холодильный трехдверный отсек. Также в головном салоне установлены тумба-умывальник с автоматической подачей воды, водонагреватель, туалетный отсек, имеются системы кондиционирования, отопления, пожаротушения и принудительной вентиляции генераторного отсека.

Привлекательности автопоезду добавляет прицеп, что позволяет за один рейс удлинить маршрут и реализовать больше продукции, не возвращаясь на базу за добавкой. При максимальной массе 2-осного прицепа 2,8 тонны его грузоподъемность сравнима с «полуторкой» – берет 1,5 тонны. Стеллажей для фасованного груза там нет – обычная изотермичка с установкой Thermo King V-100 MAX50. Впрочем, полки можно заказать. Питание оборудования идет от бортовой сети или от автономного генератора на стоянке. Перенастройка температуры возможна в диапазоне от –10 до +10 оС. К слову, такой температурный режим позволяет работать не только с рыбной продукцией, но и с любым другим скоропортом, у которого аналогичные условия хранения.

КУДА МАКАР ТЕЛЯТ НЕ ГОНЯЛ

Нынешние маршруты автолавок проложены туда, где отсутствует стационарная торговля, а численность населения составляет сотню, а то и меньше людей. Единственным доступным вариантом торгового обслуживания населения в глубинке является организация выездной торговли.

Большинство регионов запустили программы «Автолавка в село». Возрождением автолавок занялся Нижний Новгород, далее инициативу подхватили республика Татарстан, Кировская, Тульская, Ульяновская и ряд других областей. Практически везде вопросы организации мобильной торговли лоббирует и продвигает потребкооперация, если точнее, то Центральный союз потребительских обществ России и союзы потребительских обществ в регионах.

Эта некоммерческая организация запустила собственную программу развития мобильной торговли «КООП автолавка» совместно с крупнейшими российскими автопроизводителями. Проект поддержали «Группа ГАЗ», Ульяновский автозавод, «Соллерс Форд», а также Минпромторг РФ и руководители ряда регионов. Автогиганты предложили кооператорам льготные условия приобретения автотранспорта. Преференции для потребкооперации с учетом ее социальной роли на селе прописало в специальных условиях кредитования АО «Сбербанк-лизинг».

Автолавка – это не только продукты.

Через дилерские сети автопроизводителей ГАЗ и УАЗ в 2020 году уже закуплено 175 автомобилей. По специальной программе потребительские общества Татарстана в прошлом году получили на льготных условиях 25 автомагазинов. А в первых числах нынешнего июля республиканский автопарк потребкооперации снова прирос: к 121 автолавке прибавилось еще 18 машин «Газель Бизнес», которые по стоимости более доступны техники других производителей. Сегодня там самая высокая популяция автолавок в стране с наилучшим результатом работы: за семь месяцев республиканский сектор мобильный торговли реализовал продукции на 178 млн рублей. В среднем за дневной выезд автолавка реализует сельчанам товаров на сумму от 10 до 40 тыс. руб.

Нижегородские кооператоры в рамках региональной программы «Автолавки в село» в прошлом году приобрели 21 автомагазин, а их башкирские коллеги заменили семь старых машин новыми, с усовершенствованным холодильным оборудованием и увеличенной торговой площадью. В 2021-м покупки продолжились.

Ольга Курапова, руководитель авторозничной сети «Молеон»

Нынче каждая автолавка потребкооперации обслуживает в среднем 20 удаленных населенных пунктов, заезжая туда 2–3 раза в неделю с товарами повседневного спроса. Это в основном хлебобулочные и кондитерские изделия, мясные полуфабрикаты. В номенклатуре также есть хозтовары и сельхозинвентарь: кооператоры начали принимать заявки от покупателей на любые товары, в т. ч. непродовольственной группы.Ольга Курапова, руководитель авторозничной сети «Молеон»

Василий Шабалдин, руководитель проекта Центросоюза России «КООП автолавка»

Порадовало, что автолавки стали покупать кооператоры Сибири и Дальнего Востока. В силу ряда причин они давно не обновляли свой автопарк. И вот процесс пошел. Программа способствует обеспечению продовольственной безопасности и созданию комфортных условий жизни на селе. В ряде регионов автолавки работают и на заготовку: принимают у жителей сел и деревень мясо, яйца, лекарственные травы, сельхозпродукцию. Радует сотрудничество с автозаводом «Группы ГАЗ», у которой предприятия потребительской кооперации по программе лояльности приобрели в 2019 году 124, а в 2020 году 183 автомашины. В прошлом году наша программа «КООП автолавка» получила международный статус: первую партию автолавок купили болгарские кооператоры. Проектом заинтересовались и белорусские коллеги.