Что такое жидкость AdBlue

Что такое жидкость AdBlue

AdBlue — это специализированная жидкость, используемая для снижения выбросов оксидов азота в атмосферу от дизельных двигателей. Она состоит из 32,5 % мочевины и деминерализованной воды. Эта смесь впрыскивается в систему выхлопных газов, где происходит химическая реакция с оксидами азота, превращая их в азот и водяной пар — компоненты, которые естественно присутствуют в атмосфере.

Что такое жидкость AdBlue

SCR, или система выборочного каталитического восстановления, – это технология, задача которой – уменьшить количество вредных оксидов азота в выхлопных газах. Эти устройства устанавливаются на автомобилях с дизельными двигателями, что позволяет обеспечить требования стандарта Euro-5 и выше.

Выхлопы дизельных автомобилей несут в себе коктейль из вредных элементов, в числе которых мелкие твердые частицы, монооксид углерода и различные соединения азота, комплексно обозначаемые как NOx. Уже в конце прошлого века вопрос снижения токсичности выхлопных газов автомобилей встал в полный рост, в связи с чем начали вводить различные экологические стандарты и разрабатывать технологии по уменьшению вредного воздействия выбросов автотранспорта на окружающую среду.

В связи с этим в 1988 году был принят экологический стандарт «Евро-0».

С каждым новым стандартом порог допустимых загрязнений становился ниже, и, начиная с «Евро-4», введенного в 2005 году, достижение этих новых ограничений без высокотехнологичных решений стало практически невозможным. Вот тут-то на сцену и выходит SCR – система, нацеленная на очищение выхлопов исключительно от оксидов азота, что и отражено в ее названии.

Технология, известная как селективное каталитическое восстановление, направлена на нейтрализацию конкретного класса вредных компонентов, а именно оксидов азота. Эти загрязняющие вещества представляют опасность для окружающей среды, поэтому снижение их выбросов – вопрос актуальный. Принцип работы метода SCR заключается в преобразовании оксидов азота в элементарный азот и пар путем их контакта с мочевиной на поверхности керамического катализатора. Этот процесс избирательный, затрагивает только оксиды азота, разлагая их до первичных элементов, что и отражается в самом названии технологии.

Таким образом, уровень содержания наиболее опасных оксидов азота, таких как монооксид и диоксид, в выхлопных газах падает. В результате образуются безвредные элементы — азот и пар, а также в незначительных количествах углекислый газ. Несмотря на высокую эффективность метода SCR, он требует установки особой системы на транспортное средство и использование определенного расходного материала — жидкого раствора мочевины, известного под названием AdBlue.

Для чего нужна мочевина

Принцип действия жидкости AdBlue легче понять, если разобраться, что такое мочевина и как она используется. В новых моделях автомобилей для очистки выхлопных газов используются каталитические конверторы. Они созданы из металлокерамических структур с ячеистой формой, поверхность которых покрыта платиной, палладием или родием. Когда выхлоп проходит сквозь эту решетку, начинается химическая реакция, в результате которой выделяется смесь углеводородов и монооксида углерода, а из выхлопной системы выбрасывается углекислый газ, вода и азот.

Чтобы избавиться от сажи в газах, в системе предусмотрен сажевый фильтр, который задерживает вредные частицы, не давая им попадать в атмосферу. Этот элемент похож на решетку, по мере засорения которой со временем активируется механизм очистки. Нагар частично сжигается, но устранить его полностью таким методом нельзя.

2.jpg

Для улучшения экологических характеристик транспортных средств разработана система SCR-нейтрализации, задача которой заключается в борьбе с оксидами азота. Данная система устанавливается во всех транспортных средствах, отвечающих стандартам экологичности EURO-4 и выше. Для более высокой эффективности катализатора используется жидкость AdBlue, которую заливают в специальную емкость, откуда она подается в выхлопную систему перед прохождением через нейтрализатор.

Какие свойства имеет жидкость

Период и условия хранения. Раствор на основе мочевины сохраняет свою эффективность на протяжении до 3 лет, однако это зависит от температуры окружающей среды. При понижении температуры до -11,5 °C начинается кристаллизация, но после размораживания качество продукта не страдает, и его можно использовать снова без потери эффективности. Благодаря встроенному обогреву система SCR не теряет работоспособность даже в холодное время года. Однако повышенные температуры свыше +35 °C могут снизить срок годности состава всего до полугода. Идеальный температурный режим для жидкости AdBlue находится в пределах от +5 до +25 °C.

Изменение свойств при взаимодействии с другими материалами. Мочевина реагирует на контакт с определенными веществами, в результате чего может утратить свои свойства. Не следует допускать контакта с металлами, такими как медь, свинец, алюминий, магний и их сплавы, а также с малоуглеродистой и оцинкованной сталью и никелированными сплавами. Обычная водопроводная вода тоже способна изменить характеристики раствора.

Требования к чистоте средства. Одна из ключевых характеристик жидкости AdBlue – это повышенные требования к ее чистоте. Даже незначительные примеси в мочевине могут стать причиной поломки системы каталитической нейтрализации, что влечет за собой необходимость замены любых ее компонентов – модуля всасывания, форсунки и электронасоса.

Как работает состав в системе SCR

3.jpeg

Как было сказано выше, принцип работы системы селективной каталитической нейтрализации основан на химическом процессе, протекающем в присутствии мочевины. Ее раствор заливается в специальный бак, узнать который можно по ярко-синей крышке. При помощи насоса жидкость из бака подается на форсунку, которая порционно впрыскивает раствор в отходящие газы.

В результате происходит химическая реакция, и вредные оксиды азота преобразовываются в безопасные для окружающей среды компоненты – азот и воду. В этой реакции мочевина выступает в роли восстановителя. Благодаря такому процессу сокращается выброс вредных веществ, и выхлоп автомобиля соответствует высоким экологическим стандартам «Евро-4» и «Евро-5», при этом оптимизируется работа двигателя.

Плюсы и минусы системы

Использование жидкости AdBlue обладает определенными преимуществами, которые способствуют дальнейшему совершенствованию технологии:

  • Улучшение работы системы SCR, что способствует достижению высших экологических стандартов «Евро-6».
  • Экономичность в расходе раствора мочевины.
  • Система SCR на дизельный автотранспорт устанавливается просто.
  • Сокращение налоговых платежей за использование транспортного средства, а также понижение штрафных санкций.
  • Отличная совместимость с системами каталитической нейтрализации, системами ERG и фильтрами для улавливания сажи.
  • Рост показателей мощности двигателя при одновременном сокращении расхода топлива.

Тем не менее использование жидкости AdBlue не лишено определенных минусов:

  • Кристаллизация при низких температурах. Жидкость замерзает, если столбик термометра опускается ниже -11 градусов по Цельсию.
  • Водитель должен возить с собой емкость с запасом раствора мочевины.
  • Машина с системой каталитической нейтрализации стоит дороже.
  • В продаже много поделок, которые мало чем отличаются от оригинального продукта.
  • Необходимо использовать только очень качественное горючее.
  • Система дорогостоящая в ремонте и обслуживании.

Хранение реагента AdBlue

4.jpg

Жидкость AdBlue необходимо изолировать не только от металлов, но и от многих прочих веществ по причине того, что она моментально вступает с ними в реакцию. Особенно критичны в этом отношении цинк, алюминий, медь, чугун и латунь, при контакте с которыми образуются соли, отрицательно влияющие на катализатор. В итоге он вообще может выйти из строя. Именно этим фактором вызвано требование использовать с жидкостью только те комплектующие, которые предназначены для работы с AdBlue. В противном случае существует риск поломки системы по причине того, что оборудование сделано из тех материалов, которые несовместимы с мочевиной.

Не менее важно следить за чистотой материалов, контактирующих с AdBlue, опасны любые загрязняющие вещества: масла, топливо, горюче-смазочные средства, растворители, пыль, а также иные химические или естественные загрязнители.

Для того чтобы обезопасить жидкость AdBlue от загрязнений, ее следует держать в специализированных и плотно закрывающихся контейнерах. Срок, на который рассчитано хранение мочевины, составляет не меньше одного года.

Температурный диапазон, считающийся оптимальным для хранения жидкости AdBlue, колеблется от минус 11 до плюс 30 градусов Цельсия. Очень важно исключить воздействие на мочевину прямых солнечных лучей. При понижении температуры до минус 11 градусов начинается процесс кристаллизации, но замерзшая мочевина не утрачивает своих первоначальных характеристик.

Благодаря механизму подогрева SCR, который предусмотрен конструкцией системы, во время работы двигателя мочевина не будет замерзать. Если вдруг машина окажется на холоде при минус 35 градусах, то для полного промерзания жидкости потребуется около двух суток без движения. Важно отметить, что жидкость AdBlue не расширяется в процессе замерзания в такой степени, как вода, поэтому вероятность того, что бак разорвет от замерзших внутри реагентов, довольно низкая. Однако при полной системе она вполне реальна.

Жидкость AdBlue абсолютно безопасна для людей, животных и среды, так как не содержит токсинов, не воспламеняется и не взрывается. Этот реагент полностью соответствует стандартам безопасности в соответствии с директивой ЕС 67/548/ЕЕС и сертифицирован как безопасное вещество.

Можно ли обойтись без AdBlue

Когда вы попытаетесь тронуться на машине, а уровень мочевины недостаточен, бортовая система слежения незамедлительно реагирует, ограничивая тягу двигателя, что неизбежно влечет за собой уменьшение его мощности. В этот момент на приборной панели загорится предупреждающий индикатор о сбое в системе. Чтобы избежать таких неудобств, достаточно следить за уровнем мочевины: автомобиль напомнит о пополнении бака заблаговременно.

Нередко водителей раздражает обязанность следить за уровнем мочевины в SCR-системе и необходимость в ее пополнении. В связи с этим возникают вопросы о возможности эксплуатации авто без этого реагента. Ответом на это стали предложения от ателье и мастеров модификации оборудования о том, как дополнительно настроить авто на работу, обходя систему селективной каталитической нейтрализации, что в обиходе называют отключением AdBlue.

Что такое жидкость AdBlue

Однако это далеко не лучшее решение, которое может привести к дополнительным затратам, и иногда немалым. Ниже несколько примеров такой «оптимизации»:

  • Отключение AdBlue бортовая система расценивает как неисправность, поэтому включается индикатор ошибки двигателя, который горит либо постоянно, либо периодически. Водитель, зная о первопричине, не реагирует на этот сигнал. В результате можно пропустить другую неисправность, что закончится серьезной неисправностью какого-либо жизненно важного узла и, соответственно, дорогим ремонтом.
  • Решившись на перепрошивку ЭБУ, необходимо понимать, что за это не только придется заплатить немалые деньги, но и не исключены в дальнейшем какие-либо ошибки системы. В частности, может упасть мощность мотора, появятся проблемы с бортовой электрикой, вырастет потребления горючего.
  • Организации, предлагающие установку эмуляторов для обхода системы, подвергают электронный узел авто риску различных неисправностей, что приводит к необходимости дорогостоящего ремонта.
  • Если автомобиль закреплен за официальным дилерским центром, то водителю нельзя допускать подобных доработок. Иначе дилер расценит это как недопустимое вмешательство в конструкцию автомобиля и прекратит действие гарантии. Кроме того, подобный «тюнинг» может привести к проблемам с диагностикой и ремонтом различных систем машины.

Стремление сократить расходы на AdBlue зачастую оборачивается противоположным эффектом: стремясь к экономии, как известно, платишь в итоге гораздо больше, а в описанных ситуациях проигрываешь в тройном размере.

Часто задаваемые вопросы о жидкости AdBlue

Можно ли заменить жидкость AdBlue обычной водой?

Разбавление AdBlue водой часто приводит к скорому износу устройства подачи мочевины. К тому же в обычной водопроводной воде содержится много различных веществ, в том числе соли металлов, в результате они приведут к тому, что система SCR в скором времени просто сломается.

Сколько можно проехать на одном баке с жидкостью AdBlue?

Любая техническая жидкость, используемая для работы узлов и механизмов автомобиля, расходуется при движении. То же самое касается AdBlue. Это значит, что жидкость периодически требуется доливать, чтобы система работала нормально. Нормы расхода в среднем следующие: объем мочевины составляет 4-6 % от потребляемого топлива.

Предположим, грузовику требуется 40 л солярки на 100 км пробега, соответственно, 5 % (возьмем среднее значение из приведенного выше диапазона) от этого значения, или 2 л, будет расход мочевины. Бак для жидкости имеет объем 80 л. Следовательно, его хватит на 4000 км.

Что произойдет, если жидкость AdBlue замерзнет в машине?

Как говорилось выше, жидкость AdBlue начинает замерзать при понижении температуры до -11 °С. Однако она не сразу переходит в твердое состояние, а сначала приобретает гелеобразную консистенцию. Однако это справедливо в отношении качественных растворов. При замерзании жидкость увеличивается в объеме до 7 %. Это значит, что при полной системе бак и трубопроводы может порвать.

На дизельных двигателях устанавливается специальная система каталитической нейтрализации токсичности выхлопных газов. Важным ее компонентом является жидкость AdBlue, имеющая специальный состав. Для нормальной работы системы очень важно качество жидкости, поэтому необходимо приобретать только оригинальный продукт, выпущенный определенными предприятиями. В противном случае нейтрализатор не прослужит долго.

Источник: rad-star.ru

i-TC.ru
Left Menu Icon