Почему машина бьет током, и как от этого избавиться

Почему машина бьет током, и как от этого избавиться

С каждым годом количество электрических приборов и систем в автомобиле стремительно растет. Всевозможные вспомогательные комплексы, средства безопасности и пользовательского комфорта и прочие устройства являются ключевыми потребителями электроэнергии. И если случаются неполадки с автомобильной проводкой, найти место разрыва цепи становится крайне сложно. Ведь под кузовом спрятаны сотни проводов, отвечающих за корректную работу разных приборов.

Но нельзя забывать, что отдельные поломки не всегда объясняются повреждением проводки. Так, если вы обнаружили, что машина бьет током, возможно, к этому привели другие факторы.

Основные причины биения машины током

Основные причины биения машины током
Бортовая сеть любого транспортного средства работает под напряжением в пределах 12 В. Это сделано из соображений безопасности. Если водитель или сотрудник станции техобслуживания получит удар электричеством, единственное, что он ощутит – это легкий дискомфорт. Более плачевные последствия от подобного разряда исключены.

Самый неприятный фактор – эффект неожиданности. Ведь сложно предугадать, в какой момент произойдет электрический разряд: когда человек садится в кабину или когда покидает ее. Из-за испуга можно выбросить предметы, которые находятся в руках, или потерять самообладание.

Если транспортное средство бьет током, это необязательно связано с повреждением проводки. В данном вопросе срабатывает физическое явление статического электричества, созданного в результате ряда факторов. Обычно этому способствует электризация деталей кузова и одежды, взаимодействующей с обшивкой или накидками кресел. Не секрет, что в машинах с сидениями из кожи это неприятное явление встречается реже.

Для более точного понимания процесса статического электричества следует ознакомиться с его тонкостями. Так, если человек носит синтетическую одежду, а кресла обшиты тем же материалом, они становятся диэлектриками. В случае контакта поверхностей случается перераспределение зарядов, что провоцирует получение статического электричества. Заряд проявляется во время разделения диэлектриков, когда водитель покидает место и прикасается к кузову.

Реже причиной получения ударов током является техническая неисправность электрической проводки. При разъединении фиксирующих элементов и под воздействием трения изоляция электропроводов разрушается. Соприкасаясь с кузовом, оголенные части заряжают его электричеством, из-за чего при выходе из машины человек получает удар током.

Побочные причины

Побочные причины биения автомобиля током
Существует ряд других причин, из-за которых машина может начать бить током:

  • Пробой высоковольтных проводов и катушек зажигания в автомобилях с бензиновыми ДВС. Данная проблема считается самой серьезной с точки зрения возможного вреда для человеческого здоровья. Бывают даже смертельные случаи, особенно среди людей с кардиостимуляторами. Импульсы напряжения на ВВ-проводах достигают 15 кВт и более. Опытные автовладельцы и сотрудники СТО знают, какой силой обладают высоковольтные разряды. И речь идет не о поражающем импульсе, а о кратковременной потере концентрации и самообладания с сопутствующими последствиями;
  • Искрение. Само явление искрения не провоцирует генерацию высоких напряжений, если цепь не предусматривает индуктивность. Даже обмотка реле при остановке подачи тока вызывает повышение напряжения на контактах;
  • Дополнительные источники. Внештатные преобразователи напряжения для бытовой техники представляют большую опасность. Инверторные зарядные устройства обладают внутренним напряжением в несколько сотен вольт.

Варианты устранения проблемы

Статическое электричество появляется на разных кузовных элементах, а не только на одежде и креслах. С учетом места возникновения электричества методы борьбы с проблемой могут различаться.

Если ток появляется со стороны кузова

Если ток появляется со стороны кузова
Под воздействием ветра и скорости металл соприкасается с воздухом и накапливает статическое электричество. Проблема проявляется и в тех случаях, когда машина находится в состоянии покоя – например, при сухом и сильном ветре. На кузове формируется заряд мощностью свыше нескольких тысяч Вт, что сопровождается получением удара при взаимодействии с поверхностью снаружи.

Если человек садится в салон, он может ощутить дискомфорт при открытии двери. Также это происходит при выходе из автомобиля. Обычно электрический разряд ощущается до соприкосновения с металлической поверхностью.

Чтобы избежать накопления электричества на кузове, стоит правильно заземлить его. Для таких задач разработаны специальные антистатические полоски, которые фиксируются на кузове.

Подобное изделие представляет собой отрезок резины или прочего диэлектрика, внутри которого есть графит, алюминиевая пудра или металлическая проволока. Сделать подобное приспособление можно собственноручно, подготовив соответствующие материалы.

Некоторые автовладельцы устанавливают на дверной раме дефлекторы боковых окон. Покидая салон, они касаются таких деталей и толкают их. В результате пластмасса выступает в качестве изолятора, предотвращающего получение удара током.

Еще один вариант подразумевает касание металлической части кузова автомобильным ключом. В результате ток уходит в ключ и нейтрализуется, из-за чего поверхность становится безопасной.

Если ток появляется в салоне

Если ток появляется в салоне автомобиля
Если статическое электричество накапливается в машине, возможно, это объясняется трением отделочных материалов и одежды. В большинстве случаев проблема происходит при соприкосновении шерсти животных и синтетических поверхностей.

Заряд может генерироваться в салоне и показывать себя как при покидании машины, так и при нахождении внутри. Так, водитель может ощутить дискомфорт при работе с рычагом КПП или ручником.
Чтобы избежать накопления заряда в салоне, нужно опрыскать кресла и другие поверхности специальными аэрозолями, после которых не остаются пятна. Столь простые и недорогие средства в течение нескольких месяцев или лет защищают автовладельцев от неприятного явления.

Не менее действенны в данном случае могут быть химчистка и влажная уборка салона. Сухие воздушные массы накапливают электричество на одежде, а в среде повышенной влажности вероятность ударов током снижается.

Дополнительные защитные приспособления и регламент обслуживания автомобиля

Дополнительные защитные приспособления и регламент обслуживания автомобиля
Существует ряд эффективных средств защиты, которые позволят избежать удара током при эксплуатации автомобиля. В их числе – резиновые перчатки, антистатические спреи, коврики из резины, специальные покрытия кресел и т. п.

Отдельные разновидности шумоизоляционных материалов имеют антистатические свойства. Они покрыты фольгированным слоем и существенно сокращают вероятность накопления статического заряда. Согласно регламенту, для устранения негативных явлений, связанных со статическим электричеством, необходимо:

  • вовремя чистить салон от пыли;
  • проводить увлажнение поверхностей специальными средствами;
  • выполнять поверхностную чистку высоковольтных проводов и следить за состоянием изоляции;
  • в темную пору суток при выключенных приборах освещения убедиться в отсутствии искрений в подкапотном пространстве.

Полезные советы

Полезные советы для защиты от битья автомобиля током
Если ваш автомобиль бьет током, сделайте следующее:

  • Отправьтесь на станцию техобслуживания. В ходе диагностики специалисты смогут определить, есть ли проблемы с электрооборудованием. Если это так, они будут устранены;
  • Проверьте электропроводку и оцените состояние обшивки. В кожаных салонах дела со статическим электричеством обстоят гораздо благоприятнее. Если речь идет о других поверхностях, то их можно обезопасить от биения током чехлами с антистатическими свойствами;
  • По возможности не садитесь в салон в шерстяной или синтетической одежде.

Заключение

Если же предыдущие меры не принесли положительных результатов, необходимо убедиться, что:

  • электрические схемы ТС находятся в полном порядке;
  • одежда изготовлена из безопасных волокон, не накапливающих электричество;
  • салон обработан аэрозолью, а на корпусе есть антистатические полоски.

Полезной рекомендацией станет соблюдение особого алгоритма выхода из салона. Перед покиданием кабины следует взяться рукой за крышу или другую металлическую поверхность, а только после этого стать ногами на землю. Простой прием позволит избежать удара током.

Видео о биении автомобиля током:

Источник: fastmb.ru

i-TC.ru
Left Menu Icon